7 мин.

Запас прочности. Анализ тактической гибкости ЦСКА

Глубина скамейки, 3 состава ЦСКА и акцент на слабые стороны кадровой политики армейцев - все это в новой статье Блога Дилетанта.

Обложка

Начну с банальной вещи: у ЦСКА короткая скамейка. Сколько я себя помню, в заявке армейцев игроков всегда было меньше, чем в клубах с теми же задачами. Комплектация армейцев предусматривает универсализм некоторых исполнителей, который позволяет с минимальным понижением качества заменять отсутствующих по тем или иным причинам игроков.

Эта идеология, безусловно, эффективна. Не случайно универсалы зачастую ценятся выше узкоспециализированных исполнителей. Но в ней есть 1 изъян: если в  обойме не окажется 2-3 ключевых игроков простор для тактического маневра команды будет меньше. При этом нужно понимать, что,  хоть позиции на поле у игроков примерно одни и те же, все они имеют разные характеристики, манеру игры и психологию. Самое очевидное, что приходит в голову: Вернблум и Натхо. Оба играют в опорной зоне. Оба сильные игроки. Оба психологически стойкие бойцы. Но Понтус играет значительно ниже и реже совершает набеги в чужую штрафную. Бибрас – игрок созидания. Его тянет вперед. Вспомните матч с Ромой или субботнюю игру с Уралом. Зачастую израильтянин во время контратак оказывался за спиной у нападения соперников, вследствие чего на защитников оказывалось большее давления, что в итоге превращалось в нервозность в действиях (читай, в пропущенные мячи).

Игроков типа «Вернблум» в ЦСКА нет. Есть похожий Эльм, который тоже не часто ходит вперед, предпочитая исполнять роль реджисты, но он травмирован. Есть Цауня, который редко лезет на рожон и бежит вперед, сломя голову, но, по моему личному мнению, он не соответствует уровню основного игрока ЦСКА сейчас. Все остальные игроки не являются классическими волнорезами, активно помогающими в оборонительных действиях.

Но это лишь единичный пример. Я предлагаю посмотреть на 3 состава ЦСКА (во всех случаях используется схема 4-2-3-1, которая является наиболее часто используемой Леонидом Слуцким). На основу, второй состав и резерв из молодых (за редким исключением) игроков. При условии, что все игроки здоровы, схемы выглядят так:

Основной состав

Основной состав

Второй состав

Второй состав

Резерв

Резервный состав

*игрок в данный момент находится в аренде, но по мнению автора может еще вернуться в команду

**игрок сыграл 1 матч или не выходил в составе армейцев, но был в заявке, и считается перспективным, но не способным усилить команду здесь и сейчас (опять же мнение автора)

Должен кое-что пояснить: в расчет берется, что 1 игрок не может играть в двух составах. А также из двух опорников 1 разрушитель, а другой созидатель.

Позиция вратаря: без комментариев. Эта позиция – одна из двух, за которые можно не беспокоиться в плане комплектации.

Фланговые защитники: на данный момент в распоряжении Леонида Слуцкого есть 3 фланговых защитника (и только Набабкин может играть на обоих флангах) и Алексей Березуцкий, который если надо может залатать брешь на фланге. Это упущение. В ходе летнего межсезонья команду покинули Караваев и Тен, способные сыграть и слева и справа. В случае с Теном, аренда оправдана качеством игры. В случае с Караваевым, получением опыта за рубежом (пусть и в чешском середняке). Вроде бы все логично, но это не оправдывает отсутствие, какой бы то ни было альтернативы. Единственный молодой игрок, способный хоть как-то облегчить жизнь наставнику армейцев – Павел Котов, но он способен закрыть только левый фланг.

Центральные защитник: возможно, одна из самых проблемных позиций в ЦСКА в плане тактического выбора. Игнашевич, братья Березуцкие и молодой Никита Чернов, который, к его чести, смотрелся не хуже Алексея Березуцкого в матче с «Химиком». Конец списка.

Васин провёл уже 10 полных матчей за «Мордовию» и забил 2 гола, но его возвращение запланировано на следующее лето. 4 игрока на 2 позиции это мало, учитывая, тот факт, что защитники склонны получать желтые карточки. И нельзя забывать, что через 2 года контракты 3 главных защитников заканчиваются, и кто-то должен их заменить.

Опорник-разрушитель: 1 имя – Вернблум. Про Цауню я уже писал выше, а Головин, как показалось из матча Кубка России, пока не готов выходить на поле в основе. Думаю, этому молодому игроку следует давать больше практики. Может, выпускать в «уже сделанных» матчах. Только практика делает из игрока молодежного состава игрока основы.

Опорник-созидатель: с этим проще. На эту позицию претендуют не только означенные футболисты, но и Дзагоев с Милановым и Еременко. Ондуа добавлен на перспективу.

Эта позиция, благодаря летней трансферной кампании и прошлогоднего перепрофилирования атакующих полузащитников, перестала быть головной болью тренерского штаба.

Атакующий-полузащитник: позиция, которая не вызывает никаких опасений (еще раз «спасибо» лето 2014). Показателен тот факт, что даже в третьем составе эту позицию занимает Кирилл Панченко. Игрок достаточно неплохой для премьер-лиги с хорошим потенциалом. Добавим Ефремова, Миланова и Натхо. Если надо Тошича или Мусу. Идиллия… (вздох облегчения)

И да, я думаю, что сейчас Дзагоев предпочтительнее Еременко. Углубляться не буду, потому что из-за объяснений статья увеличится ровно в полтора раза, а читатели, которые приходят домой после тяжелого рабочего дня/учебы и хотят прочитать интересный материал, как правило, отдают предпочтение коротким и емким работам (сужу по себе).

Фланговые полузащитники: прежде всего, нужно сделать одну оговорку: Муса очень часто выходит на позиции нападающего из-за травм Сейду Думбия, который  последние 2 года больше лечится, чем играет.  Поэтому слева очень часто выходит болгарский универсал. Это создает определенный вакуум на скамейке. Конечно, когда Думбия здоров, у тренерского штаба есть возможность усилить фланги по ходу матча. Но когда Мусу отправляют вперед, левый фланг (правый-вотчина Тошича) теряет в мобильности и энергии.

Пояснение по Ефремову-Витиньо: выбрал игрока молодежной сборной России, потому что в желании и самоотдаче он превосходит бразильца. Сейчас для команды главное – желание всех игроков биться до конца и отдавать всего себя в каждом моменте. У Витиньо нет этих бойцовских качеств, нет злости (во всяком случае, зам год это никак не проявилось). Нередко его можно видеть растерянно смотрящим по сторонам и не понимающим, в какую зону надо двигаться и что от него вообще требуется. Ефремов, наоборот, в каждом матче старается доказать всем, что он достоин места на поле.

Нападающий: не знающий всей подноготной болельщик может посчитать, что проблем на этой позиции нет. Все остальные при словах «место нападающего в основе ЦСКА» невольно поморщатся. Чтобы не углубляться в вопрос а то текст и вправду станет в 1,5 раза объемнее, напишу кратко о каждом упомянутом игроке.

Думбия: форвард экстра-класса. Возможно, самый сильный нападающий РФПЛ. Способен создать момент из ничего и кардинально изменить ход игры, если выйдет даже на 30 минут в отдельно взятом матче. Минус – часто посещает лазарет. Есть подозрения, что это неплохое место для отдыха. Во всяком случае, там всегда есть люди.

Муса: о нем написано выше. Главная альтернатива «ивуарийскому носорогу».

Нецид: восстанавливается после травмы в чемпионате Голландии. Провел 670 на поле минут, забил 3 мяча и отдал 1 голевую передачу. К сожалению, закон запрещает ему играть в двух клубах одновременно.

Базелюк: лучший молодой игрок 2013 года травмировался летом и до сих пор не может набрать нужные кондиции. Матч в Дзержинске нам это показал.

Обобщая все вышесказанное: у руководства красно-синих ограниченный выбор игроков. Наиболее проблемные зоны: защита и нападение. Выбор играющих в этих зонах скуден до неприличия: 9 игроков на 5 позиций (без учета Мусы, но с учетом Чернова). С созидающими полузащитниками все в порядке, а вот с «волнорезами» туго. Есть повод сходить зимой на трансферный рынок закупиться впрок. Присмотреть какого-нибудь молодого, мощного и уверенно играющего в защите футболиста. Наиболее укомплектованной является позиции в атакующей тройке и место опорника-созидателя.

Вывод: тренерскому штабу придется провести работу с молодыми игроками с целью получения нужного опыта и набора удовлетворительной формы. Можно использовать 2 инструмента: выпускать игроков на поле в матчах с низкой степенью риска (кубок и игры со слабыми соперниками) и наставничество опытных игроков. Условный Николаеш (есть такой в молодежной команде) будет работать лучше, если его допустят до тренировок с основой. Особенно если опытный товарищ, например, Игнашевич будет регулярно давать ему советы по игре.

Если создать полноценную систему поддержки молодых резервистов со стороны игроков основы и тренерского штаба, то с большой долей вероятности через какое-то время болельщики смогут увидеть воспитанников клуба на поле на регулярной основе. Во всяком случае, стоит попробовать как-то реорганизовать сам процесс перехода из молодежного состава во взрослый. Ведь многие воспитанники уходят в другие клубы, даже не попробовав свои силы в главной команде. На это нельзя смотреть безразлично.

Спасибо за внимание, дорогой читатель. Надеюсь ты смог почерпнуть что-то интересное из этого материала. Всеми замечаниями и пожеланиями прошу поделиться в комментариях к этой записи. Буду рад узнать твое мнение и объяснить свою точку зрения, если что-то осталось непонятным.