10 мин.

Пять самых известных американских команд в истории Формулы 1

Интерес к Формуле 1 в США сейчас на подъеме. Успех гонки в Остине помог появиться этапу в Майами, а в 2023 к ним присоединится гонка в Лас-Вегасе. Плюс к этому Майкл Андретти хотел обзавестись собственной командой Формулы 1, на этом пути его ждут препятствия, но, если получится, это будет вторая команда из США на стартовой решетке.

Несмотря на силу американского автоспорта, с момента начала чемпионата мира в 1950 году было мало американских команд Формулы 1. Мы исключаем тех, кто участвовал только в Инди-500, когда она была в календаре чемпионата между 1950 и 1960 годами, потому что они не были командами Формулы 1 и не участвовали в Гран-При.

Было несколько частных американских участников, которые время от времени появлялись на своем домашнем Гран-При. Среди них, возможно, наиболее странным был легенда Индианаполиса Роджер Уорд на Гран-при США 1959 года. Но нас интересуют команды, которые выступали в Ф1 во многих гонках.

Для справки: команда Team Haas (USA) Ltd, которая базировалась в Британии и использовала шасси Lola в конце 1985 и большую часть 1986 года, набрала шесть очков за 19 стартов. Ее лучший результат пришелся на Гран-при Австрии 1986 года, когда Алан Джонс финишировал четвертым и опередил своего товарища по команде Патрика Тамбэ, хотя и отстал на два круга от победившего McLaren Алена Проста. 

Мы также хотели бы отдать должное команде Scarab, которая в 1960 году приняла участие всего в двух стартах чемпионата мира. Машина с передним расположением двигателя устарела уже к тому времени, когда она появилась, но она представляет собой потрясающее зрелище и доказала свою конкурентоспособность в борьбе со своими современниками.

 

5. Parnelli.

Годы: 1974-1976.

Гонки: 16.

Лучший финиш: 4.

Лучшая квалификация: 3 место.

Быстрейшие круги: 1.

Очки: 6.

Американская легенда гонок и победитель Инди-500 1963 года Парнелли Джонс вместе с Велко Милетичем в конце 1960-х годов основал команду Vel's Parnelli Jones Racing. Команда, которую часто называли просто Parnelli, изначально сосредоточилась на Indycar, где сразу же добилась успеха. Выиграв два Инди-500 и три титула USAC, Парнелли решил перейти в Формулу 1 в 1974 году. У него в команде был бывший конструктор Lotus Морис Филипп, а также Марио Андретти, который управлял единственной машиной.

Модель VPJ4 с двигателем Cosworth DFV дебютировала в чемпионате мира на Гран-при Канады. Андретти квалифицировался 16-м и финишировал седьмым, всего в четверти секунды от очковой зоны. Затем он стартовал третьим в финале сезона в Уоткинс-Глен, но был исключен из-за того, что ему помогали его механики за пределами боксов. 

Хотя Андретти редко попадал в топ-10 квалификации в 1975 году, он набирал очки в Швеции и Франции. Однако потеря поддержки Firestone оставила финансовую дыру, которую так и не удалось закрыть, и команда провела всего три гонки в чемпионате 1976 года, а Андретти финишировал шестым на Гран-при Южной Африки.

Марио Андретти за рулем Parnelli

 

4. Haas.

Годы: 2016-настоящее время.

Гонки: 126.

Лучший финиш: 4.

Лучшая квалификация: 4.

Быстрейшие круги: 2.

Очки: 215.

Команда Джина Хааса считается самой успешной новой командой, выступавшей в Формуле 1 за многие годы. Общеизвестно, что в Формулу 1 трудно пробиться, но Haas набрали очки в своей дебютной гонке в Австралии 2016 года и заняли пятое место в Кубке конструкторов 2018 года.

Штаб-квартира команды находится в США, в Каннаполисе, штат Северная Каролина, но у нее также есть база в Великобритании и своего рода «филиал» на базе Ferrari в Маранелло. Haas были первой американской командой Ф1 с тех пор, как не связанная с ней команда Haas Lola закрылась в 1986 году.

У Haas вообще много связей с Италией. Dallara, производитель автомобилей многих категорий, производили для них шасси с самого начала, а Ferrari поставляет свои двигатели. Кроме того, компания в целом поддерживает техническое партнерство с командой из Маранелло, что помогает снизить расходы.

После первого сезона с Романом Грожаном и Эстебаном Гутьерресом Haas четыре сезона провели с Кевином Магнуссеном и Грожаном. Гонщики команды еще не бывали на подиуме, но в активе есть два быстрых круга, а ее лучший результат на данный момент — 4 и 5 места на Гран-при Австрии 2018 года.

Перед сезоном 2021 команда полностью сменила состав, пригласив Мика Шумахера и Никиту Мазепина, и решила сосредоточить усилия на разработке машины под новые правила Формулы 1. И сезон получился очень сложным. У команды была самая медленная машина, и они впервые не смогли набрать хотя бы очко.

Но возвращение Магнуссена дало неожиданный импульс команде. VF-22 стала важным шагом вперед для Haas, и Магнуссен занял пятое место на открытии сезона 2022 года в Бахрейне.

Кевин Магнуссен на финише Гран-При Бахрейна 2022

 

3. Penske.

Годы: 1971, 1974-1976.

Гонки: 32.

Победы: 1.

Подиумы: 4.

Поул-позиции: 1.

Быстрейшие круги: 0.

Очки: 26 (без очков ATS, которые использовали шасси Penske).

Величайшая автоспортивная команда США ненадолго задержалась в Формуле 1, и ее три сезона были отмечены как трагедией, так и триумфом. Пенске использовал машины McLaren в двух последних Гран-при 1971 года, а Марк Донохью занял третье место на мокрой трассе в Моспорте. Но команда-победитель Инди-500 (а также грозная сила в Trans-Am и Can-Am) вернулась с собственным шасси в 1974 году.

Донохью, которого уговорили вернуться в гонки для участия в проекте, финишировал 12-м в дебюте машины PC1 с двигателем Cosworth DFV на Гран-при Канады. Команда запланировала провести полный сезон 1975 года, используя лишь одну машину с чемпионом Can-Am 1973 года за рулем.

Донохью набрал очки на Гран-при Швеции 1975 года, но был разочарован отсутствием темпа и невозможностью добиться желаемого прогресса с PC1. Команда перешла на March 751, и Донохью занял пятое место в британском Гран-При, прежде чем получил смертельные травмы в аварии на разминке в Австрии. Пропустив Гран-при Италии, Penske вернулись на финал сезона в США, теперь уже с Джоном Уотсоном в машине.

Уотсон привел модель PC3 к очкам на Гран-При Южной Африки 1976 года, и вскоре машину заменили на PC4, которая была более конкурентоспособной. За третьими местами в Поль-Рикаре (откуда Уотсона дисквалифицировали, но потом результат восстановили) и Брэндс-Хэтче (после дисквалификации Джеймса Ханта) последовала победа в Австрии.

Квалифицировавшись вторым и отбившись от March Ронни Петерсона, Tyrrell Джоди Шектера и McLaren Ханта, Уотсон выиграл гонку с преимуществом в 10 секунд. Это произошло через год после смерти Донохью на том же треке. Известно, что Уотсон сбрил бороду после пари с Роджером Пенске.

Несмотря на конкурентоспособность машины, дальше удалось набрать лишь одно очко, и Penske заняли пятое место в таблице, уступив только Ferrari, McLaren, Tyrrell и Lotus. Затем Роджер Пенске решил сосредоточиться на Indycar и продал машины, которые с единичными успехами выступали под знаменами ATS Racing Team и Interscope Racing в 1977 году.

Джон Уотсон за рулем Penske

 

2. Shadow.

Годы: 1973-1980.

Гонки: 104.

Победы: 1.

Подиумы: 7.

Поул-позиции: 3.

Быстрейшие круги: 2.

Очки: 67,5. 

Команда Shadow Дона Николса начинала как американская команда, но с сезона 1976 года выступала по британской лицензии. Единственная победа была одержана под британским флагом, но Shadow должны были выигрывать и до этого, и во многом это был американский проект Николса. 

Классная машина DN1 Тони Саутгейта взяла подиум уже во второй своей гонке на Гран-При Испании 1973 года под управлением американца Джорджа Фоллмера, а DN5 задавала темп в начале 1975 года. Жан-Пьер Жарье взял поул в первых двух раундах и уверенно лидировал в Гран-При Бразилии, пока не заклинило кулачковый рычаг дозатора топлива.

Чуть более месяца спустя Том Прайс выиграл внезачетную Гонку чемпионов в Брэндс-Хэтче на автомобиле с высокой прижимной силой. Были и другие положительные примеры, например, когда Прайс завоевал поул на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, но ошибки, невезение и ненадежность помешали Shadow одержать заслуженную победу. DN7 с двигателем Matra V12 была не слишком хороша, как и F5000.

Команда больше никогда не была так хороша, как до этого, но один светлый день, хотя, скорее, дождливый, все-таки был. Алан Джонс квалифицировался 14-м на своей DN8 на Гран-при Австрии 1977 года. Большинство стартовало на сликах в мокрых условиях, и Джонс здорово прорвался, вскоре поднявшись на второе место. Когда Cosworth DFV Ханта сломался за 11 кругов до финиша, Джонс вырвался вперед и одержал свою первую победу и первую для Shadow в чемпионате мира. В то время как Джонс присоединился к Williams и стал чемпионом мира, Shadow опускалась все ниже в таблице.

Команда потеряла часть своего персонала и спонсоров, которые ушли к Arrows в 1978 году. А затем возник юридический спор по поводу сходства между DN9 и Arrows FA1, который Shadow выиграли. После этого команда стала частью Theodore Racing, прежде чем окончательно закрыться в 1980 году.

Не обошли команду и трагедии. Питер Ревсон погиб в результате несчастного случая на тестах в Кьялами в 1974 году, а Прайс погиб при ужасных обстоятельствах на том же месте на Гран-При Южной Африки 1977 года, когда он сбил бегущего через дорогу маршала.

Жан-Пьер Жарье за рулем Shadow

 

1. Anglo American Racers (Eagle).

Годы: 1966-1968.

Гонки: 27.

Победы: 1.

Подиумы: 2.

Лучшая квалификация: 2 место.

Быстрейшие круги: 2.

Очки: 17. 

Команда существовала всего три сезона, но Anglo American Racers оказали большое влияние на Формулу 1, не в последнюю очередь потому, что модель T1G считается одной из самых красивых гоночных машин всех времен.

Один из величайших гонщиков США Дэн Герни покинул Brabham в конце 1965 года, чтобы создать свою собственную команду, а ее подразделение Формулы 1 базировалось в Великобритании. Бывший сотрудник Lotus Лен Терри был приглашен в качестве конструктора, а Weslake разработали двигатель V12 для Eagle, таким образом, команда не была просто клиентом Cosworth, как другие команды в нашем списке. 

Первая машина команды приводилась в движение маломощным двигателем Climax и дебютировала в чемпионате мира на Гран-при Бельгии 1966 года. Герни набрал первые очки для коллектива, заняв пятое место на следующем этапе во Франции. Это были первые очки, набранные американской машиной в Формуле 1.

Двигатель V12 появился ближе к концу сезона, а Герни выиграл гонку чемпионов в Брэндс-Хэтч в начале 1967 года. Eagle были быстры, Герни неизменно квалифицировался ближе к началу стартовой решетки, но надежность была проблемой, и двигатель V12 имел тенденцию терять мощность во время гонок.

Появление Lotus 49 с двигателем Cosworth DFV изменило ситуацию, но Герни часто был ближайшим соперником британцев. Он блестяще выиграл Гран-при Бельгии 1967 года с рекордной скоростью и выиграл бы на Нюрбургринге, если бы у Eagle не сломалась полуось в конце гонки. Несмотря на третье место в Канаде, отсутствие регулярных финишей позволило Eagle занять только седьмое место в чемпионате. Помимо этого, поддержка команды со стороны Goodyear ослабла, что тоже оказало негативный эффект.

Финансовые проблемы и большая доступность DFV для всех команд в 1968 году сделали Eagle неконкурентоспособными, и команда использовала машины McLaren в последних трех гонках чемпионата, а Герни финишировал четвертым в Уоткинс-Глен, прежде чем покинуть Формулу-1.

Все шасси American Racers и Eagle стали мощными силами в Indycar, одержав две победы в гонке Инди-500 и титул USAC в 1970-х, прежде чем AAR запустили успешную программу Toyota IMSA GTP в начале 1990-х.

Дэн Герни за рулем Eagle

 

Это перевод статьи Кевина Тернера с сайта motorsport.com от 11 апреля 2022 года.

Фото: MotorSportImages.com, LatImages.

История Дэна Герни

 

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал