12 мин.

История Lotus. Часть 1: 1957-1960. Нет пути назад

Можно заметить, что Колин Чэпмен оставил немалый след в истории чемпионата Формулы 1, хотя первоначально у него не было интереса в участии в нем. Британский ответ Энцо Феррари? Конечно! И в хорошем, и в плохом смысле. Полвека назад команда BRM считалась британским аналогом «чертовых красных машин», в основном, потому что они сами строили двигатели для собственных шасси (но по большей части не так успешно, как их итальянские коллеги).

Но, если честно, именно Lotus заслуживала этот неформальный титул, учитывая, как выглядели и какое влияние оказали на автоиндустрию дорожные машины компании, их разнообразные спорткары и формульные творения и, конечно, невероятный успех гоночной команды в Формуле 1, который был достигнут примерно за пару десятилетий технической революции и развития. Даже сейчас команда Чэпмена все еще имеет столько же кубков конструкторов, сколько и Mercedes (7) и занимает по этому показателю четвертое место. Команда пятая по количеству побед (79) и за рулем ее машин шесть раз чемпионами становились пятеро великих гонщиков: дважды Джим Кларк, Грэм Хилл, Йохен Риндт, Эмерсон Фиттипальди и Марио Андретти.

Колин Чэпмен и Стирлинг Мосс в Оултон парке

Главной движущей силой команды был ее влиятельный, харизматичный, гениальный руководитель. Команда Lotus, оригинальная, настоящая, пережила своего основателя на десяток лет, а затем покинула чемпионат 27 лет назад. И неважно, как в последующие десятилетия обращались с легендарным именем, Lotus навсегда вошла в историю Формулы 1 – и все благодаря Энтони Колину Брюсу Чэпмену.

Он родился 9 мая 1928, его отец, Стэн Чэпмен, был директором отеля Station на севере Лондона – там Колин создаст свою компанию в 1952. Он был выпускником University College в Лондоне по программе инженера. В студенческие годы он также научился летать и недолго служил в Королевских воздушных силах. Его страсть к самолетам отразилась и на том, как он разрабатывал машины. Его жена Хэйзел, с которой он познакомился на танцах в 1944, помогла ему 25 долларами, чтобы основать Lotus. Вскоре специальные гоночные и легковесные спорткары компании стали все чаще появляться на разнообразных британских трассах. И было не так важно, что босс и сам был хорошим гонщиком и мог дойти до Ф1, если бы хотел.

Вместо этого его целью был поиск новых решений в инженерии и разработке машин. До того, как команда приняла участие в Гран-При, Тони Вандервелл решил использовать обширные знания и наработки Чэпмена по монолитному рамному шасси и дизайну подвески, чтобы довести до ума собственные гоночные Vanwall. Вместе с конструктором Фрэнком Костином и его каплевидным дизайном кузова они смогли завоевать первый Кубок конструкторов в 1958. Также Колин консультировал конструктора BRM Питера Бертона при разработке P25, что сделало из команды-разочарования победителя гонок в 1959. Но к этому времени у Чэпмена уже были свои идеи по поводу Формулы 1, хотя ему еще и было необходимо сделать пару штрихов.

Колин Чэпмен, Ле-Ман 1955

Легкий Lotus 12, который был представлен позади отеля Station в октябре 1956, смотрелся весьма неплохо для нового регламента Формулы 2 1,5 литра, который должен был вступить в силу в 1957. Машина была создана совместно с Джоном Ламбертом и Майком Костином (братом Фрэнка и будущим “Cos” в названии компании Cosworth), она весила всего лишь 280 килограммов, а спереди под капотом у нее был четырехцилиндровый двигатель Coventry-Climax FPF мощностью 141 л.с., то есть соотношение мощности к весу было 451 л.с. на тонну. У нее были дисковые тормоза Girling, двойные поперечные рычаги передней подвески, диски из магниевого сплава и карданный вал, который был опущен максимально низко ради центра тяжести. Чтобы передавать мощность на колеса использовалась пятиступенчатая секвентальная коробка передач в «мотоциклетном стиле», но вот возвращать в прежнее положение ее нужно было вручную – сама она этого не делала. Если коротко, уже здесь были видны черты будущих успехов команды. Хотя казалось, машина такая маленькая и легкая, что дунь чуть сильнее, и машина улетит.

Кампания 1957 была не слишком удачной, так как в Великобритании были хороши машины Cooper, а на континенте блистали Ferrari и Porsche. И уже тут начала зарождаться репутация Lotus как ненадежной машины. Были проблемы с коробкой передач, с полуосями, плюс возникали настораживающие трещины в тонких трубах шасси – все это не позволяло Грэму Хиллу, Клиффу Эллисону, Кейту Холлу и первому гонщику на клиентском шасси Деннису Тэйлору показать, на что они были способны.

Джим Кларк за рулем Lotus в Зандворте 1960

Но Чэпмен учился, а также демонстрировал необычайную способность нанимать в команду тех, кто неизменно делал ее лучше. Выпускник Лондонского Университета Кит Дакворт (позднее “worth” в названии Cosworth) присоединился к команде в 1957 и быстро помог исправить ненадежность коробки передач. Но Lotus все еще было далеко до лидеров чемпионата, вдобавок у Чэпмена были и другие заботы. Больший приоритет отдавался производству его двухместного купе модели 14, которое известно как Elite. Но давление со стороны гонщиков и растущая мощь Coventry-Climax и их двигателей Ф2, адаптированных для Гран-При, заставили Чэпмена пересмотреть свои приоритеты. На гонке International Trophy в Сильверстоуне 3 мая 1958 Грэм Хилл за рулем прототипа Lotus 12 для Ф1 занял восьмое место, а Эллисон за рулем машины Ф2 приехал шестым. Дальше была первая гонка чемпионата в Монако, где Эллисон снова был шестым несмотря на то, что вынужден был вылезти из машины и толкать ее. В Зандоворте он повторил этот результат, когда под капотом у него был уже двигатель Climax большего объема. Пути назад теперь не было.

Именно Эллисон первым засветил имя Lotus В Ф1, а не 29-летний гонщик-механик Грэм Хилл. В 1958 камберлендец занял четвертое место в Спа и блистал на Нюрбургринге на восстановленной после аварии Хилла машине. С конца стартовой решетки он мог финишировать вторым, но потек радиатор. С другой стороны, ему повезло избежать травм после аварии за рулем модели 16 на тренировке в Опорто. Но он все же вышел на старт за рулем Maserati 250F, а команды поделили стартовый взнос между собой. Да, то были другие времена. Клифф настолько хорошо ехал, что чемпион мира Майк Хоторн, который погибнет в начале 1959 в результате дорожной аварии, впоследствии порекомендует его в Ferrari на следующий сезон. Это могло быть начало великолепной карьеры в Формуле 1, но из-за двух аварий, вторая из которых произошла за рулем клиентской гоночной машины Lotus, Эллисон вынужден был закончить с гонками слишком рано.

Грэм Хилл

Уход Эллисона в Ferrari в 1959 заставил Грэма Хилла и шотландца Иннеса Айленда взять на себя ведущие роли в команде. В середине 1958 была представлена модель 16, которая была явным шагом вперед по сравнению с модельюо 12, но эт все еще была машина Ф2, адаптированная под Ф1. Так же как и «старшая» машина Vanwall, которая выиграла Кубок конструкторов благодаря Стирлингу Моссу, Тони Бруксу и Стюарту Льюису-Эвансу, 16-ая с шасси от Чэпмена была «завернута» в корпус Фрэнка Костина и сделана из легчайшего алюминиевого сплава. В тот сезон машина особо не демонстрировала результатов, но Хиллу удалось прервать череду сходов шестым местом в Монце.

В 1959 результаты тоже не пришли – Грэм не набрал ни одного очка. Хилл и Чэпмен были похожи в том, как они ставили цели и добивались их. Наверное, слишком похожи. Между ними всегда были трения, и, устав от поломок машины, Хилл ушел в BRM. Через семь лет он вернутся назад, за это время много воды утечет.

В 1959 рядом с Хиллом сначала будет американец Пит Лавли. После гонки International Trophy он прибыл в Монако, а вот его машина нет – сломалась машина-перевозчик. Разочарованный Лавли отправился домой. Но все же ему удалось управлять Lotus в Гран-При – десять лет спустя он финишировал седьмым в Канаде на собственной Lotus 49B…

Колин Чэпмен, Иннес Айленд, Джим Кларк, Алан Стейси

Вместо Лавли за руль сел Иннес Айленд. В своем дебюте в Ф1 в Зандворте он занял четвертое место, но затем в гонке Ф2 в Руане у Иннеса сломались тормоза, он врезался в отбойник на скорости 160 км/ч, вылетел из машины и пролетел мимо деревьев, оказавшись в 18 метрах от нее. Машина все еще лежала на носу, двигатель работал. Как и у Хилла, у Айленда было несколько очень опасных аварий. На трассе АФУС двигатель его Lotus просто отвалился, по пути на стартовую решетку в Лиссабоне он обратил внимание на то, что его колеса стояли под странным углом. Да неважно: это можно поправить на стартовой решетке. В Монце понадобилось еще больше усилий, так как из-за бэнкинга в шасси образовалось несколько трещин. В гонке он почувствовал, что что-то не так: шасси разломилось надвое. Но так как Хилл ушел в BRM, Иннес был в деле, особенно учитывая высокие ожидания. Производство машины Elite было налажено, а в октябре 1959 компания переехала на новое место в Чеснате. Пришло время заявить о себе в Ф1 по-настоящему и скинуть Cooper с пьедестала.

Чэпмен всегда говорил, что модель 18 1960 года была его первой настоящей машиной Формулы 1, хотя схожий дизайн так же использовался в Formula Junior и в Ф2. В команду взяли аса-чертежника Лена Терри, который смог улучшить надежность и жесткость шасси. Все извлеченные уроки и постоянное стремление Чэпмена экспериментировать принесли результат в виде 18-й. «Завернутая» в стекловолокно Williams & Pritchard эта машина походила на чемпионскую Cooper в том, что имела двигатель Coventry-Climax, установленный позади гонщика. На этом схожесть заканчивалась. Если убрать кузов, можно было увидеть огромный 83 литровый топливный бак, расположенный у ног гонщика, что сейчас могло бы напугать современного зрителя (да и некоторых людей той эпохи тоже). Но позади гонщика располагался еще один топливный бак на 35 литров. Таким образом оба располагались в пределах колесной базы для лучшего распределения веса и управляемости. Это был новаторский подход, который все отметили.

Иннес Айленд

Новая машина с алюминиевым шасси дебютировала в конце декабря 1959 в Брэндс-Хэтче перед тем, как отправиться в Аргентину, где Айленд впервые вывел машину Lotus в лидеры Гран-При, но случились неизбежные механические проблемы. Он финишировал шестым со сломанным тормозным диском и лишь одним целым передним колесом (второе не поворачивало). Но заявление было сделано. По дороге домой Джон Купер и Джек Брэбем начали обдумывать ответ на новую угрозу из Чесната: модель T53.

В Англии Айленд добыл первую победу в Формуле 2 в Оултон Парке, а затем через две недели совершил сенсацию в Гудвуде, которая подтвердила худшие опасения Cooper: Иннес дважды победил Стирлинга Мосса – в Формуле 2 и в Формуле 1. По крайне мере это позволило британцу рассмотреть маленький Lotus с лучшего ракурса, и он немедленно сообщил своему другу Робу Уокеру сделать заказ, хоть это и было непросто. Стирлинг любил Чарли Купера и его сына Джона и подозрительно относился к Чэпмену. Но из-за того, что топливный спонсор заблокировал ему доступ к Cooper T53, Стирлингу была необходима модель 18, чтобы наконец выиграть чемпионский титул. Он говорил, что машинами Cooper было проще управлять, но Lotus были просто быстрее.

Айленд выиграл гонку International Trophy, но Мосс и Уокер уже были готовы выставить 18-ую в Монако. Стирлинг побьет заводские машины и одержит дебютную победу для марки на самой знаменитой гонке в календаре. Но для Lotus старт новой яркой эры мог так и начаться. Сначала Брэбем смог ответить на гонке в Зандворте, а затем команды приехали в Спа.

Стирлинг Мосс за рулем Lotus 18 побеждает в Монако

Сначала у Мосса отвалилось колесо из-за поломки ступицы, он вылетел на полной скорости, сломал ноги, таз и спину. И снова потерял шансы на титул. Почти одновременно Майк Тейлор серьезно пострадал в аварии из-за поломки рулевой колонки. Но худшее было впереди. Молодой гонщик заводской команды Алан Стейси (удивительный молодой человек, дебютировавший в Гран-При с протезом нижней части правой ноги) погиб за рулем Lotus, но в этот раз машина была ни при чем. Считается, что он столкнулся с птицей. А затем погиб многообещающий гонщик Крис Бристоу за рулем Yeoman Credit Cooper. Брэбем одержал безрадостную победу, а пятым всего во второй своей гонке финишировал новичок, на которого произошедшее произвело сильнейшее впечатление. Джим Кларк всегда был великолепен в Спа, но он ненавидел эту трассу.

После всех трагедий Брэбем и Cooper выиграли второй подряд титул. Но инициатива уже переходила к Lotus. А к шотландскому фермеру Джиму Кларку присоединился еще один известный новичок.

Сегодня в это сложно поверить, но Джон Сертис решил перейти в гонки на четырех колесах после шестого (350сс) и седьмого (500сс) титулов в мотоциклетном спорте, и при этом его первой гонкой был заезд в Гудвуде за рулем машины Cooper Formula Junior под руководством Кена Тиррелла, где его едва-едва опередил Джим Кларк на Lotus. Чэпмен быстро его приметил и уже на Гран-При Великобритании (лишь вторая гонка в Формуле 1 для Сертиса) Джон финишировал вторым. Затем он лидировал в Опорто, но его застали врасплох трамвайные пути на трассе. Сертис сразу стал новой звездой Формулы 1.

Теперь у Чэпмена в команде были Кларк и Сертис, и они упивался завистью соперников. Однако, он забыл про Айленда, который в свою очередь выиграл третью внезачетную гонку сезона в Снеттертоне. Тот результат в Гудвуде к концу сезона будет уже слишком далеким, ведь Мосс, который невероятным образом вернулся на гонке в Португалии (всего через восемь недель после Спа), выиграл на Гран-При США в Риверсайде. Да, машина Роба Уокера одержала и первую, и вторую победу для марки Lotus. А Иннес и Джон в итоге рассорились. Сертис, нежная натура, решил уладить дело с помощью Чэпмена. Спустя время Джон понял, что это было слишком наивно. Ну и в тот момент, во время своего первого сезона, он не мог знать, что потерял возможность управлять самой быстрой машиной в чемпионате (даже несмотря на то, что она была очень хрупкой).

Но мог ли Джон и дальше оставаться музой Чэпмена? Точно нет. Оба были слишком своенравными, слишком сильными, и не могли долго сосуществовать в одном пространстве. Вместо этого взгляд босса упал на относительно спокойного и невероятно талантливого Кларка. Это была пара, которая определила десятилетие в Формуле 1.

Это перевод статьи Дэмиэна Смита из журнала GP Racing UK за апрель 2021.

Об Иннесе Айленде

О Джиме Кларке

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал