6 мин.

Месьё Ле-Ман, для которого гонки были хобби - Жаки Икс и его путь

 

В 1958 году Жак Икс, довольно известный в то время журналист, взял с собой на трассу Спа-Франкоршам своего сына, Жаки Икса. Тому было так скучно, что он попросил папу отвезти его обратно домой. Жаки Икс: «Возможно, я всегда был немного необычным человеком. Правда в том, что я никогда не хотел стать гонщиком, никогда не думал об этом. Да, я поехал тогда в Спа, но мне было совершенно неинтересно. Я помню, как увидел в Брюсселе до гонки Стирлинга Мосса и других на вечеринке – даже это меня не впечатлило!»

 

В конце концов, его отец разлюбил гонки, объясняя это тем, что он потерял слишком много друзей. Его сын подтвердил это: «Так и было. Слишком многие погибли, и это доставляло ему боль, но он поддерживал меня, когда я начал заниматься гонками. В школе я учился не слишком хорошо, но в 16 лет мне подарили мотоцикл, и в первый раз я осознал, что могу что-то делать по-настоящему хорошо, я понял, что могу быть победителем».

 

Жаки Икс, Brabham BT26A Ford, Гран-При Германии 1969, Нюрбургринг

 

 

Как только Жаки сел за руль, его прогресс был стремительным. За успехом в туринге последовали прекрасные выступления за Кена Тиррелла в 1967 в Формуле 2, что привело к полноценному дебюту в конце сезона за Cooper. А потом был контракт с Ferrari. И хотя двигатель V12 уступал Cosworth DFV, у Ferrari получилось хорошее шасси в 1968-м. Да, Крис Эймон был лидером команды в том сезоне, но именно Жаки Икс одержал единственную для итальянцев победу в сезоне в дождевой гонке в Руане: «Крис был замечательным парнем, прекрасным гонщиком, он был быстрее меня, без сомнений. Он завоевывал поул-позиции, так часто лидировал в гонках, но не мог победить из-за машины. Я был новичком в команде и сразу выиграл Гран-При Франции. Это должен был быть он…»

 

В день победы Икса, 7 июля, паддок скорбел по погибшему Жо Шлессеру. Это была четвертая смерть за месяц после Джима Кларка, Майка Спенса и Людовико Скарфиотти. Жаки Икс: «Это была моя первая победа. На замечательной трассе. Но время было ужасное. Конечно, я был молод и не думал, что это может произойти со мной. С кем-то другим, да, но не со мной. Честно говоря, ты должен был так думать, иначе не мог бы продолжать гоняться. Гонки тогда были делом рыцарей: ты гоняешься и умираешь ради спорта. Когда кто-то погибал, это всеми принималось как часть игры в каком-то смысле. Произошедший рост безопасности – это хорошо, сейчас вы гораздо меньше рискуете. Иногда я думаю, как я остался в живых, а другие – нет. Я вспоминаю гонку Ф2 в Барселоне, где я пытался обогнать Кларка на первом круге – я врезался в заднюю часть его машины. Мы оба выбыли из гонки, и это была целиком моя вина. Джимми был лучшим в мире, он мог запросто «наехать» на меня, но мы просто спокойно поговорили. А через неделю он погиб. Если вы придете ко мне домой, вы и не узнаете, что я был гонщиком: никаких трофеев и лишь одна фотография на стене – ее сделал Джесси Александер, на ней изображен уставший Джимми после гонки в Спа».

Жаки Икс, Ferrari 312B3, Гран-При Монако 1973

 

В 1969 Ferrari вернулась в гонки спорткаров, так что Икс, который хотел продолжать гоняться за Джона Уайера, ушел в Brabham, выиграв у Джеки Стюарта на Нюрбургринге, а также одержав победу в Моспорте. После ухода Эймона Энцо Феррари хотел вернуть Жаки назад. И в 1970 за рулем 312В он почти стал чемпионом мира. «Поначалу 312В не была надежной, но затем мы смогли бороться с Йохеном Риндтом и Lotus 72. Но тогда у Йохена было большое преимущество по очкам, и его уже было сложно догнать».

 

А затем была Монца, где Риндт погиб. После победы в Канаде Икс вдруг оказался единственным реальным претендентом на титул. «Во-первых, честно, титул чемпиона для меня ничего не значил, моей целью всегда были победы в гонках, а не подсчет очков за каждую позицию. И тем не менее, ситуация была тяжелой. Я был обязан попытаться выиграть титул, если не для себя, то для Ferrari. И, если бы я выиграл три последние гонки, я выиграл бы титул с преимуществом в одно очко. Я выиграл в Сен-Жовите, но затем в Уоткинс-Глен у меня были проблемы, и я финишировал четвертым. И у меня отлегло. Я не хотел становиться чемпионом, одолев человека...которого уже не было рядом. И где здесь триумф? Йохен заслужил титул. Если Бог существует, то он поступил правильно. Я приехал на последнюю гонку в Мехико в хорошем расположении духа. И выиграл».

Жаки Икс/Джеки Оливер, John Wyer Automotive Engineering Ltd, Ford GT40 впереди второго экипажа команды во время гонки 24 часа Ле-Мана 1969

 

Икс выигрывал за Ferrari и в следующих двух сезонах, например, в доминирующем стиле на Нюрбургринге в 1972, но затем удача отвернулась от команды. И хотя у Жаки были хорошие воспоминания о времени в Маранелло, он перешел в Lotus. С этого момента его карьера в Формуле 1 пошла на спад, но впереди была еще победа: в сильнейший ливень в 1974 на трассе Брэндс-Хэтч – во время гонки чемпионов Икс обогнал Лауду по внешней траектории…

 

Икс был прекрасным гонщиком Формулы 1, но его помнят благодаря победам за команды Уайера, Ferrari и Porsche в гонках спорткаров. Шесть побед в Ле-Мане, включая невероятный триумф в 1969, когда его Ford GT40 опередила Porsche Ханса Херманна с минимальным преимуществом. Победа, которую сам Жаки помнит лучше всего, случилась в 1977 году. «Моя машина выбыла из борьбы из-за проблемы с двигателем. Я пересел в другую машину, у которой тоже были проблемы. Я был на 40-м месте. Впереди были четыре заводских Renault, которые были самыми быстрыми на трассе, но мы все гнали как сумасшедшие, прессинговали их, и к утру последняя из них сошла. Это был один из тех дней, когда ничто не могло остановить меня».

Победитель Гран-При Германии 1972 на Нюрбургринге Жаки Икс, слева - Клей Регаццони (2-е место), справа - Ронни Петерсон (3-е место)

 

Икс участвовал в разных гонках, он выиграл чемпионат CanAm, выигрывал в Батерсте, был триумфатором ралли Париж – Дакар. Его вполне можно было бы сравнить с Моссом и Андретти, но сам он говорит об этом пренебрежительно. «В обычной жизни эгоизм может считаться отрицательной чертой, но в гонках это необходимо, чтобы побеждать. Сейчас я гораздо более счастлив, чем раньше, я как будто другой человек. Когда я был молодым, у меня был непростой характер, я хотел только побеждать. Но сейчас у меня уже нет такого эго. Я смотрю гонки по ТВ, мне нравится бывать в Монако и в Спа, но, если в Гудвуде я всех знаю, то Ф1 – больше не мой мир, и вряд ли я смог бы в нем выжить. Не в физическом плане, сейчас гонки стали безопаснее, это так, но медиа, спонсорские мероприятия…я бы ненавидел все это. Я никогда не был профессионалом в полном смысле слова, для меня гонки всегда отчасти были видом хобби. Между гоночными уик-эндами я совсем не думал о гонках…»

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за июль 2020.

Фото: MotorsportImages.com; Rainer Schlegelmilch, David Phipps

Ле-Ман 1969 года – знаковый: последняя победа легендарного «Форда», подъем «Порше» и окончание забегов на старте

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм канал