6 мин.

«Я бы не знал, как жить, если бы не гонки». История Альберто Аскари

22 июня 1952 Аскари выиграл Гран-При Бельгии за рулем Ferrari, 21 июня 1953 он сделал то же самое. И за вот эти 12 месяцев в Гран-При побеждал только он и никто больше. Да, правда, тогда гонок было меньше, чем сейчас, но были еще внезачетные этапы, и Аскари там тоже доминировал – он победил в Сиракузах, По, Марселе, Ла Буле и Бордо. Так что Аскари вполне может выдержать сравнение с другими великими гонщиками.

 

Его отец Антонио тоже был хорошим гонщиком и выиграл в свое время большое количество гонок за Alfa Romeo. Он погиб, лидируя на Гран-При Франции в Монтлери в 1925, Альберто тогда было 7 лет. Как и многие в его время он начал карьеру в гонках на мотоциклах, а уже затем пересел на четыре колеса. В 1940 он принял участие в Mille Miglia, а его машина (Tipo 815) по факту была первой Ferrari, хотя пока и не носила это имя.

Альберто Аскари, Lancia D50

К концу войны Аскари был женат и у него было двое детей. Он не хотел возвращаться в гонки, но его друг Луиджи Виллорези видел в нем талант, которого у него самого не было. Альберто, вернувшись раз, уже не смог уйти. Два года он гонялся на Maserati, в 1948 он выиграл в Сан Ремо и финишировал вторым после Виллорези в Сильверстоуне, в первом Гран-При Великобритании.

 

В том году в Реймсе Аскари предложили гоняться на заводской Alfa, он согласился, и ему было комфортно рядом с напарником Жаном-Пьером Вимиллем. По логике Alfa должна была подписать его и на 1949, но, когда в начале года погиб Вимилль, компания решила не участвовать. И так началась легенда Аскари и Ferrari: в Берне он одержал первую победу для итальянцев, затем впервые победил в Монце. В 1950 Alfa вернулась, и два сезона постоянно боролась с Ferrari. Аскари побеждал в гонках, но титул завоевать на удалось. В 1951 в общем зачете Альберто был вторым после Фанхио. Зато в следующие два года, которые проходили по правилам Формулы 2, Аскари был неудержим. Фанхио: «Когда я увидел Джима Кларка, я вспоминал Альберто десятилетней давности – поул, лидерство от старта до финиша…это выглядело так естественно…»

Альберто Аскари, Ferrari 625

Несмотря на то, что Феррари и Аскари были близки (Энцо говорил о нем, как о своем сыне), их союз подошел к концу в 1953. Вокруг все недоумевали. Но все было просто: Аскари, несмотря на все свои успехи за рулем Ferrari, считал, что ему платили недостаточно. У него были хорошие апартаменты в Милане, но гонщики тогда не были богатыми. Теперь Аскари был национальным героем, потягаться с ним мог только Фаусто Коппи – первый человек, выигравший в один год обе великие велосипедные многодневки Тур де Франс и Джиро Д’Италия. Коппи и Аскари стали друзьями, а обида на Ferrari у Альберто только выросла, когда он узнал, что топовым велосипедистам платили больше, чем гонщикам.

 

Альберто перешел в Lancia, которая строила машину D50 для гонок. К сожалению, понадобилось много времени, чтобы ее подготовить. И, хотя первые тесты новой машины прошли в феврале 1954, она не появилась на трассе раньше октября. Невероятно, но в этот период у двукратного чемпиона мира было мало работы. В Реймсе и Сильверстоуне он гонялся на Maserati, но машина сломалась оба раза. Высшей точкой 1954 была гонка Mille Miglia, которую Аскари выиграл. Надежды на то, что новая машина Lancia дебютирует в Монце, разрушилась, и казалось немыслимым, что национальный герой не сможет принять участие в домашней гонке. Ему предоставили заводскую Ferrari, и Аскари боролся за лидерство с Фанхио на Mercedes, пока у Альберто не отказал двигатель.

Среди зрителей был 14-летний Марио Андретти, который собирался отправиться в США, чтобы начать там новую жизнь: «Аскари был мои кумиром. Моя жизнь крутилась вокруг него, ни на кого он не оказал такого влияния, как на меня, хотя я даже не встречал его».

 

Когда Lancia появилась на трассе впервые в Барселоне, Аскари завоевал поул с преимуществом в секунду над Фанхио. Он лидировал в гонке, пока не сломалось сцепление. И, хотя Альберто был разочарован, он с оптимизмом смотрел на предстоящий сезон в 1955, который он начал с побед во внезачетных гонках в Турине и Неаполе. На втором этапе Чемпионата мира в Монако он стартовал с первого ряда между Фанхио и Моссом. Тогда ни один из Mercedes не финишировал, а Аскари сразу после поломки двигателя у Мосса на 81-м круге захватил лидерство. Но в шикане он поскользнулся на масляном пятне от машины Стирлинга, тормоза на D50 не сработали (машина страдала этим), и Аскари улетел за пределы трассы в гавань. Среди свидетелей этого был актер Питер Устинов, который рассказал о том моменте: «Я видел, как машина вылетела из тоннеля, а затем ничего! Я не мог принять тот факт, что Аскари улетел в воду, и я почувствовал себя плохо. Полагая, что он все-таки выжил, я боялся, что он потерял сознание и мог утонуть. После того, как прошла целая вечность, он показался на поверхности воды».

Хосе Фройлан Гонсалес и Альберто Аскари

Через четыре дня после этого случая Аскари отправился в Монцу, где его протеже Эудженио Кастелотти тестировал Ferrari 750S для воскресной гонки спорткаров. Альберто был в костюме и галстуке и не собирался садиться за руль. Но уже днем он подумал, что, может, ему стоит проехать несколько кругов на новой машине. Он надел белый шлем Кастелотти и залез в машину. На третьем круге он попал в аварию в повороте Curva Vialone, который никогда не представлял сложности для гонщика его калибра. Vialone, который теперь переименован в честь самого Аскари, не был шиканой в те дни, это был левый поворот, который проходился «в пол». Ясные следы от шин показывали, что машина пошла боком, потом стала кувыркаться, и Аскари выпал из нее. Кастелотти, Виллорези и другие поспешили к месту аварии, где нашли Альберто едва живым, но позже он скончался. Его похороны через несколько дней остановили жизнь в Милане. Фанхио: «Я потерял своего главного оппонента. Альберто имел невероятные навыки, но, что более важно, он был великим человеком, верным и щедрым другом».

 

Аскари всегда думал о благополучии своей жены Миетты и их детей, и он всегда знал, что его жизнь может быть короткой. И хотя он любил свих детей, люди считали, что он был слишком строг с ними, и однажды Энцо попытался ему помочь общению с ними. Альберто ответил, что он может однажды не вернуться домой и не стоит им слишком сильно привязываться к нему, иначе они будут страдать. Феррари спросил тогда, почему он просто не уйдет из гонок: «Аскари положил руки мне на плечи, и посмотрел мне в глаза. Он сказал: «Ты же меня знаешь. Я бы не знал, как жить, если бы не гонки».

 

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за июнь 2020.

Фото: MotorsportImages.com

«Большая голова». История Хосе Фройлана Гонсалеса, принесшего Ferrari первую победу в Формуле 1

«На трассе он был засранцем». История первого чемпиона «Формулы-1»

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм канал