8 мин.

Чем выше взбираешься, тем больнее падать. Карьера Себастьяна Феттеля в Ferrari

Уже скоро новый сезон начнется двумя гонками в Австрии, и в его преддверии журнал GP Racing UK решил кратко вспомнить основные моменты карьеры Себастьяна Феттеля в Ferrari перед тем, как немец проведет свой последний сезон за Скудерию и покинет команду...

 

2015. Яркое начало.

Себастьян описал свой переход в итальянскую команду как «сбывшуюся мечту». Да и могло ли быть иначе? Для молодого немца, который вырос на победах Михаэля Шумахера, единственной мечтой было повторить путь старшего товарища в Ferrari. И старт был впечатляющим, Феттель выиграл уже вторую гонку за итальянцев в тяжелых условиях жары в Малайзии. Потом было еще две победы в Венгрии и Сингапуре. Себ был даже впереди Росберга в чемпионате, но авария в Мексике и мощный финиш Нико в чемпионате на фоне досрочно выигранного Хэмилтоном титула лишили Феттеля вице-чемпионства.

С момента предсезонных тестов в Хересе Феттель за рулем красной машины выглядел совершенно новым человеком. Он говорил, что уход из Red Bull был «верным шагом в правильное время», а его форма в 2015-м была тому подтверждением. Ему гораздо больше нравились тормоза и управляемость Ferrari образца 2015-го, чем Red Bull 2014-го. Красная машина была еще и надежнее, и Феттель расцвел. Босс команды Маурицио Арривабене поставил цель одержать две победы. Три виктории Феттеля означали, что он без помощи напарника перевыполнил план. Это был, возможно, лучший сезон Себастьяна в Ferrari. Казалось, что самая знаменитая команда Формулы 1 нашла «нового Шумахера». Хотя Феттелю всегда было неловко от таких комментариев.

2016. С небес на землю.

Режиссеры знают, насколько сложно повторить успех сиквела, и каково в таком случае давление студии. Президент Ferrari Серджио Маркионне четко дал понять, что теперь команде нужен результат получше – первый титул (кубок конструкторов) с 2008-го года вполне подойдет. Под руководством технического директора Джеймса Эллисона Ferrari основательно вложилась и в разработку машины: большая работа была проведена с подвеской, аэродинамикой, силовой установкой. Эллисон перед стартом сезона сказал: «Все наши надежды связаны с этой машиной».

Сезон начался неплохо, Феттель лидировал в Австралии до того, как победа ушла к Mercedes после странной шинной стратегии Ferrari. Но трагедии не произошло. Феттель хорошо пилотировал в первой половине сезона, но машине не хватало скорости: коробка передач была ненадежна, двигатель подводил, шины расходовались слишком сильно, прижимной силы не хватало. И чем сильнее проявлялись проблемы, тем больше было напряжение в команде.

В середине сезона команду покинул Эллисон – Маркионне видел долгосрочное направление движения технического департамента иначе. Это позволило продвинуться вперед Маттиа Бинотто, пока менеджмент пытался залатать дыры. Были и стратегические ошибки, а лидерские качества Арривабене подвергались сомнению – Маркионне хотел большей эффективности отдачи своих вложений в команду. Феттелю все это тоже не нравилось, и его форма от этого тоже пострадала. Внезапно Кими Райкконен дал немцу бой на трассе и заодно пищу для размышлений. Во время Гран-При Японии Арривабене предложил Себастьяну сосредоточиться на управлении машиной, а не вмешиваться во внутренние дела команды. Ненужная тирада Феттеля в адрес Чарли Уайтинга во время Гран-При Мексики венчала не слишком удачный сезон. Настало время перезагрузки. К счастью, очередные изменения в регламенте давали Скудерии шанс начать все с нуля.

 

2017. Ах, так близко!

Конечно, мы пока не знаем, как пройдет последний сезон Феттеля в Маранелло, но, полагая, что SF1000 недостаточно хороша (а тесты показали именно это), можно с немалой долей уверенности утверждать, что чемпионом в составе Ferrari немец не станет. И тогда сезон 2017 останется тем, когда Себ ближе всего подобрался к мечте. Команда увеличила силы в техническом департаменте и смогла создать под руководством Бинотто удачную, добротную и поддающуюся настройке машину, которая была очень хороша на гоночной дистанции. Феттель вернулся к своей лучшей форме и выиграл четыре гонки до летнего перерыва, хотя у Mercedes все еще было небольшое преимущество в скорости.

Себастьян ожил на фоне лучшего сцепления машины с трассой и ее поведения в поворотах – все это были особенности нового регламента. Эти фишки были больше присущи машинам, которые Феттелю нравились в ранние годы его карьеры. Вдобавок это немного нивелировало роль новых гибридных силовых установок, которые немец никогда не любил. Хэмилтон называл начало сезона Феттеля «чемпионским стартом».

После Гран-При Венгрии Феттель выигрывал у Хэмилтона 14 очков, на повестке был новый трехлетний контракт, но потом Ferrari исчерпала свой запас надежности, и борьба Феттеля приняла новый оборот. Mercedes смогла справиться с своей «капризной дивой» (слова Тото Вольфа), и Хэмилтон смог перевернуть сезон – он выиграл пять из шести гонок с Бельгии до Остина. Надежды Феттеля были уничтожены.

Правда была в том, что Феттелю необходимо было провести идеальный сезон, чтобы побить Хэмилтона, машина которого все же была получше. Но Себ не добрался до идеала. Команда и гонщик совершили судьбоносные промахи в критически важные моменты. Памятный момент в Баку, когда Себ нарочно врезался в машину Льюиса, показал хрупкость ментального состояния немца, что сыграло свою роль в том сезоне. Себастьян в тот день отыграл очки у Льюиса, но он был унижен. Хэмилтон же был на подъеме. Когда сезон закончился, их чувства были точно такими же.

2018. Начало конца.

Именно в 2018-м показалось, что карьера Феттеля в Ferrari забуксовала, а вера команды в своего лидера пошатнулась. Тем не менее, все было не так плохо. Феттель выиграл четыре из десяти первых гонок, включая домашний этап для Хэмилтона, и лидировал в чемпионате.

И снова все начало сыпаться во второй половине сезона. Сначала была, как сказал сам Себ, «маленькая ошибка, приведшая к большим последствиям» на Хоккенхайме, где Феттель вылетел с трассы, лидируя в домашней гонке. Восемь очков преимущества в чемпионате превратились в 17 очков отставания. А затем британец выиграл шесть из семи гонок, и теперь очередное чемпионство снова было ближе к нему, чем к немцу.

Феттель смог реализовать преимущество силовой установки итальянцев в Спа, но на этом все. Ошибки перечеркнули все усилия: разворот в борьбе колесо в колесо с Хэмилтоном в Монце; разворот при попытке обгона Ферстаппена в Японии; разворот в борьбе колесо в колесо с Риккардо в Остине. Хэмилтон же все это время становился только сильнее. После гонки в Мексике за два этапа до финиша он снова стал чемпионом. В пятый раз, превзойдя и Феттеля по количеству титулов.

Казалось, что Хэмилтону даже жаль своего оппонента. Возникли вопросу по поводу того, а способен ли еще Феттель бороться за самые высокие места на длинной дистанции? Росс Браун сказал, что Себ был не в форме; возобновились разговоры о том, что Феттель без Ньюи ничего не стоит. И интересно было бы узнать, а мог бы Хэмилтон выиграть титулы в 2017-м и 2018-м, если бы они с Феттелем поменялись машинами? И многие были уверены, что смог бы.

Внутри команды у Себа тоже не все было в порядке. К тому моменту в Скудерии были приняты ключевые решения, которые имели серьезные последствия для Феттеля. Еще до смерти Маркионне Джон Элканн и Луи Камильери были выдвинуты в управление компанией. Новые лидеры Ferrari обещали исполнить желание своего президента и заменить Кими Райкконена на молодую звезду Шарля Леклера. Той зимой также Маурицио Арривабене перестал быть руководителем гоночной команды Ferrari.

В итоге для Феттеля это перевернуло все вверх дном.

 

2019. №1 становится №2.

Бинотто на презентации Ferrari в начале 2019 четко дал понять, что команда считает Себа номером один и сосредоточена на нем, пока Леклер будет осваиваться в Маранелло. Но Бинотто не мог знать, насколько быстро Леклер вольется в команду. С самой первой гонки в Австралии Ferrari пришлось использовать командную тактику, чтобы удержать Шарля позади. В Бахрейне, в его всего второй гонке за команду, Леклер не послушал приказы команды, обогнал Себастьяна и помчался к своей невероятной первой победе, но его подвела силовая установка.

Если бы Леклер не ошибся в квалификации в Баку, его не подвела команда в Q1 в Монако и он был бы смелее в борьбе с Ферстаппеном в Австрии, к летнему перерыву он мог иметь на своем счету три победы. Единственным ярким моментом Феттеля за это время была гонка в Канаде, где он по факту был вторым, но считал именно себя победителем после того, как его оштрафовали за небезопасное возвращение на трассу в борьбе с Хэмилтоном. Себ совершил ошибку под давлением и снова дал повод говорить о своей психологической хрупкости.

После летнего перерыва Леклер пошел в атаку. Преимущество силовой установки Ferrari вызвало пересуды в паддоке, а Шарль тем временем все сильнее загонял Себа в угол. Немец был командным игроком в Спа и помог Шарлю победить в Бельгии. Но в Монце Леклер не стал отвечать тем же и не стал разгонять Феттеля в финале квалификации и забрал поул. Команда ему все простила, когда Шарль в борьбе с Боттасом и Хэмилтоном добыл победу. Себастьян же в свою очередь ошибся, его развернуло, а возвращаясь на трассу, он врезался в Лэнса Стролла.

Несмотря на благостную картину на публике и победу Феттеля в Сингапуре ценой гонки Леклера, нити, связывавшие Феттеля с командой, начали обрываться к концу сезона. Поул в Японии был редким напоминанием о том, насколько хорош Себастьян, но он игнорировал командные приказы в Сочи и, чтобы не дать Шарлю обогнать себя, столкнулся с ним в Бразилии, предпоследней гонке сезона.

Наверное, это была точка невозврата. И хотя Феттель и Ferrari начали 2020 с разговоров о новом соглашении, в итоге был официально оформлен «развод». Скоро мечта умрет навсегда.

 

Это перевод статьи Бена Андерсона из журнала GP Racing UK за июнь 2020.

Фото: MotorsportImages.com/Andy Hone, Alastair Staley, Hasan Bratic; LAT Images/Glenn Dunbar

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм канал