6 мин.

Французский «Принц»: Франсуа Север и его судьба

Когда Джеки Стюарт вспоминает Франсуа Севера, он неизбежно становится более эмоциональным. Ведь француз был не только его напарником, но и другом. Финальная гонка 1973 года в Уоткинс-Глен должна была стать 100-й и последней в карьере Стюарта – он принял это решение за несколько месяцев до этого. Но он так и не вышел на старт. В тот уик-энд погиб Франсуа Север.

Они вместе гонялись в одной команде с середины сезона 1970, когда Джонни Серво-Гавен покинул Tyrrell. Дебют Севера пришелся на гонку в Зандворте, ему предстояло сесть за руль March 701. Стюарт: «Не лучшая машина для дебюта в Гран-При. 701 была порой быстра, но управлять ей было сложно. Франсуа было вдвойне сложно – он дебютировал в уик-энд, когда погиб Пирс Каридж…»

Вначале результаты Севера были так себе, но в Монце он завоевал первое очко. Но тот уик-энд был примечательным для него во всех смыслах: «Это случилось тогда. Я понял, что это может случиться со мной. В пятницу меня развернуло на полном ходу, но чудесным образом я ничего не задел, и я тогда лишь засмеялся. На следующий день чуть дальше на трассе попал в аварию и погиб Йохен Риндт. Я в тот вечер выпил снотворное, но так и не смог заснуть – я понял, что тоже могу погибнуть».

Гран-При Швеции 1973

 

Север удачно вписался в формульное братство, не в последнюю очередь благодаря своему обаянию. У него были потрясающие голубые глаза, он отлично выглядел, чем, конечно, привлекал немало женщин, но он этого сторонился и настолько тактично себя вел, что никто не мог не любить его за это. Стюарт: «Конечно, можно заметить, Франсуа никогда не испытывал недостатка в общении, но был естественным и скромным. Он не терял голову от внимания и славы, как это случается со многими. Он был из довольно обеспеченной парижской семьи, но вы бы никогда об этом не узнали».

Когда речь шла о работе, Север был серьезен и спокоен, он знал, что выступает в элитном клубе: в любой момент, когда Джеки хотел что-то ему сказать, тот внимательно слушал. В 1971 Стюарт взял свой второй титул, а матереющий с каждой гонкой Север был третьим в общем зачете (пара вторых мест и победа в Уоткинс-Глен). Он всегда искренне эмоционально радовался успехам. В следующем году он завоевал пару вторых мест, но, так как он не был намертво привязан к Формуле 1, он добивался успеха в других гонках, включая победу в CanAm за McLaren.

В 1973 Север выиграл гонку Ф2 в По и 6 часов Валелунги на Matra, но, хотя он был шесть раз вторым (в трех из них – позади Стюарта), побед не было. Стюарт вспоминает: «Тем летом только Кен знал, что я собираюсь уйти из гонок. Я сказал тогда ему, что я был уверен, что Франсуа будет отличным первым номером команды в 1974. Я думал, он сможет выиграть чемпионский титул». Календарь в то время был таким, что сезон заканчивался двумя гонками в Северной Америке. В хаотичной гонке на влажной трассе в канадском Моспорте Франсуа попал в аварию с Джоди Шектером. «Сильно нервничая, мы отправились в больницу. «Вы член семьи?» - спросили меня – плохой знак. Когда мы попали в палату, она была пустой и убранной. Я сказал тогда медсестре: «Ох, боже…С мистером Севером все в порядке?» Она ответила: «Да, он на балконе, курит». Какое облегчение я тогда почувствовал!»

Франуса Север и Джеки Стюарт, Гран-При Италии 1973

 

Стюарты собирались слетать в отпуск между гонками и пригласили хромающего Севера поехать с ними: «Сначала он сказал «нет, это же ваш отпуск», но мы настояли, и он поехал. Я всегда буду благодарен, что так получилось. В Бермудах я забронировал места в Ocean Reef Club. В гостиной там было фортепиано, и Франсуа сел играть – он был великолепным пианистом, у него была классическая школа. Он начал с джазовых ритмов, и никто поначалу не обратил внимания, но затем он сыграл свой любимый фрагмент из Сонаты Бетховена №8, и все вокруг ожили. Все аплодировали, и ему пришлось играть ее каждый вечер! Он сказал мне, что получил предложение от Ferrari, а я сказал ему, что ему не стоит принимать решение до конца сезона и что ему лучше остаться с Кеном [Тиррелом]».

Когда они приехали на гонку в Уоткинс-Глен, Север уже был в форме. Он любил эту трассу, ведь он на ней до этого победил. Он показывал отличный темп, боролся за лучшее время с Ронни Петерсоном в субботу утром. Перед завершением заездов он выехал еще раз.

Франуса Север празднует свою первую победу, Гран-При США 1971, Уоткинс-Глен

 

Несмотря на то, что в 1973 команда была в форме, короткобазной машиной было сложно управлять. Стюарт: «Я боролся за титул с Эмерсоном Фиттипальди, и я помню, как он мне сказал: «Не знаю, как ты вообще справляешься с этой машиной». Он был прав: это было сущим наказанием. Крис Эймон управлял третьей машиной, и он тоже считал ее непростой в управлении, особенно в S-образных поворотах: «Вам нужно четко держать траекторию там и, как и Джеки, мне кажется, там надо использовать четвертую передачу, а не третью – так машина себя стабильнее ведет. Я ехал там «в пол» три раза из пяти, но, судя по временам Севера, он там ехал во всю каждый раз, и я понял, что он использует третью передачу».

За шесть минут до конца сессии машину Севера сорвало в «эсках», понесло через трассу в отбойник слева, который разорвало от удара. Несколько гонщиков остановились рядом. Стюарт: «Крис был уже там, когда я подъехал. По цвету машины я знал, что это Tyrrell, и подумал, что это был он. Я спросил Криса: «Ты в порядке?», но он лишь покачал головой – тогда я понял, что это Франсуа. Выглядело все жутко, и я все еще жалею, что не побыл с ним дольше. Это странно звучит, ведь он уже был мертв, но тогда мне казалось, что это было бы правильно».

Гран-При США 1973, Уоткинс-Глен

Очевидцы говорили, что Север слишком широко вышел из правого поворота, что не позволяло по правильной траектории пройти следующий левый: он не сбросил газ, задел барьер и машину сорвало. Стюарт: «Конечно, мы снялись с гонки. Но механики боялись, что с машиной что-то было не так. Я был уверен, что знал, что случилось, но они были настолько расстроены и опустошены, вдобавок понимая, что я больше не выйду на старт, что в итоге я выехал после обеда и проехал несколько кругов, чтобы показать им, что я уверен в машине. Хелен вернулась в Glen Motor Inn вместе с Норой Тиррелл. Я туда поехал после того, как проехал несколько кругов по трассе. Тогда я сказал ей: я больше не гонщик. Я не знаю, как она смогла справиться с таким количеством событий и эмоций за один день. Ей нужно было собрать вещи Франсуа в его номере, как она делала до этого в случае Пирса [Кариджа] и Йохена [Риндта]. Девушкам тогда приходилось через многое пройти».

 

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за апрель 2020.

Фото: MotorsportImages.com/David Phipps

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм канал