6 мин.

Выиграть гонку с 4-мя пит-стопами? «Да, пожалуйста» - сказали в Ferrari во Франции в 2004

Когда все против тебя, но в твоей команде есть светлые головы.

Ferrari и Михаэлю Шумахеру понадобилось 4 (четыре!) пит-стопа, чтобы переиграть Фернандо Алонсо и Renault – что-то запредельное для наших дней. А тогда это казалось полным безумием: постоянно оказываться за более медленными машинами при том, что обгонять было очень сложно, а тем более на такой трассе, как Маньи-Кур. Дозаправки были разрешены, всем казалось, что Ferrari будет пробовать проехать с тремя остановками. И в Renault думали так же. Вот тогда победа Шумахера и оказалась в его руках. Но как вообще дошло до четырех остановок? Это не так просто…

Ferrari наслаждалась своим доминированием – Шумахер выиграл шесть из девяти первых гонок сезона перед тем, как команды приехали во Францию. Но этот этап должен был стать испытанием для Ferrari по двум причинам, и обе были связаны с Renault.

Лука Балдиссерри и Михаэль Шумахер

 

Во-первых, очень гладкий асфальт играл на руку шинам Michelin, которыми пользовались французы, и против Bridgestone, которые стояли на Ferrari. Японские шины лучше работали на дистанции, но долго выходили на пик своих возможностей, а французские шины становились быстрыми сразу. Это должно было помочь Renault и в квалификации, и в начале гоночных отрезков.

Во-вторых, комбинация поворотов и асфальт приводили к перегреву шин в Маньи-Куре чаще, чем на любом другом треке. Настолько, что машина, которая только что была заправлена и тяжелее на 30-40 кг, но на новой резине, была быстрее, чем легкая, но на изношенных шин. Так что, в общем-то вы могли пойти на большее число остановок и «подрезать» оппонентов, но только не на Bridgestone.

Все это приводило Ferrari в уныние. Потенциально они были медленными в квалификации и в начале отрезков в гонке, но быстрыми в конце этих отрезков – на Маньи-Куре нужно противоположное. Гонщик терял бы позицию, а потом попросту не мог использовать свое преимущество и «подрезать» соперников. Что делать?

 

Главный стратег Ferrari Лука Балдиссерри рассуждал об этом еще за неделю до гонки, он знал, что ждет команду. Если Шумахер не возьмет поул и проиграет старт срывающимся как ракеты с места машинам Renault, то придется использовать нестандартный подход, чтобы дать Шумахеру свободную трассу и шанс реализовать потенциал машины. Иначе французы выиграют гонку просто имея лучшую позицию на трассе.

Ferrari F2004 была быстрее Renault R24, но на этой трассе у французов была более быстрая резина. По крайней мере, в квалификации. Как и боялись в Ferrari, Алонсо взял поул с преимуществом в 0,25 секунды. Но итальянцы могли благодарить своего земляка Трулли за то, что вообще оказались на первом ряду – Ярно не смог «собрать» круг и стартовал пятым.

Как и ожидалось, стартовал Алонсо намного лучше Шумахера. И не только шины были тому причиной, но и небольшое смещение весового баланса у Renault назад. Трулли прорвался на третье место, но не мог справиться темпом испанца и немца. Именно этот отрыв впоследствии окажется решающим и поможет Ferrari реализовать их коварный план.

 

Алонсо изначально смог оторваться от Шумахера, но, чем дальше, тем лучше работала резина у Михаэля. На восьмом круге они шли вплотную, Ferrari была быстрее, но обогнать не получалось. Шумахера позвали в боксы на 11-м круге (из 70), и он выехал в середине пелотона. Пэт Симондс из Renault, измерив время пит-стопа Ferrari, был удивлен: «Мне показалось, что они просто не хотели терять позицию относительно некоторых середняков. Так что, когда мы позвали Фернандо через три круга, мы ответили тем же, сделав второй отрезок чуть короче, чем планировали».

Ловушка Ferrari начала работать…

К 15-му кругу Шумахер вышел на второе место в трех секундах позади Алонсо, потерял еще секунду, и игра Michelin и Bridgestone продолжалась. К 25-му кругу они снова были вплотную и снова обгон не случился. В Ferrari решили: теперь мы точно будем придерживаться плана Балдиссерри – 4 пит-стопа. Терять было нечего: повторяй за Renault и так и останешься вторым, а позади отрыв был очень большим, никто бы уже не вмешался.

 

На 29-м круге Шумахер сделал свою вторую остановку, и снова она была очень короткой (топлива хватило бы лишь на девять кругов). Renault это отметили, и так же поступили с Алонсо, но заправили чуть больше – на 14 кругов, когда он заехал через три круга. Вторая остановка Renault была на пять кругов раньше изначального плана, но ранний пит-стоп Шумахера вынудил их. Эти круги на новых шинах в этот раз позволили Шумахеру выйти в лидеры – у него была чистая трасса и шанс реализовать скорость машины.

В Renault посчитали, что такой короткий пит-стоп был проведен ради того, чтобы Михаэль вышел в лидеры на этом отрезке, но на последнем он был бы на невероятно тяжелой машине и даже шины ему бы не помогли, так что Алонсо смог бы на более легкой машине обойти его и победить.

Шумахер остановился в третий раз на 42-м круге, он лидировал с преимуществом в 5,5 секунд. В Renault наблюдали за пит-стопом и ждали, что он будет очень долгим, ведь надо было заправить машину на 28 кругов, до конца гонки. Но все было не так. Остановка была короткой. Шумахер выехал в 20 секундах позади Алонсо, которому надо было еще останавливаться в третий раз. Когда Фернандо остановился в боксах, он уже был побежден.

 

Он выехал позади Ferrari, которая была очень легкой и быстрой. Все, что нужно было сделать Михаэлю, это нарастить отрыв до 25 секунд за 12 кругов – тогда он мог бы остановиться в четвертый раз, заправиться и сохранить лидерство. Если бы Renault остановились бы с Ferrari в четвертый раз, это бы ничего уже не изменило. Суть была в том, чтобы вывести Михаэля в лидеры и надеяться, что он будет достаточно быстр. Так оно и случилось.

Алонсо сказал после гонки: «Мы проиграли не из-за стратегии. Мы проиграли, потому что были недостаточно быстры».

Это правда. Но Ferrari определенно нужно было что-то придумать со стратегией, чтобы реализовать свою скорость.

Это перевод статьи Марка Хьюза с сайта Formula1.com от 2 апреля 2020-го.

Фото: Formula1.com; gettyimages.com/Clive Rose, Paul Gilham

Этот блог в соцсетях – будьте в курсе:

Твиттер

Телеграм канал