7 мин.

«Вы просто не можете так поступать с Сенной!». Как молодой Жан Алези дал отпор Айртону Сенне

Когда говорят про Жана Алези, то обычно вспоминают Ferrari, Гран-при Канады 1995, его улыбку, любовь "тиффози". Но в карьере француза были и другие запоминающиеся моменты. Один из них случился еще в начале его карьеры, в начале сезона 1990, когда Жан смог за рулем Tyrrell дать отпор великому Сенне на Гран-При США. Весьма примечательная история :) А какие еще эпизоды с Алези запомнились вам? Делитесь в комментариях.

Каждый новы сезон сейчас начинается с разговоров, что в Формуле 1 слабая конкуренция, и все не так, как в «золотые» годы. Но и 30 лет назад настроения были точно такие же. В то время балом правила McLaren Honda, Ferrari и перешедший туда Ален Прост могли составить им конкуренцию, шансы были и у Williams с Benetton, но остальные не могли бороться за победу. В эту когорту входила и команда Tyrrell – она была следующая в таблице конструкторов. Да, их шасси 018 было превосходным, и связи с McLaren снимали многие финансовые вопросы. Найджел Робак тогда сказал перед сезоном: «Tyrrell может выиграть в 1990 только с помощью удачи, их дни давно прошли, нереально бороться с ведущими производителями, используя двигатель Cosworth».

Но Tyrrell боролась за победу в двух гонках сезона 1990 и без помощи удачи, о которой говорил Робак. А в первой гонке сезона на Гран-При США в Финиксе команда устроила отличное шоу. У Tyrrell был гонщик. Жан Алези дебютировал за команду в предыдущем сезоне на Гран-При Франции, где удивил всех, финишировав 4-м, а одно время занимая 2-е место во вреям гонки. Многие подумали, что у нас появился кандидат на место Сенны, когда тот уйдет.

 

У Tyrrell также были шины, по крайней мере для Финикса. Буквально за несколько дней до начала сезона они присоединились к яркой банде Pirelli в противовес господствующим всюду Goodyear. В предыдущем сезоне Pirelli делали хорошую резину для квалификации, помогая подняться таким командам, как Brabham и Minardi, но в гонке они быстро камнем падали на дно. И некоторые говорили, что итальянцы сумели обратить на себя внимание, когда в Финиксе Dallara Каффи одно время занимала второе место.

Но Финикс был неуместным местом для шоу. Его скучная трасса в центре города, впервые посещенная в прошлом году, была лишь одной из нерешительных попыток Формулы 1 закрепиться в Америке. И перемещние гонки в 1990 году с жаркого июня и более долгая рекламная кампания не помогли привлечь аудиторию. Но шоу мы получили. Очередной успех Pirelli в квалификации, вторая сессия которой еще и сопровождалась дождем, привел к одной из самых необычных стартовых решеток.

Герхард Бергер завоевал поул в своем дебюте за McLaren. Но это не было необычно. А вот дальше был...Пьерлуиджи Мартини на Minardi, всего в двух третях секунды от первого места. Затем Андреа де Чезарис на Dallara и Алези на Tyrrell. И только потом Сенна, который боролся с своим двигателем Honda. Обе Ferrari испытывали проблемы с коробкой передач, Прост был седьмым, Мэнселл – 17-м. Williams: 9-ое и 12-ое места, Benetton: 6-ое и 22-ое. Оливье Груйяр был восьмым. На Osella. На шинах Pirelli, само собой.

 

Алези же был разочарован, несмотря на высокое место в квалификации, что стало возможным благодаря позднему контракту с тем самым поставщиком резины. Алези в интервью: «Я не так хорошо квалифицировался из-за своей неопытности, я дважды задел стену, я не был аккуратен. Но я чувствую себя вполне уверенно перед гонкой». Вполне. Ему понадобилось всего лишь расстояние до первого поворота, чтобы поравняться с Бергером и по внутренней траектории обойти его и выйти в лидеры. Алези вспоминал: «Я тогда подумал: надеюсь, мои друзья в Авиньоне смотрят гонку!»

И это не было лишь мгновением славы, ведь Алези начал отрываться с невероятной скоростью. После первого круга он был на 2,4 секунды впереди, и отрыв рос. Чтобы подчеркнуть это, скажем, что он установил свой лучший круг, который стал четвертым лучшим кругом в гонке, на четвертом круге. На том же круге Сенна обошел де Чезариса в борьбе за третье место, и только Бергер оставался между ним и лидером. Но он был уже в 6,5 секундах от Алези и разрыв увеличивался. Но Сенна не проявил той испульсивности, которая была характерна ему в прошлом.

На девятом круге Бергер улетел в барьер из шин после рывка на торможении, и Сенна смог увидеть спину своего соперника. Дэвид Трэмейн вспоминал: «Вы могли бы подумать, что отрыв начнет резко сокращаться, когда Сенна вышел на второе место, но в Финиксе все происходило не так. Да, на 10-м круге отрыв был 8,3 сек, на 11-м – 7,8, а на 14-м – 9,41! Затем он сократился до 6,4 на 17-м круге, до 2,88 на 22-м, но вы могли почувствовать, что Сенна попал в необычную для себя ситуацию, прямо как Майк Тайсон с Бастером Дугласом (Джеймс «Бастер» Дуглас – американский боксер-профессионал, чемпион мира в тяжелом весе – прим. переводчика).

 

И Алези знал, чем дело пахнет: «Внезапно я начал видеть красные проблески в моем зеркале. Я понял, что это был Айртон, и мне показывали сообщение об этом на пит-борде». Даже босс Алези, Кен Тиррелл, понимал, что Жану нечего противопоставить. Жан вспоминал: «И затем он догнал меня. И я подумал: надо дать ему бой. Я не вилял из стороны в сторону, но я старался сделать так, чтобы меня было сложно обогнать. Это было здорово...»

Как вы помните, Жан говорил, что он был «вполне уверен в себе». Сенна перетормозил Алези в конце одной из длинных прямых трассы в Финиксе, для большинства гонщиков это был бы конец борьбы. Но Алези не был «большинством». Тремейн: «Так как Сенна приближался к второму повороту по неоптимальной траектории, Жан, не раздумывая, переместился на внешнюю сторону, чтобы у него была внутренняя траектория в следующем левом повороте. Они почти остановились, но Жан снова вырвался в лидеры к всеобщему восхищению. Это был момент, когда Жан действительно заявил о себе! Вы просто не можете так поступать с Сенной!»

На следующем круге все повторилось: Сенна нырнул внутрь. Будучи наученным опытом, Сенна в этот раз перекрыл траекторию к второму повороту, но Алези не сдавался, и поравнялся с Сенной в третьем повороте! И только в четвертом, правом, повороте, где у Сенны была внутрення траектория, Алези не смог ответить.

 

Сенне понравилась борьба: «Я определенно не ожидал, что он поедет с внешней стороны от меня, когда я обогнал его по внутренней! Это была отличная борьба, и он отлично пилотировал. Очень чисто и четко, за это я и люблю гонки».

Позади была половина гонки, и Сенна мчал к своей победе. У Алези было уверенное второе место, несмотря на пузырение резины. Он финишировал в 10-и секундах позади Сенны, а у третьего места выиграл 45. Дэвид Тремейн так прокомментировал этот момент: «Мы знаем, что Алези хорош. Но В Финиксе ему удалось продемонстрировать, насколько. Мало кто может поспорить с Сенной, который сказал, что мы имеем дело с будущим чемпионом».

Но так не случилось. Williams и Ferrari боролись за новую звезду Формулы 1 в 1991 году. Тогда это не выглядело так однозначно, но это был один из самых тяжелых и важных моментов, ведь гонщики Williams в итоге боролись за чемпионство, а Ferrari попала в черную полосу. Алези тогда выбрал Ferrari.

Наградой за невероятный и яркий талант Жана Алези стала лишь одна единственная победа.

 

 

Это перевод статьи Грэма Кейло с сайта motorsportmagazine.com от 11 марта 2020-го.

Фото: motorsportmagazine.com

Этот блог в соцсетях – будьте в курсе:

Твиттер

Телеграм канал