7 мин.

Страх, яхты и Льюис. Дженсон Баттон и три его истории

Когда гонщики уходят из спорта, они порой делятся очень интересными историями из своей жизни и карьеры. У них появляется свобода, они могут говорить открыто обо всем. Вот и Дженсон Баттон воспользовался такой возможностью...

Страх и ненависть в Сан-Паулу.

Ага. Такое случается. На самом деле. Я помню свою предпоследнюю гонку в 2016. Это была Бразилия, и после нее только Абу-Даби, где я должен был закончить карьеру. Было мокро, казалось бы, идеальные условия для меня, и та гонка, где я мог бы прыгнуть выше головы и показать хороший результат, лучше, чем ожидалось. Я был решительно настроен обыграть своего напарника, кем в то время был Фернандо Алонсо.

Первый поворот, уже проблемы. Меня болтануло, буквально и фигурально. Трек был очень мокрым, и меня носило из стороны в сторону. Это была гонка, где Макс Ферстаппен показал свой уровень на влажной трассе. Ну, пока он показывал все это впереди, бывшего специалиста дождя носило по всей трассе позади. Я не чувствовал гармонии с машиной, отчаянно пытался и не мог найти сцепление с трассой и чувствовал...страх. Впервые за все время я был напуган. Я никому тогда этого не сказал. И не говорил после. Но я чуть не сорвался в тот день. Всё, потому что я знал, что ухожу, и всё, о чем я думал, было – лишь бы не разбиться.

Гонка была дождевой на сложной трассе, которая хоть и была благосклонна ко мне на протяжении многих лет, все еще была довольно опасной. Обычно ты об этом не думаешь. На самом деле, ты так не рассуждаешь вообще никогда. Ничто не должно отвлекать от вождения. Дело не в том, чтобы сознательно избавляться от отвлекающих вещей. Они просто не возникают. Ты просто ведешь машину и все. Но вот я думаю об этом. Думаю: «Осталось две гонки, я не хочу навредить себе, особенно после того, чего я достиг и какой проделал путь».

Я пугал сам себя, вот в чем была проблема. Мои мысли были не на месте, и это, я полагаю, самый опасный сценарий. Ты напрягаешься, а когда ты напряжен, то машина запросто может выйти из-под контроля. Немного избыточной поворачиваемости, немного недостаточной поворачиваемости, и все. Можно проходить поворот, проезжать по текущей реке на трассе, сделать неверное движение рулем, сцепление с трассой теряется, и бам! – ты уже летишь в стену на скорости 240 км/ч. Я не хотел закончить свою карьеру вот так или просто избежать худшего. Спросите меня о моем самом страшном моменте в карьере, и это будет он.

И в этом фишка. Это была дождевая гонка, было трудно управлять машиной, на что накладывались и мои психологические проблемы, что еще осложняло управление машиной, что не давало мне прогреть шины, это еще больше осложняло вождение и усиливало мой страх. Как только удается прогреть шины, ситуация становится проще, можно начинать атаковать и рисковать, но у меня никак не получалось. И это не так уж редко случается. Другие гонщики тоже говорили, что страх вступает в дело, когда начинаешь думать об уходе. По этой причине я думаю, лучше, если ты принимаешь решение, объявляешь и сразу уходишь. Но так, конечно, не бывает по многим причинам.

Из тех, кто финишировал, я приехал последним. Фернандо был намного впереди, он выигрывал по секунде с круга у меня. Я был разочарован своей гонкой. Опустошен. Вернуться в боксы и увидеть команду было самым тяжелым моментом для меня. Если попадаешь в аварию, то просто извиняешься, такое случается. Но проехать так плохо было просто оскорбительно. Я не сказал им, что мне было страшно. Я сказал, что не смог прогреть резину, не получалось, потому что я ехал недостаточно быстро, чтобы их прогреть. Я могу сказать, что считаю, что нет никого лучше меня в таких условиях, но в тот день не было никого хуже меня. Все, о чем я думал, было то, что годом ранее я бы блистал в такой гонке.

Моя яхта не больше твоей.

Я купил яхту, которую не мог себе позволить. Я зарабатывал полмиллиона долларов в год, а она стоила 800 000$, так что я сразу влез в долги. Яхты, можете вы мне сказать, обычно стоят дорого, и обслуживать их дорого. Моя была пришвартована в Монако, что недешево, плюс надо нанять капитана, чтобы он жил там, чтобы поддерживал все в порядке и говорил, когда понадобится новый двигатель, что в итоге и случилось. Опять же, это недешево. Этот парень и не видел меня даже. Три недели в году я был на той яхте в лучшем случае, поэтому я в итоге решил избавляться от нее, потому что не мог позволить себе ее содержать, что вкупе с зарплатой капитана, ремонтом, платой за стоянку в гавани и, о Боже, затратами на топливо очень и очень дорого. Когда я приобрел свою первую яхту в 2001 (Маленькая Мисси), я пригласил своих друзей из Фрома на выходные и они сказали: «Так, ДжейБи, сегодня мы заплатим за топливо». «Да нет, все в порядке, все в порядке». «Не не не, мы решим этот вопрос». «Ребят. На самом деле, не нужно...» «Ладно, ладно, сколько это стоит?» «2500 полный бак» «Эм, ладно...как насчет, если мы оплатим часть...100 фунтов, например?»

В итоге яхта стоила мне сотни тысяч долларов в год. И все кончилось тем, что я купил две! Маленькая Мисси была длиной 20 метров. Я ее продал и купил новую, Ичибан, в 2014. 5000-6000$ стоило ее заправить, она была длиной 28 метров, но это не так уж и много, если представить яхту Жака Вильнева длиной 44 метра. У кого-то яхта всегда будет больше, говорят они. Неважно, сколько у тебя есть денег и сколько ты потратишь на яхту, у кого-то все равно яхта будет больше. А еще говорят, что лучшая яхта – это яхта твоего друга. И это правда.

Что касается самолетов...что ж, раньше на них тратили целое состояние. Это был стиль гламурного плейбоя Формулы 1: самолеты, тачки и яхты. У Руббенса Баррикелло был один, у Михаэля Шумахера, у Эдди Ирвайна. У Льюиса был долгое время, но он продал его. Почему? Неожиданно, но, имея свой самолет, ты просто выбрасываешь деньги. Это даже хуже, чем яхта. Для начала, если вы хотите купить себе самолет, который сможет выполнять трансатлантические перелеты (конечно, хотите, если вы гонщик Формулы 1), это будет стоить больше 20  миллионов долларов, и это не комфортнее первого класса. Затем, вам нужна команда. Потом идут плата аэропортам и авиационное топливо. А еще вам надо его обслуживать, а пока он три-четыре недели на обслуживании, вам нужна замена. Все это означает, что, если вы хотите летать частным образом, то лучше арендовать. Поэтому многие гонщики сбиваются в кучки и арендуют на всех самолет, что дешевле. Мы летали в Россию на 14 местном самолете и делили траты, получалось по 4000$ на человека. Хороший способ путешествовать, потому что вы не стоите в очередях, и, если хотите вздремнуть, то люди не будут пялиться на вас, что всегда было проблемой, когда я летал. Что, если я начну храпеть или у меня будут непроизвольные мышечные спазмы, когда я засыпаю?

Веди машину ногами.

Мне нужна машина с хорошей стабильностью задней части, чтобы пресекать гадкую избыточную поворачиваемость. Это было бы идеально – машина, которая имеет хорошее сцепление передней части: чем больше поворачиваешь руль, тем больше сцепления спереди. Машина сама заходит в поворот, как по рельсам. Все дело в балансе машины. Когда я торможу, я торможу с большим усилием, потом ослабляю. Но я немного играю ногой, балансирую, пока отпускаю тормоз, а, когда я встаю на газ, я снова немного играю педалью, и так же с рулем, я стараюсь быть максимально плавным с ним. Когда я разгоняюсь, я пытаюсь поймать сцепление с трассой. Если я буксую, я оставляю педаль в том же положении, жду, когда пробуксовка закончится, потом снова добавляю мощности и так далее. Все мои движения сосредоточены на педалях. Я играю обеими педалями в поворотах, и газом, и тормозом.

Льюис же действует по-другому. Льюис подъезжает к повороту, бьет по тормозу, и неважно, затормозил ли он в правильном месте или нет, он сразу бросает тормоз, никакой игры на педалях. Разгон: он попадает на апекс или уже на выходе из поворота и его ноги просто бьют по педали. Кажется, что это неправильно и не сработает, это стиль, который полностью противоположен моему. Но это работает, потому что он все корректирует через руль. Все, что я делаю педалями, он делает рулем. Он контролирует машину руками, а не ногами. Честно говоря, это удивительно. Вы можете открыть нашу телеметрию, сравнить и увидеть, насколько мы разные, но в то же время наши времена на круге будут почти идентичны.

Это перевод статьи их журнала F1 Racing UK за декабрь 2019. Текст статьи состоит из отрывков автобиографической книги Дженсона Баттона.

Фото: F1 Racing UK

Этот блог в соцсетях:

https://twitter.com/OnMaxSpeed

https://t.me/onmaxspeed