4 мин.

Регламент 2021. Какие концепции были приняты, а что не вошло в финальную редакцию

Вторая половина материала о регламенте 2021, где Пэт Симондс чуть более подробно остановился на том, что было принято командами, а какие идеи так и остались на бумаге. Фото в заголовке статьи и внутри нее - официальные рендеры FOM, которые были представлены публике вместе с правилами. Хотя вряд ли машины будут выглядеть именно так :) Всех с наступающими праздниками и хороших выходных :)

В прошлый раз мы рассматривали философию, заложенную в правила 2021, а также ограничения, относящиеся к аэродинамике. Сегодня мы поближе взглянем на аэродинамику, а также на те технические аспекты и идеи, часть из которых так и не будут реализована.

По поводу аэродинамики: основная цель – сделать так, чтобы машины могли плотнее преследовать друг друга и иметь больше шансов на обгон. Как этого добиться? Существуют две основных проблемы для машины позади. Во-первых, возмущенный поток позади лидирующей машины снижает прижимную силу второй машины. Во-вторых, аэродинамика машины разработана таким образом, что наиболее эффективно она работает в чистом воздухе. К сожалению, этот возмущенный поток радикально отличается от спокойного, чистого воздуха.

Цель правил 2021 – придать машинам такую форму, чтобы этот возмущенный поток проходил над верхней частью позади идущей машины, а также чтобы машины не так сильно страдали от возмущений воздушного потока. Предварительные тесты показывают, что это задача была в многом выполнена, но мы помним 2009 год, когда добрые намерения были перечеркнуты тем, как команды смогли интерпретировать правила.

В других областях мы во многом сосредоточились на снижении затрат, но не все удалось реализовать. Много работы было посвящено созданию унифицированной формы коробки передач, чтобы команды имели возможность свободно интегрировать ее в свое шасси вместе с подвеской, задним крылом и защитными элементами. Некоторые команды высказались против, опасаясь проблем с надежностью, а также ограничений свободы дизайна. Производителями трансмиссий была проделана отличная работа по подготовке спецификаций и решений, но, к моему удивлению, команды посчитали, что экономия будет незначительной.

Тормозные системы тоже подверглись пересмотру. Текущие карбоновые диски весьма эффективны, а проблемы с их охлаждение сейчас встречаются редко. В основном, потому что массивные отверстия для охлаждения были заменены более чем тысячей маленьких, что увеличило область прохождения воздуха, но и стоимость такого решения намного выше. Внедрение 18 дюймовых дисков приведет к увеличению тормозных дисков, поэтому от такой сложной и дорогой инженерии можно отказаться. Тормозные воздуховоды тоже были упрощены, чтобы смягчить выходящий из них воздушный поток и уменьшить количество возможных конфигураций управления температурным режимом тормозов и шин. Все это возможно благодаря новым унифицированным дискам.

Очень горячие споры происходили вокруг подвески. Рабочая группа вместе с командами исследовала возможность внедрения активной подвески как меру по снижению затрат. Было решено, что настолько плотный контроль над шасси может привести к разработке экстремальных аэродинамических решений, что сведет на нет все усилия по упрощению аэродинамики машин. Поэтому подвеска останется прежней, но будут запрещены гидравлические и механические инерционные элементы (чувствительные к разгону машины демпферы, которые слишком уж умные, и имеют мало отношения к обычным машинам).

Другая вещь, касающаяся шасси, стала уступкой командам. Изначально, мы хотели, чтобы каждая из команд сама как можно больше разрабатывала свою машину, но те, кто покупают готовые компоненты, не согласились с этим. Так называемый «список уникальных запчастей», который определял команду как конструктора, теперь был разбит на несколько списков, которые теперь определяют стандартные части, части с предопределенным дизайном и те части, которые доступны всем (open source). Цель в том, чтобы сберечь средства команд, устраняя необходимость постоянной переработки частей машины в надежде выиграть тысячные доли секунды. При этом командам позволят продавать свои компоненты другим командам: первые заработают, а вторым не придется увеличивать инженерный персонал и разрабатывать некоторые компоненты самостоятельно.

Части с предопределенным дизайном тоже новшество в Ф1. Обычно разработку машин всегда окружала максимальная секретность, теперь же команды делятся друг с другом наработками на благо всего спорта.  В автомобильной индустрии происходит примерно то же самое, когда один производитель делится платформой для разработки с другими.

Будут ли эти правила успехом или нет, мы узнаем только в 2021 году. Но сам процесс их разработки был основан на многочисленных исследованиях и принятии решений, основанных на фактах. Немаловажна была и вовлеченность команд. Изменениям всегда сопротивляются, но мне кажется, что новые правила были той точкой, где было просто необходимо применить иной подход для поддержки нашего спорта. Теперь ответственность за реализацию этих идей лежит на командах.

Это перевод статьи Пэта Симондса из журнала F1 Racing UK за февраль 2020 года.

Фото: Motorsportimages.com, autosport.com.ru

Этот блог в соцсетях:

https://twitter.com/OnMaxSpeed

https://t.me/onmaxspeed