6 мин.

Дидье Пирони - тень чемпиона

 Прошло 37 лет после смерти Жиля Вильнева, одного из самых любимых гонщиков своего поколения, человека, без которого, по мнению многих, мир уже никогда не станет прежним. К тому инциденту в Зольдере привело поведение его напарника, Дидье Пирони. За две недели до аварии Жиля в Имоле две Ferrari, у которых топливо было на исходе, спокойно доезжали до победного дубля. Вильнев был впереди, но на последнем круге в последнем обгонном месте Пирони внезапно обогнал напарника и украл у того победу. До этого Вильнев полностью доверял Пирони, но после этого случая поклялся больше никогда не говорить с ним: 13 дней спустя ближе к концу квалификации Жиль попал в аварию. 

Пирони всегда отрицал свою вину и считал, что, на самом деле, они боролись за победу в Имоле. Все факты, например, пит-борд с надписью «Удерживайте позиции», говорили об обратном, но, когда все произошло, когда Вильнева не стало, осталась только точка зрения Пирони. Эмоции тогда били через край. Один из не последних людей в паддоке говорил: «Он не просто украл победу. Пирони знал, какой эффект это окажет на человека с таким темпераментом, как Жиль. Он хотел подорвать его спокойствие».

 Имола, 1982. Пирони победил, Вильнев покидает подиум, выражая таким образом отношение к действиям напарника

 

 Пирони всегда был тихим, робким и, казалось, он был согласен играть роль «второй скрипки» в Ferrari 1981 году. Француз вел себя скромно, подчеркивал хорошие отношения с Вильневым, говорил, как много тот ему помогал. На самом же деле, внутри него были готовы вырваться наружу демоны – разве возможно, чтобы кто-то мог его опередить на такой же машине? 

Перед тем, как присоединиться к Ferrari, Пирони блестяще гонялся за Ligier, он выиграл одну гонку в 1980, но слабая надежность регулярно его подводила. Иметь в напарниках Жака Лаффита – это одно, а Вильнева – совсем другое. Мауро Форгьери говорил: «Когда Жиль был жив, он был, очевидно, лучшим. Возможно, поэтому мы недооценивали Пирони, потому что обычно его опережал человек на такой же машине». 

В 1982 году Ferrari с машиной, построенной Харви Постлтуэйтом, была в хорошей форме. В Кьялами ни одна из машин не доехала до финиша, но Вильнев лидировал большую часть гонки в Бразилии и снова был быстрее Пирони.

 Жиль Вильнев и Дидье Пирони 

 

После квалификации в Рио Жиль попросил меня отойти с ним на пару слов. Он хотел поговорить о Дидье, у которого случилась недавно авария на тестах в Поль-Рикаре: «Он немного потрясен, но к следующей гонке он будет в порядке. Попроси, пожалуйста, своих коллег быть с ним помягче в этот уик-энд». 

Это был жест, который, обычно, не увидишь в исполнении гонщиков, которые готовы воспользоваться любым моментом слабости соперника: Вильнев был лишен коварства, и после его смерти задумывался ли когда-нибудь Пирони о том, дружбу какого человека он в итоге отверг? 

Незадолго до уик-энда в Имоле Дидье женился на Кэтрин, девушке, с которой он долгое время встречался. Руководитель Ferrari Марко Пичинини был приглашен на свадьбу, а вот Жиль и его жена Джоанн – нет. Вильнев думал, что это странно, и упомянул об этом во время тренировок перед гонкой. «Джоанн сказала, что тут нечему удивляться. Она никогда не доверяла Дидье…» 

Через две недели после Зольдера Формула 1 приехала в Монако, где Пирони, будучи единственным теперь гонщиком Ferrari, финишировал вторым. Затем было третье место в Детройте, а потом была гонка в Монреале. Там Дидье выиграл поул на трассе, которая теперь носила имя Вильнева. Тогда он сказал: «Я посвящаю этот поул Жилю. Мы все знаем, что будь он здесь, это был бы его поул».

 

 

 В этот момент я говорил с Кеке Росбергом, и он пробурчал: «Если бы не он, то Жиль был бы здесь…». Так считали очень многие. Но в то же время злоба по отношению к человеку не относилась к самому гонщику. За рулем Дидье был очень хорош. Он мог даже стать великим, многие считали, что он выиграет чемпионат 1982. 

На стартовой решетке, однако, он заглох, и в Ferrari на все ходу врезалась Osella новичка Рикардо Палетти, который получил чудовищные травмы и умер часом спустя. 

В Зандворте Пирони выиграл, потом финишировал вторым в Брэндс-Хэтче, попутно впервые захватив лидерство в чемпионате. К своей домашней гонке в Поль-Рикаре он подходил в своего рода спокойном и уверенном расположении духа. Постлтуэйт описал его состояние более красочно: «С Дидье что-то случилось. У него были проблемы, но они его, похоже, не волновали. Он стал очень эгоистичным и самоуверенным – даже уже видел себя чемпионом мира». 

У него действительно были личные проблемы, так как он был замечен в компании актрисы, с которой познакомился во время фотосъемки для Paris Match. Его брак, который едва продлился три месяца, был разрушен. 

В Поль-Рикаре он не мог тягаться с Renault и финишировал третьим, но увеличил отрыв в чемпионате. Затем была гонка в Хоккенхайме.

 3 июля 1982, Гран-При Голландии в Зандворте, Пирони (Ferrari 126C2) лидирует в гонке

 

 В субботу утром я прибыл на трассу с опозданием, и тренировка уже началась. До этого было ужасно жарко, а в этот день было прохладно и дождливо. С парковки для журналистов я бросил взгляд на конец прямой перед стадионом и увидел красную машину в воздухе с носовой частью, направленной к небу. Она приземлилась сначала на заднюю часть, затем стала кувыркаться и приземлилась за пределами трассы. 

Сцена после аварии напоминала ад. У Пирони были страшные травмы ног, которые были обычны для того времени, когда ноги находились между колесами. На его лице была агония, пока профессор Сид Уоткинс пытался спасти ему жизнь. 

Когда Дидье потихоньку проходил процесс восстановления, он начал говорить о возвращении в Формулу 1, и Энцо Феррари пообещал ему, что для него всегда будет готова машина. Но, конечно, никто не воспринял его слова всерьез. Пирони гонялся тогда в последний раз. 

Через пять лет, будучи отцом мальчиков-близнецов (названных Дидье и Жиль), Дидье направил свои устремления на моторные лодки. В августе 1987 он разбился во время гонки на лодках Needles Trophy возле острова Уайт. На большой волне его лодка перевернулась, и он утонул под ней. В паддоке Формулы 1 чувствовалась горечь утраты, но меньше, чем могла бы быть. 

 

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала F1 Racing UK за июль 2019 года.

Фото: MotorsportImages.com