11 мин.

История McLaren. Часть 5: 2002-2012. «Отзвуки былых побед»

Где-то в параллельной вселенной Формулы 1 Эдриан Ньюи никогда не покидал McLaren. Он никогда не терял свое вдохновение, никогда не чувствовал себя оставленным, ему полностью доверяли в его стремлении придумывать, проектировать и создавать гоночные автомобили согласно его видению. Ему никогда не нужно было переходить в Red Bull. В этой вселенной первая победа Ньюи с McLaren в Кубке Конструкторов, одержанная благодаря великолепной MP4-13 в 1998 году, была просто первой в череде многих, а не яркая и единичная, даже спустя долгий 21 год истории команды.

Но это реальность, в которой мы живем. Чтобы эта параллельная история существовала, надо, чтобы лидер McLaren, Рон Деннис, был совершенно другим человеком, и, следовательно, McLaren – другой командой. Непоколебимый, управляемый своим эго Деннис, желавший полного контроля, вырастил под своим началом большую британскую компанию в первом десятилетии 21-го века, но в Формуле 1 его первым (но не последним) значительным провалом нового тысячелетия была потеря Эдриана Ньюи.

Первоначально этот союз был многообещающим. Казалось, что Ньюи в партнерстве с правой рукой Рона, Мартином Уитмаршем, станет будущим McLaren. Казалось, что в итоге Деннис отступит. В автобиографии «Как построить машину» (англ. «How to build a car») Ньюи вспоминает время, проведенное с обоими в доме Рона на юге Франции в 2000 году. Холодок пробежал между ними во время дискуссии у бассейна, когда Ньюи ясно дал понять, что ему нужны время и полномочия. Это точно не было той слепой верностью, которую требовал Деннис. Может, поэтому последующее предложение нового контракта включало сокращение зарплаты? Ньюи так и подумал, и это подтолкнуло его к команде, которая станет впоследствии Red Bull – тогда его старому другу Бобби Рейхалу почти удалось заманить Ньюи в Jaguar. Только позднее, отчаянное и значительно улучшенное предложение Денниса удержало Эдриана в Уокинге, но их отношения были испорчены.

В таких условиях взаимного недоверия неудивительно, что Деннис следовал принципу новой структуры инженерного департамента, который больше не опирался на звездных личностей с характерами великих художников. Новое «матричное» решение (разработанное Уитмаршем по воле Денниса) распределяло ответственность и должно было смягчить последствия внезапного ухода кого-либо. Но, что касается Ньюи, это лишило его контроля.

Подписание Кими Райкконена принесло свои дивиденды, но в конце 2006 Кими ушел в Ferrari

 

И неслучайно, что этот период в блестящей карьере Ньюи был периодом упадка. MP4-17 2002 года выиграла всего одну гонку в руках Дэвида Култхарда, а затем, в следующем сезоне, новая MP4-18 оказалась аэродинамически нестабильной. Ошибки при проектировании были сравнимы с Leyton House 1989 года и первой итерацией Williams 1994 года. По крайней мере, пересмотренная версия 17-ой была достаточно хороша, чтобы выиграть первые две гонки, и в руках Кими Райкконена достаточно сильна, чтобы удержать финна в чемпионской гонке благодаря необычайно большому числу победителей в том сезоне и пересмотренной системе очков. К чести Денниса Райкконен был хорошей заменой двукратному чемпиону мира Мике Хаккинену (Кими был подписан после его быстрого прорыва через молодежные серии, он участвовал всего в 23 гонках на машинах с открытыми колесами до своего дебюта в Формуле 1 с Sauber в 2001 году). «Айсмен» был таким же тихим на публике, имел простой подход к гонкам и был невероятно быстрым. 

Райкконен больше не побеждал в 2003 году после своей дебютной виктории в Малайзии, но его стабильность немного выправила тяжелый для Ньюи сезон. Изучив и поняв свои ошибки, он решил начать с нуля с новым монококом (и плевать на затраты), но руководители отделов настаивали на том, что предыдущую машину еще можно улучшить. Когда технический директор проиграл спор в результате простого голосования, его уход в Red Bull стал еще на один шаг ближе.

Уитмарш и Деннис не смогли предотвратить уход Ньюи

 

В мае 2004 года Деннис с гордостью обнародовал заявление о своих амбициях перевезти компанию в новое место, спроектированное выдающимся сэром Норманом Фостером. Критики этого решения выразили обеспокоенность по поводу предполагаемой стоимости в 300 миллионов фунтов стерлингов, но обещание Mercedes-Benz построить свой флагманский спортивный автомобиль SLR в новом технологическом центре McLaren еще сильнее убедило Денниса и укрепило партнерство с немецким концерном, которое развилось далеко за пределы простой поставки двигателей Ф1. Mercedes купил 40-процентную долю в McLaren Group.

Тем не менее, это не впечатлило Ньюи, который чувствовал, что его творческая натура будет еще больше ограничена «оруэлловскими» интерьерами McLaren Technological Centre (MTC). Учитывая слабую форму команды, это было вдвойне актуально. В первой половине 2004 года Райкконен набрал всего одно очко, прежде чем MP4-19B в комплекте с новым монококом, который призывал сделать Ньюи, одержала победу в Спа и оправдала надежды творца. 

Следующая машина, MP4-20 2005 года, была подходящей лебединой песней Ньюи для McLaren, который в очередной раз доказал свою способность максимально эффективно использовать изменения в регламенте (рост высоты переднего крыла на 50 мм). В тот год, когда доминирование Ferrari было прервано из-за запрета на замену шин, машина McLaren, обутая в Michelin, задавала темп. Машина выиграла 10 гонок, семь из которых пришлись на Райкконена. Его новый товарищ по команде, Хуан Пабло Монтойя, выиграл три, несмотря на пропущенные гонки из-за странной травмы лодыжки («он упал со свей теннисной ракетки» - такая шутка ходила в паддоке, в связи с тем, что официально ему нельзя было садиться на мотоцикл). Будучи изначально потенциальным супер гонщиком в Формуле 1, карьера Монтойи сбавляла ход. Он был уволен в середине сезона в 2006 году после объявления о своих намерениях отправиться в NASCAR.

В 2002 году единственная победа McLaren была одержана Култхардом в Монако

 

Несмотря на скорость в 2005 году, ни один из титулов не отправился в Уокинг, поскольку надежность двигателя Mercedes снова подвела McLaren. Ньюи дал достаточно времени производителю двигателей Mercedes, Ilmor, особенно после трагической смерти соучредителя Пола Моргана в 2001 году в авиакатастрофе. Но его терпение лопнуло. После уговоров Кристиана Хорнера Ньюи сообщил Деннису, что он уходит в Red Bull, и обнаружил, что его вещи немедленно выставили из MTC.

McLaren могли подтвердить, что их приверженность коллективной ответственности теперь вступила в свои права. Но то, что они потеряли из-за ухода Ньюи, было продемонстрировано Red Bull: форма McLaren менялась от сезона к сезону, Ньюи же и Хорнер создали организованную команду, сфокусированную на том, что делает их технический директор, и добыли бренду безалкогольных энергетических напитков четыре титула чемпионов мира подряд. В отличие от Денниса, Хорнер обеспечивал свой главный актив абсолютно всем. Вступая в свой 14-й сезон вместе с австрийской командой, Ньюи наслаждается стабильностью и необходимым ему уровнем контроля, которые он не получил в McLaren. 

После этого удара и Хуан Пабло Монтойя, и затем недовольный Райкконен двинулись дальше. После безвыигрышного 2006 года команда вошла в одну из самых известных и драматических глав в своей истории.

В 2004 году единственную победу одержал Райкконен в Спа

 

С декабря 2005 года мир знал, что Фернандо Алонсо присоединится к McLaren в 2007 году. Все же это не помешало испанцу опередить Михаэля Шумахера и выиграть второй подряд чемпионат мира для Renault в 2006 году. Выбор его новой команды оказался неожиданно верным, когда MP4-22 выехала на трассу. То, чего он не мог предвидеть, был его новый товарищ по команде.

Льюис Хэмилтон стал «проектом» Денниса после того, как звезда картинга вдруг подошел к нему на Autosport Awards. План участия в юниорских гонках был тщательно продуман, Льюису было непросто, но в долгосрочной перспективе эта программа принесла ему успех. К 2006 году он убедил McLaren дать ему шанс проявить себя, и случилось так, что результаты команды именно в этот момент пошли вверх. Ландо Норрису потребуется значительно больше удачи, чтобы оказаться таким счастливчиком в 2019 году. 

Начиная с первой гонки в Австралии, Хэмилтон взялся за дело. Несомненно, он пожинал плоды, самой всеобъемлющей программы подготовки новичка в истории. Тем не менее, начать сразу с девяти подиумов подряд было неслыханно, и его четыре победы и равенство по итогам чемпионата с Алонсо дико раздражали испанца. Чемпион был зол на Денниса, который, как он чувствовал, не сдержал слово. Тот обещал отдать Алонсо приоритет над новичком, но, когда он это сделал, босс не мог даже представить, как хорошо начнет свою карьеру его юный вундеркинд. Когда на Хунгароринге случилась ссора между гонщиками из-за приоритетности выезда на быстрый круг в квалификации, напряженность переросла в кризис невообразимой величины.

Начало партнерства Алонсо и Хэмилтона было весьма успешным. Но продлилось это недолго...

 

Тем летом McLaren уже был оправдан после так называемого скандала «Spygate», когда жена главного дизайнера Майка Кофлэна передала конфиденциальные документы Ferrari для копирования. Найджел Степни из Ferrari и Кофлэн потеряли работу, но последствия для McLaren казались минимальными. А затем в Венгрии разъяренный Алонсо пригрозил Деннису, что он пойдет в FIA с электронными доказательствами, которые имеют прямое отношение к команде. Не лучший поступок Фернандо – поняв это, он быстро попытается вернуть все назад, но недостаточно быстро. Встревоженный Деннис уже решил предотвратить шантаж, информируя президента ФИА Макса Мосли о компрометирующих электронных письмах.

Наказание было жесточайшим. McLaren не только была исключена из чемпионата конструкторов 2007 года, но еще была оштрафована на 100 миллионов долларов. «Мстительный» - так Деннис описал президента ФИА. Мосли всегда был откровенен в своей антипатии к боссу McLaren и позже признался, что «5 миллионов долларов были за нарушение, 95 миллионов долларов за то, что Рон был мудаком». Возможно, словечко было и покрепче. Деннис хотел оспорить наказание в гражданских судах, но ему сообщили, что штраф может превратиться в двухлетний запрет на участие в гонках, если он сделает это... 

Из этой истории никто не вышел победителем, хотя сочувствие Деннису было искренним, по крайней мере, в британских СМИ. Год спустя, Алонсо вернулся в Renault, Хэмилтон завоевал свой первый титул, а в 2007 он и Фернандо позволили Райкконену опередить себя. После того, как шум вокруг финала 2008 года утих (Хэмилтон оставил Фелипе Массу и толпу Интерлагоса в слезах, вырвав требуемое пятое место, чтобы стать чемпионом, в последнем повороте), Денниса пытались публично оправдать после двух самых тяжелых лет в его жизни, во время которого его брак также распался.

 

Всего за несколько часов до презентации машины для сезона 2009 Рон неожиданно передал управление командой Мартину Уитмаршу, чтобы сконцентрироваться на растущем автомобильном подразделении McLaren, и, похоже, навсегда решил уйти из Формулы 1. McLaren быстро развивалась в течение этих лет, и в связи с финансовыми потребностями, необходимыми для финансирования роста, Деннис продал большую часть своих акций. В начале 2007 года бахрейнская Mumtalakat Holding Company, по сути, бизнес-лицо богатого ближневосточного суверенного государства, купила половину 30-процентной доли Денииса. Несмотря на трудности в Формуле 1, это говорило о большом потенциале McLaren, а затем бахрейнцы увеличили объем инвестиций, выкупив 40-процентную долю Mercedes в 2009 году. Немецкий производитель, который долгое время был неразрывно связан с McLaren в Ф1, решил построить свою собственную империю, выкупив Brawn GP, ​​которая в том году завоевала оба титула с Дженсоном Баттоном. Мог ли Деннис спасти партнерство с Mercedes? Как и в случае с Ньюи, только если бы он был совершенно другим человеком.

Уитмарш, который (к отвращению Денниса) сам первым поддержал сделку Mercedes с Brawn, сделал все возможное, чтобы направить McLaren в нужную сторону в последующие трудные годы. Последние сезоны теперь уже чемпиона мира Хэмилтона в McLaren были то яркими, то почти незаметными. Недостаток эмоциональной зрелости Хэмилтона приводил время от времени к взрывам. Но долгожданный позитивный ингредиент был добавлен, когда Баттон, к удивлению многих, подписал контракт с командой на 2010 год. Он принес облегчение, как это было, когда Герхард Бергер пришел в партнеры к Айртону Сенне в начале 1990-х. Хотя, в отличие от Бергера, Баттон-то был на равных, а порой действительно быстрее, чем его товарищ по команде. За три года совместных выступлений Дженсон сильно удивил наблюдателей, опередив Льюиса с 672 очками против 657, и обошел того в 2011 году, заняв второе место в чемпионате.

К 2012 году укоренились сомнения в том, что Хэмилтон когда-нибудь сможет выиграть еще титулы в McLaren, в то время как небольшой период без побед в Кубке Конструкторов, тянувшийся с победы Ньюи в 1998 году, превратился в настоящую засуху. Уитмарш был под давлением.

Оказалось, что Рон Деннис всегда висел над его плечом и частенько стоял за его спиной – он все еще держал руку на пульсе. И вскоре Уитмарш оказался вне игры.

 

Это перевод статьи журнала F1Racing за апрель 2019 года.

Фото: F1Racing

Предыдущие эпизоды:

Часть 1: 1964-1970. «Летающий Киви»

Часть 2: 1970-1980. «Жизнь после Брюса»

Часть 3. 1981-1987. «Эра Рона начинается»

Часть 4: 1988-2001. «Прост против Сенны»