10 мин.

50 лет спустя: вспоминая невероятную победу Джеки Стюарта на Нюрбургринге

Это перевод статьи. Оригинал статьи на сайте Formula1.com.

Дождь начался в четверг, когда Грэм Хилл приземлился на своем Piper Aztec с его женой Бетти, Джеки Стюартом, Джо Боньером и Йо Зиффертом. И дождь шел весь уик-энд.

Жаки Икс, известный мастер в дождевых условиях, был быстрейшим в пятничной тренировке за рулем Феррари, показав время 9:04.0. Его напарник, Крис Эймон, был вторым с временем 9:14.9 впереди Йохена Риндта на Brabham с временем 9:31.9, Грэма Хилла на Lotus с 9:46.0, звезды спорткаров и ралли Вика Элфорда на Cooper-BRM с 9:53.0 и Джона Сертиса на Honda с временем 9:57.8.

Но по мере того, как условия усугублялись густым туманом, дневная сессия была отменена, так что те, кто, как Стюарт, вообще не выезжали, должны были проехать шесть квалификационных кругов в субботу. Условия на следующий день были еще хуже, поэтому требование было сокращено до пяти.

Шотландец получил «зеленый свет» после трещины кости в правой руке, полученной на предсезонных тестах Формулы 2 ранее на неделе, но француз Джонни Серво-Гавен ездил по кольцу на Matra 530 на случай, если он понадобится, как было в Монако.

В субботу условия были настолько плохи, что пошли разговоры о том, чтобы отложить гонку до сентября или перенести ее на Хоккенхайм, но потихоньку видимость увеличилась до 90 метров – достаточно для людей, разгоняющихся до 300 км/ч на обратной прямой.

Tyrrell Matra-Ford Стюарта была быстрейшей машиной в той дождевой сессии с временем 10:00.4. Жаки Икс был вторым, 10:04.4. И шотландец был единственным, кто вышел из десяти минут во время третьей сессии утром в воскресенье.

Крис Эймон, Ferrari #8, Грэм Хилл, Lotus #3, Джеки Стюарт, #6 © LAT Photographic

Tyrell была командой, которая всерьез ухватилась за шанс, когда другие решили не рисковать. Стюарт с временем 9:54.2 поднялся на шестое место, на второй ряд (тогда в каждом стартовом ряду стояло по три машины).

Стюарт пробовал вспомогательный механизм на рулевом колесе, чтобы помочь своей травмированной руке, но перед гонкой его убрали, потому что он мешал ощущению обратной связи в момент, когда колеса могли заблокироваться на торможении.

Гонщики, по словам Стюарта, были очень напряжены во время того уик-энда. Без сомнений Нюрбургринг был самой непростой и опасной трассой в календаре. Кольцо состоит из 22 километров крутых, извивающихся, непрощающих ошибок поворотов и бесконечных переключений передач. Гонщики называли его «Зеленым адом», и Стюарт, который признавал, что никогда не атаковал здесь больше, чем требовалось, говорил, что это одно из тех мест, где ты получаешь удовольствие, как будто сидишь перед своим камином на Рождество.

Но в данном случае не сама трасса, а условия пугали гонщиков больше, чем обычно. Вообще, это было время, когда шанс погибнуть в гонке равнялся 33%, когда казалось, что число похороненных друзей равнялось числу гонок в сезоне. Когда гонка продолжалась даже после аварии, как будто ничего больше не происходило в других частях трассы. Даже несмотря на ту кампанию по безопасности, которую инициировал Стюарт после своей аварии на BRM в Спа в 1966 году, и которая была еще яростнее поддержана им после смерти его друга, Джима Кларка, смерть признавалась допустимым риском. Но только теми, кто не «выходил на арену» и не рисковал своими жизнями.

Но сезон 1968 был другим.

Вик Элфорд, Cooper, впереди Йохена Риндта, Brabham, в начале гонки © LAT Photographic

7 апреля произошло немыслимое – Джим Кларк погиб в гонке Формулы 2 на Хоккенхайме. Случился прокол заднего колеса, и его Gold Leaf Team Lotus 48 вылетел за пределы трассы в сторону росших там сосен в вираже, который проходился «в пол», вскоре после первого поворота. Так ушел один из величайших представителей этого спорта.

Как много раз говорил Стюарт, смерть Кларка была сравнима с взрывом атомной бомбы. Это пробрало всех гонщиков до мозга костей. Крис Эймон говорил: «У нас была постоянно одна и та же мысль: если это случилось с Джимми, какие же тогда шансы у нас?».

И, как если бы этого было недостаточно, трагедии продолжали с леденящей регулярностью происходить снова. Ужасная последовательность событий продолжилась, как будто вирус охватил автоспорт. После инцидента с Кларком каждые четыре недели кто-то из гонщиков погибал.

Еще до того, как напарник Кларка, Грэм Хилл, завоевал эмоциональную победу в Испании 12 мая для разбитого горем Колина Чэпмена, еще одна трагедия поразила Lotus.

Чэпмен совершенно обезумел, когда 7 мая бывший напарник Кларка, Майк Спенс, погиб. В том сезоне спокойный Спенс был зверем в BRM P126, который уже прорывался в прошлом году на Chapparal 2F Джима Холла. Он был очевидным выбором, чтобы заменить Кларка в Индианаполисе в турбированном Lotus 56. Тем более, что Стюарт все еще испытывал проблемы с рукой. Спенс быстро адаптировался к машине и начал показывать быстрые времена, проезжая со средней скоростью почти 270 км/ч. Он закончил свой проезд, когда его попросили помочь его напарнику, Грегу Уэлду, поднять скорость. В машине Уэлда он допустил небольшую ошибку и врезался в бетонную стену в первом повороте. Это было не слишком сильное столкновение, и он вполне мог вылезти из машины и неловко улыбнуться, но та авария была предвестником того, что случилось с Айртоном Сенной – переднее правое колесо ударило рулевую колонку, а та нанесла несовместимую с жизнью травму головы гонщику.

Памятник рядом с трассой другу и соотечественнику Стюарта, Джиму Кларку, который погиб в том сезоне © Sutton Motorsport Images

8 июня популярный итальянец Людовико Скарфиотти, победитель 24 часов Ле-Мана 1963, Гран-При Италии 1966, победитель европейской гонки подъема на холм в 1962 и 1965, чей отец был одним из основателей ФИАТа, погиб за рулем Porsche 910 в гонке подъема на холм Rossfeld рядом с немецким Берхтесгаденом.

Затем, 7 июля на втором круге Гран-при Франции в Руане Жо Шлессер разбился на Honda RA302, когда машину сорвало на спуске к шпильке Nouveau Monde, и она врезалась в ограждение и загорелась. Магниевое шасси было заполнено топливом и всеми любимый ветеран Формулы 2 и гонок спорткаров оказался в пылающем аду.

Мало кто помнит, что восходящая звезда британского автоспорта Крис Ламберт погиб в Зандворте в столкновении с Клеем Регаццони во время гонки Формулы 2 28 июня.

Гонка Гран-При Германии 4 августа открывала пятый месяц.

Условия в гоночный день были настолько плохи, что это напоминало игру в Русскую рулетку. Помимо дождя проблемы с видимостью создавал туман. Но Формула 1 в тот момент еще не пришла к тому, что гонщик мог отказаться от гонки, как это сделали Эмерсон Фиттипальди в Испании в 1975 и Ники Лауда в Японии в 1976.

Стюарт, в свою очередь, сомневался насчет старта, особенно после аварии Джеки Оливера в его Lotus 49B в повороте Adenau во время воскресной утренней тренировки. У шотландца и его босса, Кена Тиррелла, были серьезные разногласия перед стартом той сессии, и ему буквально было приказано ехать.

Стюарт пересекает финишную черту и выигрывает с преимуществом в четыре минуты в этих ужасающих условиях © Sutton Motorsport Images

Много лет спустя уважаемый всеми Тиррелл признался автору, что это был единственный случай, когда он приказал гонщику ехать. И это привело к тому, что он страдал и мучился, так как боялся и переживал за жизнь Джеки каждый из 14 кругов.

Несмотря на все опасения Стюарта, та гонка была лучшей в его исполнении.

Сначала старт был отложен на полчаса, затем еще на пятнадцать минут, которые стали двадцатью. Помимо уменьшающего обзор тумана шедший в воскресенье дождь создавал на трассе реки воды.

Икс проиграл старт – он тронулся слишком рано и ему пришлось притормозить. Лидерство захватил Хилл, за ним Эймон, Риндт, Стюарт, Сертис и Дэн Герни на Eagle. Ferrari, Honda и Lotus были обуты в шины Firestone YB11 с канавками, которые доказали свою эффективность во время гонки в Франции, когда Икс одержал свою первую победу в Формуле 1. Но на машине Стюарта были Dunlop 226 с широкими продольными канавками, которые дали ему преимущество в Зандворте в июне.

После половины первого круга Стюарт на Matra был уже на второй позиции. В конце круга он был впереди Хилла на 9 секунд, далее следовали Эймон, Риндт и Герни, которые делали все, что могли, двое последних были обуты в шины Goodyear. К концу второго круга лидерство Стюарта достигло 34 секунд. Элфорд попал в аварию на Cooper-BRM в повороте Pflanzgarten, но, к счастью, не пострадал. И сошел Сертис, когда двигатель Honda, который перегрелся на стартовой прямой, перешел на 10 цилиндров за 21 год до того, как производитель намеренно выпустил двигатель такой конфигурации.

Герни откатился назад, когда наехал на камень в повороте Karussell и был вынужден заехать в боксы за новыми шинами на 4м круге. Пока Стюарт лидировал с отрывом в 58 секунд, Хилла, Эймона и Риндта разделяло всего 9, а Джек Брэбем на своей собственной машине и Денни Халм на McLaren были еще в минуте позади. Икс, тем временем, начал догонять, но потом из-за проблем с видимостью и запотевающим визором вынужден был заехать в боксы для замены после восьми кругов.

Стюарт на подиуме, справа - финишировавший вторым Грэм Хилл, слева -  занявший третье место Йохен Риндт © LAT Photographic

Никто не мог соперничать с Стюартом, но Эймон, несмотря на славу гонщика, который не любит дождевые условия, не давал Хиллу ни секунды покоя, преследуя Lotus. К 12 кругу дождь продолжал лить, но не было и мысли об остановке гонки. Ведь это бы оставило горький привкус, так тогда все происходило.

Давление Эймона на Хилла в итоге должно было окупиться. Хилла развернуло в Hohe Acht на 12м круге, но новозеландцу не повезло сильнее, потому что его тоже развернуло, и он завяз в грязи в второй части Nord curve. Когда Хилл вылез из машины и вытолкал ее на трассу в нужном направлении, он ожидал, что в любой момент красная машина Эймона пронесется мимо, но он не знал, что на машине Криса сломался дифференциал и он выбыл из гонки.

Хилл потерял минуту на этом всем, но оставшийся с семью рабочими цилиндрами в двигателе Риндт не смог его догнать – они так и финишировали вторым и третьим, их разделило всего 6 секунд. Икс приехал четвертым впереди Брэбема, в то время как хорошо пилотирующий в дождь Педро Родригез смог дотащить неконкурентоспособный BRM на шестое место впереди Халма, Пирса Кариджа на BRM Тима Парнелла и Дэна Герни.

Помимо непростых условий на трассе Стюарт сражался с «залипающей» педалью газа и падением давления масла в середине гонки (из-за обломков, попавших в двигатель после вылетов других гонщиков). А на 10м круге он заблокировал колеса в повороте Karussell, и машина полетела прямо в маршала, который смог прыгнуть в укрытие в последний момент. Затем Lotus Оливера появился из ниоткуда из тумана, когда он проходил его на круг на последнем круге в повороте Adenauer Forst. Но ничто не могло его остановить в этот великий день. Его средняя скорость составила 143 км/ч, а разрыв с вторым призером составил 4 минуты 3 секунды.

Позже Стюарт вспоминал: «Когда я вернулся в боксы, первое, что я спросил у Кена было «Кто сегодня погиб?»

Когда Тиррелл сказал: «Никто», это означало, что проклятие, охватившее нас после смерти Кларка, было снято.

Символично, что именно Стюарт, который почитал Кларка и стал его последователем, продемонстрировал настоящий мастер-класс в этот день и остановил эту ужасающую череду трагедий 1968 года.