5 мин.

Футболисты из прошлого | Джимми Джонстон

Рыжий, маленький, талантливый, но очень несдержанный и бесшабашный вингер из Шотландии, выигравший в составе «Селтика» шестнадцать различных титулов, дорос лишь до 155 сантиметров, за что и получил прозвище «блоха» - я говорю про Джимми «Джинки» Джонстона, культового футболиста для фанатов «Селтика». Они же в 2002 году выбрали его величайшим игроком «кельтов» за всю историю команды.

Джеймс Коннолли Джонстон, а именно так полностью пишется его имя, безусловно, заслуживает отдельного рассказа о его жизни, как на футбольном поле, так и вне его. Сегодня же, я хочу поделиться лишь одним эпизодом его непростой судьбы, случившимся спустя месяц после его 30-летия.

В конце октября 1974 года, будучи вместе со сборной Шотландии на сборах в одном из отелей в Ларгсе, что на берегу Ирландского моря, Джимми Джонстон в очередной раз показал себя не в лучшем свете. И это еще мягко сказано. Тем вечером, несмотря на введенный спортивный режим, Джимми и несколько других футболистов сборной отправились прогуляться по ближайшим прибрежным барам. Поздней ночью на обратном пути, уже добравшись до пляжа своего отеля, вратарь «Лидса» Дэвид Харви зачем-то решил покидаться камнями в пьяных собутыльников. Один бросок, другой. Шутка постепенно переросла в прицельное метание - Харви вошел в раж.

Свистящие камни обратили едва стоящих на ногах Джимми и защитника «Глазго Рейнджерс» Санди Джардина в бегство. Неподалеку стояло несколько лодок, в одной из которых они и решили укрыться. Как потом оказалось - это была плохая идея.

Первым в лодку перебрался Джонстон. В пьяном угаре он посмотрел на Санди и пробормотал: «В отпуске морской круиз был бы кстати». Столь же нетрезвый Джардин кивнул, со всей силы пнул ногой в борт и, не удержавшись, свалился на песок и заснул мертвецким сном. И это капитан шотландской сборной! Кошмар! А вы говорите, кто-то там курит кальян. 

  

Ничем не закрепленная лодка после удара отчалила от берега и начала дрейфовать в сторону открытого моря. В небе мерцали звезды. Джонстон поднялся на ноги, посмотрел по сторонам и запел весьма подходящую «В дрейфе» Рода Стюарта:

I am sailing, I am sailing,

Home again 'cross the sea.

I am sailing, stormy waters,

To be near you, to be free.

Волны все раскачивали и раскачивали лодку, пока не случилось то, что давно стоило ожидать – не до конца вставленное в уключину весло свалилось за борт. Тут и с двумя-то не выгрести, а с одним и подавно. Как весло постепенно исчезало вдали, так же исчезал и его последний шанс самостоятельно и с достоинством вернуться в отель. Не вышло. И миссия по спасению начала свой отсчет.

Обнаружив, что пьяный Джонстон куда-то уплыл, Дэвид Хэй из «Селтика» и игрок «Хиберниана» Эрих Шедлер забрались еще в одну лодку и пустились в погоню. Вернее, попытались это сделать - они выбрали дырявую посудину, которая затонула, едва отойдя от берега. Оказавшись в холодной воде, уносимые течением, парни начали кричать, разбудив своими воплями, как персонал отеля, так и всю оставшуюся команду. По близости оказались представители береговой охраны, которые и вытащили из воды посиневших, покрывшихся «гусиной кожей», Хэя и Шедлера.

Тем временем Джонстон, явно купивший билет один конец, неотвратимо дрейфовал в сторону Атлантического океана.

Неподалеку от отеля проживали два брата по фамилии Холлидей: Там и Джон, старики, у которых был катер с мощным мотором и серьезный опыт плавания в этих водах длинною в жизнь. Осознав всю глобальность проблемы, полиция срочным порядком обратились к Холлидеям за помощью. Те прекрасно знали все прибрежные течения и отлично ориентировались среди местных островков. Прикинув, куда течения должны были снести лодку, они немедленно отправились на поиски пьяного пирата.

Надо сказать, Джонстону очень крупно повезло, что в ту ночь в прибрежных водах не было тумана. Через час, в четыре утра, братья Холлидей нашли лодку - та бесцельно раскачивалась на волнах. Никого из людей видно не было, все признаки жизни отсутствовали. Они приблизились к лодке и опасливо заглянули в нее, боясь, что Джимми смыло за борт. На дне лежал мокрый человек. Он спал. Оба старика и понятия не имели, насколько ценный груз сейчас разлегся перед ними – Холлидеи не были футбольными фанатами, а полиция ничего толком не объяснила.

Старший брат разбудил спащего и поинтересовался, какого черта он тут делает. «Да вот, собрался рыбку половить», - ухмыльнувшись, заявил Джинки.

Друг Джонстона, Денис Лоу, проведший тогда свой последний сезон за «Манчестер Сити», ждал на берегу: в одной руке у него было теплое одеяло, в другой стакан горячего виски - традиционно лучший способ согреться и не заболеть.

  

Утром, как ни в чем не бывало, Джимми Джонстон появился в столовой отеля. Заранее пришедшая на завтрак команда сначала восторженно поприветствовала его, наградив овациями, а затем хором исполнила народную ирландскую песню «Что нам делать с пьяным моряком?»:

What'll we do with a drunken sailor,

What'll we do with a drunken sailor,

What'll we do with a drunken sailor,

Earl-aye in the morning?

Через несколько дней, сборная Шотландии на битком забитом «Хэмпден Парке» легко и красиво со счетом 3-0 обыграла в товарищеском матче сборную ГДР. Почти сорок тысяч шотландских фанатов распевали все ту же песню про пьяного матроса, и бурно приветствовали каждое удачное действие Джонстона. Они обожали Джинки, а тот всегда отвечал им взаимностью.