25 мин.

«Йокогама Флюгелс» (Япония) | Восставшие из пепла

Эта статья подготовлена для журнала Football Tribune. Сейчас вы читаете авторскую версию, без купюр и цензуры, с оригинальными иллюстрациями и фотографиями.

Этот футбольный клуб был основан в 1964 году в Йокогаме. Вырос он из секции местного спортивного коллектива и первоначально назывался Yokohama Sports Club. Затем команду под свое крыло в прямом и переносном смысле взяло японское представительство американской авиационной компании Lockheed, назвав ее по имени своего нового самолета Yokohama TriStar. Но финансовое шоу, без которого последнее время не обходится футбольное сообщество (взять хотя бы тот же «Нордшелланд») существенно повлияло на дальнейшую судьбу клуба. В 1979 году Lockheed стал частью холдинга All Nippon Airways - это случилось сразу после грандиозного скандала об откате в три миллиона долларов, который получил премьер-министр Японии, пролоббировавший за это покупку четырнадцати самолетов Lockheed TriStar, вместо более дешевых McDonnell Douglas.

Логично переименовавшись в All Nippon Airways, с 1981 команда начала стремительный подъем вверх по японским любительским лигам, и к 1984 году она добралась до высшего дивизиона страны. Все это стало возможно благодаря грамотной политике компании, связанной с изменениями контрактов игроков. Уйдя от общепринятой зарплаты, руководство посадило футболистов на бонусы за успешно сыгранные матчи, то есть замотивировав их на результат. Правда, некоторых игроков это не устраивало. Гарантированная зарплата была куда лучше. И в дебютном сезоне в высшей лиги Японии клуб занял последнее место, набрав, унизительные пять очков в двадцати двух матчах.

Сначала были изгнаны шесть футболистов. Но активное внутреннее брожение продолжилось из без них. Выбора не оставалось. Посему, пришлось практически полностью реформировать команду, сменив даже штаб тренеров, и обслуживающий персонал. Это помогло, поэтому в сезоне 1987/88 команда вновь поднялась в высшую лигу. Добавив в название клуба имя еще одного спонсора, строительную компанию Sato Kogyo, команда All Nippon Airways Sato в сезоне 1988/89 навела шороху на фаворитов, неожиданно заняв второе место в чемпионате, при этом отстав от первого всего на какие-то шесть очков. Кроме того, клуб прекрасно проявил себя и в Кубке Императора, добравшись до полуфинальной стадии.

Так уж случилось, что «золотой» дубль в тот год сделал так же йокогамский клуб «Ниссан». Мало того, практически то же самое происходит и на следующий год - All Nippon Airways Sato везде до трофея рукой подать, но везения вновь не хватает, а этот чертов «Ниссан», снова берет оба титула. Обидно до боли! Так родилось соперничество двух команд из Йокогамы. Теперь победа в личной встрече над заклятым врагом превратилась чуть ли не в основную задачу на сезон.

Йокогама расположена в тридцати километрах от Токио. Это крупнейший портовый город Японии, в котором проживают около четырех миллионов человек. Он был основан в 1858 году, путем объединения двух небольших деревень, жители которых занимались в основном рыболовством. Позже началось строительство порта, способного принять большие коммерческие суда. Одним из самых трагических событий за всю историю города было мощное землетрясение в 1923 году. О его силе можно судить по замерам, сделанным недалеко от Йокогамы, где земля поднялась на 7 метров. Землетрясение произошло в полдень, и этим объясняются его тяжелые последствия. Многие жители Йокогамы, как обычно, готовили в этот час обед на углях. В результате дома не только рухнули, но и заполыхали открытым пламенем. Пожары усиливали ветер и взрывы в нефтехранилищах, пламя достигало 60 метров в высоту.

Народ бежал кто куда. Началась паника, а значит и грабежи. В городе было введено военное положение. Стали распространяться слухи о том, что корейцы не только занимаются мародерством, но совершают поджоги – в те годы корейцы считались гражданами второго сорта. Последовавшая «охота на ведьм» стоила жизни тысячам корейцев. По словам очевидцев, японские полицейские и армейские подразделения так же проявили себя как самые активные участники бойни. Всего в Йокогаме погибло  20 тысяч жителей, лежало в руинах или сгорело порядка 60 тысяч домов. Общее же число жертв по всей Японии составило примерно 150 тысяч человек.

Свой первый трофей «Флюгелс» выиграли в 1993 году. Это был Кубок Императора Японии, разыгрываемый еще с двадцатых годов прошлого века.

Толком не восстановившись, город вновь оказался в эпицентре смерти и разрушения. Во время американской бомбардировки в мае 1945 года, погибло более 14 тысяч человек, было уничтожено до 80 тысяч зданий. И это еще повезло, потому что атомные бомбы упали на два других японских города. Если бы правительство страны не приняло ультиматум о немедленной капитуляции, то третьей в американском списке стояла Йокогама.

  

Сейчас это красивый и современный мегаполис, в котором построено третье по высоте сооружение в Японии - небоскреб Yokohama Landmark Tower высотой 296 метров. Что уж говорить про самый высокий в мире маяк - стальная башня, поднимающаяся над землей на 106 метров? А как не сказать про знаменитое колесо обозрения Cosmo Clock? Оно было открыто в 1989 году, и первоначальная высота составляла 108 метров. Спустя десять лет колесо установили на более высокое основание, так что сейчас высота достигает 113 метров. Колесо постоянно вращается, и входить необходимо «на ходу». На нем установлено 60 кабинок, каждая на восемь человек. Полный оборот занимает четверть часа. Главная же фишка в том, что ночью колесо подсвечивается как часы. Так что Cosmo Clock считается самыми большими часами в мире. Теперь Йокогама называют не иначе как «город, который никогда не спит».

 

А хотите еще один интересный факт? Сейчас, когда я пишу этот текст, по Йокогаме расхаживают фанаты «Флюгелс» в футболках своей команды. И что тут такого, спросите вы? Ничего, просто на них теперь нашита эмблема «Барселоны». Знаете почему? Все дело в Жорди Роура, ассистенте Тито Вилановы. Ага, тот самый Роура, который теперь время от времени рулит сине-гранатовыми. Тот самый Роура, который до 2009 года работал в тренерском штабе «Йокогама». Невероятное совпадение, да? Зато это лишний повод для японских фанатов гордиться своим «крылатым» клубом.

Да, слово «flugel» по-немецки означает «крыло». По правилам этого языка, существительные сильного склонения не изменяют своей формы. Поэтому, что «крыло», что «крылья» - оба слова должны писаться одинаково. Но, посмотрев на красивые названия спортивных команд в не такой уж и далекой Америке, было решено добавить как бы множественное окончание. Спросите, причем тут Америка? Просто, это было в духе того времени, времени перемен. Сейчас вы все поймете.

В 1990 году были разработаны правила новой профессиональной футбольной лиги Японии, взамен устаревшей и нищей любительской. Речь идет про J-лигу. Чтобы присоединиться к будущей организации, команда должны была выполнить несколько условий. Например, иметь стадион от пятнадцати тысяч зрителей, создать в структуре клуба детские и юношеские команды, ни в коем случае не базироваться в Токио, столице Японии. Нужно было обязательно иметь поддержку руководства того региона, в котором будет играть команда, а так же не меньше трех независимых спонсоров. Кроме того, запрещалось носить имя компании-собственника. Один из важнейших пунктов касался ежегодного членского взноса, составляющего один миллион долларов.

Эти были очень суровые условия для того времени, особенно в части, касающейся инфраструктуры и денег. В самом деле, многие команды были любительского уровня и в силу географических или экономических причин на матч не приходило больше трех тысяч зрителей. Руководство японской J-лиги сразу задало такую высокую планку, что появились сомнения в ее целесообразности – настолько  мало было сторонников этих резких реформ. Однако, несмотря на такие ограничения,  двадцать из двадцати восьми любительских команд подали свои заявки на членство в будущей организации.  И десять из них были утверждены. Таким образом, Японский футбольный союз объявил о создании с 1 июля 1990 года первой профессиональной футбольной лиги. Новый чемпионат Японии запланировали на весну 1993 года.

Суть этой футбольной революции была даже не в потенциальном укреплении национальной команды. Во-первых, это был глоток свежего воздуха в обществе, где во всех сферах жизни доминируют японские корпорации. Спорт – это отдых, а не работа. Примерно таким мог быть лозунг всех перемен. Японцам предлагалось найти в себе немного европейца, для чего стали приглашаться стареющие футбольные звезды из Аргентины, Бразилии, Германии, других стран. Взять хотя бы Аморозо, Зико, Линекера, Гойкоечеа, Стоичкова и даже наших Ледяхова с Протасовым. Во-вторых, решалась задача максимальной независимости от родительских компаний и корпораций, хотя всем было ясно, что такие родственные связи невозможно разорвать в одно мгновение.

Именно поэтому футбол был вынесен из столицы на периферию – подальше от офисов монстров японской экономики. Открытость ко всему иностранному ощущалась и в названиях команд, основная масса которых ранее именовалась корпоративным именем. Конкретно в Йокогаме появились испанское море «Маринос» и немецкие крылья «Флюгелс». Корпоративное дерби Nissan против All Nippon Airways Sato никуда не делось. Оно просто сменило название.

Правда, без крайностей, как это обычно во время перестроек и бывает, не обошлось. Для привлечения молодежи и детей к чемпионату в целом и командам в частности, было решено сменить цвета клубов на самые яркие и пестрые, которые только возможно. Кроме того, компании Sony Creative было поручено разработать маскотов - узнаваемых персонажей для каждой команды J-лиги. В результате клубы получили очень странные мягкие игрушки огромного размера. Трудно серьезно воспринимать команду, когда ее талисманом является прямоугольный остриженный зеленый куст или ползающий дельфин.

Заодно футбольные власти намудрили и с системой начисления очков. Вернее, сначала их вообще решили не начислять. Просто подсчитывали число побед и поражений. Похоже, организаторы J-лиги перепутали правила американского футбол с соккером. В случае ничьей игралось дополнительное время до «золотого» гола, либо до серии пенальти. Привычное же всему цивилизованному миру правило 3-1-0 появится только в 2003 году. 

                 

Свой первый трофей «Флюгелс» выиграли в 1993 году. Это был Кубок Императора Японии, разыгрываемый еще с двадцатых годов прошлого века. В финале они очень легко, со счетом 6-2 переиграли клуб «Кашима Антлерс», между прочим, чемпиона того года. Этот результат позволил команде дебютировать на международном уровне в азиатском Кубке Кубков. И снова победа!

А в январе 1995 года на стадионе соперника в решающем матче этого международного турнира со счетом 2-1 был повержен чемпион Арабских Эмиратов «Аль-Шааб». В основное время все окончилось ничьей, а победный мяч был забит в дополнительное время.

Летом того же года настало время матчей за Суперкубок Азии. Тогда он еще состоял из двух матчей. В соперниках у «Флюгерс» был чемпион Таиланда «Тай Фермерс Банк». Вечером 29 июля 1995 года команды разошлись миром 1-1. Ответная игра прошла 2 августа в Японии на домашнем стадионе в Йокогаме. Битва удалась на славу. Дважды гости выходили вперед, и дважды «крылья» сравнивали счет. За две минуты до финального свистка мяч еще раз влетает в сетку таиландского клуба. Это был уже третий трофей за такой короткий период! Для явно не избалованной в плане титулов и званий команды этот исторический период стал настоящим «золотым веком».

Тем временем в стране, на фоне длительного экономического спада, клубы продолжали массово завозить стареющих мировых и европейских футбольных звезд. Естественно, благодаря щедрым контрактам. Да и вспышка интереса к чемпионату Японии постепенно сменялась равнодушием. Показательным стал анализ посещаемости стадионов, которая рухнула со средних двадцати тысяч продаваемых билетов до десяти. Последовала и реакция спонсоров, которые начали сворачивать финансирование, перенаправляя свои средства в более прибыльные виды бизнеса. Однако речь о закрытии какой-либо из команд не заходила. Худшее, что могло случиться – это ссылка клуба во вторую профессиональную лигу, которую футбольное руководство срочным образом и организовало. Смысл ее был в послаблении жестких условий, касательно инфраструктуры и ежегодных взносов. Но мировой валютно-финансовый кризис изменил планы.

«Смерть с размахом», «Камикадзе атакуют» - примерно такие заголовки мелькают в японской спортивной прессе.

Осенью 1998 года сначала Sato Kogyo Co, а затем и главный спонсор клуба  All Nippon Airways заявили о прекращении финансирования команды. Для возврата хотя бы части вложенных денег были расторгнуты контракты с тренерским штабом, началась распродажа команды. И это были еще цветочки. Утром 29 октября 1998 года было официально объявлено о том, что с нового года клубы-райвалы «Йокогама Флюгелс» и «Йокогамой Маринос» будут объединены в один. И произойдет это путем вливания «крыльев» в состав «моря». Правда оставались, как тогда казалось, небольшие формальности – доиграть пять матчей в чемпионате и по-быстрому вылететь из Кубка Императора.

В  те дни на пост главного тренера был назначен немец Герт Энгельс. Он с 1993 года работал в штабе команды, много денег не просил, поэтому чистка его не затронула. Спустя два дня после таких новостей, его парни со счетом 7-0 буквально уничтожили ФК «Серезо Осака». Это оказалась самая крупная победа за всю историю клуба. Терять было нечего. Ничто не давило. Играть стало легко и приятно. Оставшиеся три мачта в чемпионате так же окончились победами. Как итог - уверенное седьмое место в J-лиге. Только кого это теперь волновало?

Спустя месяц начались матчи за Кубок Императора. На стадии 1/16 финала «Флюгелс» пожаловали в гости к клубу второй лиги ФК «Отсука». Энгельс не побоялся и сыграл в открытый атакующий футбол по схеме 3-5-2, максимально насытив цент поля. В итоге 4-2 в пользу «крыльев».

Через неделю, 20 декабря еще один выездной матч. Снова в соперниках клуб рангом ниже «Вентфорет Кофу». Учитывая матч семидневной давности, а так же тот факт, что хозяева в предыдущем раунде выбили из кубка уже известный нам «Серезо Осака», немецкий тренер решил сосредоточиться на обороне. На поле вышел тот же состав «Йокогама Флюгелс». Первый тайм оказался безголевым. А второй начался красивым голом со штрафного удара. «Кофу» раскрылся, побежал сравнивать и получил еще два мяча в свои ворота. Уверенная победа 3-0 и выход в четвертьфинал.

Всего через три дня вновь выезд – отвратительная жеребьевка не только заставляет заниматься разъездами, но и подкидывает на столь ранней стадии чемпиона прошлого сезона и вице-чемпиона этого года, команду «Джубило Ивата». В контратакующей игре первый тайм остается за гостями 0-1. И если бы не перекладина, то счет должен был удвоиться. Во втором хозяева снимают защитника, выпуская еще одного форварда. Да только вскоре за второе предупреждение их остается десять. Но, класс есть класс и счет после удара головой сравнивается. Вот только спустя несколько минут в точно таком же стиле «Флюгелс» снова выходят вперед и успешно дотягивают до финального свистка.

Кубок Императора продолжился все в таком же бешеном ритме. Красиво устранив с пути вторую команду J-лиги, 27 декабря наконец-то домашняя игра. Но, против кого? В Йокогаму приезжает чемпион нынешнего года «Кашима Антлерс». Вот это жеребьевочка! Но у хозяев еще были футболисты, поучаствовавшие шесть лет назад в разгроме «Антлерс» в финале этого же турнира. Плюс, повезло, что контракт тренера чемпионов бразильца Зико закончился месяц назад, и он уже улетел на родину. Началось все феерично. На третьей минуте удар из-за штрафной материализовался в гол. «Йокогама Флюгелс» забила! Стадион возликовал. Второй раз, казалось, подфартило к 30-й минуте. Вновь удаление игрока гостей за две карточки. Но тут же и игрок «крыльев» изгоняется с поля. Во втором тайме каждая из команд могла забить не по одному голу. А на 89 минуте лишь фортуна уберегла ворота «Флюгелс» от ответного мяча. Фортуна и перекладина. Свисток и все, сине-белые в финале!

Днем 1 января 1999 года на национальном стадионе в Токио собрались пятьдесят тысяч любителей футбола. В решающем матче встречались «Йокогама Флюгелс» и «Шимицу С-Палс». Для «Флюгелс» это был второй финал в истории. Для «Шимицу» первый. Последний матч «крыльев» в кубке, трофеем которого они начали свою славную историю, и этим же трофеем могли и закончить. Матч начался. Шла абсолютно равная игра и на вторую половину команды вышли при таком же равном счете 1-1. За пятнадцать минут до конца встречи, мяч с близкого расстояния влетает в сетку ворот «Шимицу». Три защитника не смогли удержать одного нападающего "крыльев". Не смотря на отчаянные замены и перестроение игры на схему 2-4-4, победа остается за «Флюгелс». Кубок снова в руках игроков «Йокогама»!

Более драматичной агонии нельзя и представить. «Смерть с размахом», «Камикадзе атакуют» - примерно такие заголовки мелькают в спортивной прессе. Клуб «Йокогама Флюгелс» перестал существовать вечером 1 января 1999 года, по окончанию финала 78-го Кубка Императора Японии. Объединенная команда стала называться «Йокогама Ф. Маринос». И буква «Ф» - это единственное, что напоминает фанатам "Флюгелс" о печальной судьбе своего клуба.

Но, стоп! Ведь это еще не конец истории! Удивительно, но и в реальной жизни случаются хэппи-энды серьезного масштаба. Как оказалось, история «крыльев» стала настоящей проверкой на вшивость для островных любителей футбола. Действительно ли в Японии появилась традиция болеть за команду своего региона или же корпоративные устои, не позволяющие яркие проявления эмоций, пошатнуть так и не удалось? Появилось ли организованное фанатское движение, способное при виде клубной эмблемы совершать невероятные поступки? Как показали дальнейшие события, на оба вопроса можно смело давать утвердительный ответ.

Больше всего фанов двух команд возмущало даже не само слияние, а то, каким образом два холдинга плюс руководство J-лиги провернули это дельце. Не было никаких обсуждений, вариантов, как будто и не существовало армии болельщиков. Произошло, как представлялось боссам, обычное корпоративное слияние, шаг, который в те кризисные годы часто применялся в бизнесе. Но в том-то и дело, что футбол в Японии уже вырос из детских штанишек простого бизнес-процесса. Он стал настоящим социальным явлением. Теперь люди объединялись не только по корпоративному признаку, а и вокруг своих любимых клубов. Этого учесть никто не смог.

Фанаты пошли на радикальные меры. Город  увидел многотысячные демонстрации болельщиков двух футбольных коллективов Йокогамы, в первый и в последний раз объединившихся на этой почве. Захвачены офис All Nippon Airways и Nissan, множество йокогамских стен изуродованы граффити с проклятиями в адрес руководства этих холдингов, тех менеджеров, которые пытались выйти и что-то объяснить толпе забрасывали гнилыми овощами и яйцами. Местами началось рукоприкладство. Протесты сопровождались многочисленными арестами, что для всего японского спорта было доселе неслыханным явлением. Революция местного масштаба?

Власти города однозначно испугались и надавили на руководство J-лиги. Чиновники японской футбольной ассоциации на удивление быстро бросили фанатам большую кость с мясом. Виданное ли дело, они разрешили не только создать свою команду, но и включили ее в список профессиональных футбольных клубов, при том, что никаких вступительных взносов заплачено не было.

На гостевом секторе фаны сине-белых развернули баннер с очаровательным посланием «Поимейте сами себя!»

Команду  назвали просто и лаконично Yokohama FC. На логотип выбрали подходящий символ в виде птицы-феникса. И действительно,  эта команда возникает из пепла, чтобы снова жить. Управляемая болельщиками, она стала действительно народной. Под «правильные» знамена стали возвращаться и бывшие игроки «Йокогама Флюгелс».

В клуб вступило больше четырех тысяч человек, а средняя посещаемость на матчах достигла отметки в пять тысяч зрителей. Это намного больше, чем у любой команды третьего дивизиона, и больше, чем у многих команд второй лиги. Оперативно решив все вопросы, «Йокогама» начала с места в карьер. В следующем же сезоне клуб занимает первое итоговое место. Вот только правила третьей японской лиги требуют, чтобы класс команды был подтвержден два года подряд - лишь в этом случае возможен промоушен во второй профессиональный дивизион. И «фениксы» не только выиграли второй чемпионат третьей лиги, но в 2000 году команда вообще осталась ни разу непобежденной!

Да, в 2001 году сине-белые выбрались во вторую по силе лигу. Но жить стало только труднее. «Йокогама» закончила сезон на последней позиции – 4 победы и 26 поражений.

К концу 2004 года, пришло понимание, что такими темпами команде суждено вечно оставаться вторым клубом Йокогамы, в тени ненавистных «Маринос». Трансферный бюджет равнялся нулю, и клуб выбрал стратегию подписания свободных японских футболистов, которые в свое время были большими звездами, но уже достигли той точки, когда ни один серьезный клуб не предлагает им контрактов. На тот момент это оказался весьма действенный способ.

В 2007 году, спустя девять лет, команда-феникс вернулась в J-лигу. По сравнению с другими клубами, бюджет команды составлял смешные три миллиона долларов. Треть поступлений были членские взносы, оставшаяся часть – продажа билетов, реклама на стадионе, доходы от сувенирной продукции, а так же небольшие спонсоры, которых набралось пара десятков. Но второй раз на одни и те же грабли правление фанатского клуба наступать не собирается. У спонсорских компаний нет, и не будет контрольного пакета акций.

Реальность оказалась такова, что сага о воскрешении закончилась тот самый день, когда ФК «Йокогама» начал сезон 2008 года. В рекордные сроки клуб гарантировали себе понижение в классе, и сказка про великий «Йокогама Флюгелс» был закрыт навсегда. Команда начала новую главу в своей истории. «Золотой век» остался далеко позади, многие из поклонников клуба, молодые люди, никогда и не видели как раньше играли «крылья», как они поднимали над головой свои трофеи. Последними остававшимися игроками из того «Флюгелс» были Мотохиро Ямагучи и Казу Миура. Смутные воспоминания о трагической доблести были почти стерты. Нужно было закладывать основу для нового старта команды.

  

Очищение прошло быстро, ведь больше половины состава оказались игроками кому не просто за тридцать, а скорее под сорок. Сезон 2009 года четко отразил степень реформирования команды – ФК «Йокогама» закончил его шестнадцатым, едва не вылетев. Да, лишь в двух позициях выше дна. Нелегко было разогнать тяжелые тучи, висящие над «фениксами». Зато практически кончательно была подведена черта между нынешним «Йокогама» и бывшим «Йокогама Флюгелс». Теперь это команда, которая может смотреть в будущее, а не вздыхать о прошлых успехах.

            

На сегодня, последним звеном между прошлым и настоящим остается последний из могикан Казу Миура, один из лучших футболистов в истории всего японского футбола, забивший за национальную сборную 55 голов. "Король", как называют его японские болельщики, не только подписал новый трехлетний контракт в 2011 году, но и объявил, что он намерен продолжать играть, пока ему не стукнет 45 лет. Кто-то радуется, кто-то плюется, но факт есть факт. Возможно, мы еще увидим мировой рекорд футбольного долголетия.

В 2012 году главным тренером ФК «Йокогама» стал легендарный полузащитник Мотохиро Ямагучи, сыгравший за «Флюгелс» больше двухсот матчей и тридцать раз поразивший ворота соперников. Еще почти сотню игр он успел отыграть за новую «Йокогаму». Под руководством Ямогучи команда уже в первом сезоне едва не прорвалась в J-лигу.

К сожалению, до зоны прямого промоушена не хватило пары очков. И в первом же матче плей-офф турнира от них камня на камне не оставил клуб «Юнайтед Итихара Тиба», грохнувший на выезде «Йокогаму» со счетом 4-0.

А месяцем раньше, истинные фанаты ждали реванша в классическом дерби против «Маринос». Ведь последний раз команды встречались в далеком 2007 году. Больше пятидесяти трех тысяч зрителей в тот далекий вечер собралось на арене Nissan, чтобы понаблюдали за избиением младенца. Футболисты «Йокогама Ф. Маринос» унизили «фениксов» со счетом 8-1, причем мяч, если так можно в данном случае выразиться, престижа, гости забили за несколько минут до конца матча. А теперь вы можете себе представить, что почувствовали фанаты «Йокогама», когда кубковый жребий подкинул им в соперники заклятых врагов.

10 октября 2012 года эти же команды встретились в 1/16 финала Кубка Императора. На гостевом секторе фаны сине-белых развернули и направили в сторону хозяйских трибун  баннер с очаровательным мессаджем «Давайте, поимейте сами себя!». А для тех, кто не в ладах с английским, прилагался красноречивый рисунок сразу с двумя мидл фингерами. Пусть футболисты «Йокогамы» вновь проиграла, но сделали это с достоинством. Уступая 0-2, они смогли во втором тайме изменить рисунок матча. Жаль только, что отквитать удалось лишь один мяч. Болельщики искренне надеются, что возобновление боевых действий случится уже в следующем году. Пусть пока не в высшей лиге, но хотя бы в кубке.

Когда создавался ФК «Йокогама» у него не было талисмана. Клуб, казалось, сознательно противился идее его создания, возможно, потому что старый талисман «Флюгелс», был одним из самых любимых и хорошо продуманные во всей J-лиге. Звали его Тобимару. Он символизировал собой как авиационную принадлежность команды, так и открытость клуба для всего мира. В течение нескольких лет фанатское сообщество хотело вернуть в команду этого персонажа. Но решение дистанцироваться от всего, что напоминает о прошлом, автоматически поставило на этих мечтах жирный крест.

Посему, в ознаменование десятой годовщины распада «Йокогама Флюгерс», новая «Йокогама» выкатила на всеобщее обозрение другой талисман - Фулимару. Жесть, не правда ли? Какие-то шары на ушах, непонятно куда указующий перст, сломанный клюв. Судя по всему, он изображает из себя веселого феникса. Да, да, того самого, что на клубном логотипе. Правда, как считают все нормальные болельщики, такого талисмана испугаются даже инопланетяне. Их так же интересует, что именно курил дизайнер, придумывавший это существо.

Нет ничего хорошего, когда прошлое тянет тебя назад. Но и отрекаться от своей истории тоже нельзя. Особенно в традиционной Японии, которая всегда чтила свои традиции. Фанаты «Йокогамы» говорят, что пока в команду не вернется Тобимару, она никогда не поднимется в J-лигу. И знаете, это очень похоже на правду.

Текст опубликован в интернет-журнале Football Tribune #12 на страницах 66-71 под названием «Парящие крылья «Йокогамы».

ССЫЛКА НА ПРОСМОТР ЖУРНАЛА ОНЛАЙН

ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF

ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF (2) 

Похожие статьи:

Дикие, дикие тигры: FC Nordsjaelland (Дания)

Золотые островитяне: SC Csepel (Венгрия)

Der Club. Легендарные: 1.FC Magdeburg (Германия)