6 мин.

Стадионы. Экономическая сторона после Чемпионата мира.

Уважаемые читатели, данная статья будет посвящена тому, чтобы наконец-то раскрыть глаза нашим чиновникам и футбольным функционерам.

Чемпионат мира по футболу - уникальная возможность поднять уровень российского футбола. И этим нужно воспользоваться по-полной. И я очень надеюсь, что материалы из этой статьи действительно окажутся востребованными.

Все расчёты будут произведены на примере Калининграда.

Самая главная ошибка - сокращать вместимость с 45000 до 25000 человек.

Во многих других городах тоже планируется сокращение вместимости.

А теперь обратимся к цифрам.

В нынешнем сезоне средняя посещаемость домашних матчей Балтики составляет почти 7000 человек. Неплохая цифра, не правда ли? Стоит отметить, что на игру с Зенитом пришло почти 15000 человек. Запомним эту цифру.

Генеральный директор Балтики Гвардис А.П. озвучил долгосроччную задачу: выход в премьер-лигу к 2017 году. Как раз в этом году и будет построен новый стадион. А теперь давайте подумаем, какая была бы посещаемость Балтики на нынешнем стадионе в премьер-лиге сейчас?

Вот он, наш стричок (самый старый стадион в стране, построен ещё в 1892 году):

Стадион Балтика

Уровень комфорта не вызывает никакой критики. Туалеты только под трибуной с крышей. Неудобные сиденья. Обзор не очень. Хотя у нас, в России, большинство стадионов такие же.

Так вот, вернёмся к вопросу о посещаемости в премьер-лиге в нынешних условиях. Уровень команд у нас действительно высокий. На примере матча с Зенитом можно с уверенностью утверждать, что аншлаги будут на играх с командами из первой восьмёрки. А с остальными командами от 10000 человек будут приходить. Всё будет зависеть от результатов команды. Прогнозируем с уверенностью среднюю посещаемость в районе 13000 зрителей.

А теперь самое интересное.

В России есть один пример, когда команда переехала со старого стадиона на новый и современный: это Терек. Хотя, на мой взгляд, Ахмат-арена не очень функциональный, удобный и современный стадион. И посещаемость там сейчас очень высокая. Анжи не является примером, так как их Анжи-арена уже не очень современна.

А в остальном, примеров нет. И наши чиновники и архитекторы всерьёз утверждают, что, например, Калининграду не нужен стадион на 45000 зрителей. А я утверждаю вот что: если Балтика будет играть в премьер-лиге на новом стадионе, то средняя посещаемость будет 35000-40000 человек.

Вот на чём основаны мои выводы:

1. при переезде команды на новый стадион, средняя посещаемость всегда увеличивается в 2 раза. Это статистически подтверждённый факт;

2. матчи премьер-лиги играются, в основном, в выходные. А матчи ФНЛ - в будние дни. На самом деле - это бред! Нигде такого нет. Только у нас. Представьте себе матч в 19:00 по местному времени в понедельник. Люди только с работы ушли. И что, они сразу же должны бежать на стадион? То ли дело в выходные. Поход на футбол как досуг. В будние дни это чёрт знает что. Даже мне, поклоннику Балтики, не охота ходить по понедельникам вечером на матчи;

3. в стране после Чемпионата мира будет самый настоящий футбольный бум. Футбол будет модным и привлекательным видом спорта даже не для болельщиков. Естественно, появятся новые поклонники этого вида спорта;

4. стадион будет построен в новом районе. Жители этого района будут охотно посещать матчи;

5. использование рекламы, размещение билетных терминалов по всему городу, завлекающие акции и т. д.

Все эти факторы дадут прогнозируемую посещаемость.

А вот что сказал по поводу сокращения вместимости Дмитрий Буш, заместитель гендиректора компании «Моспроект-4»:

«Учитывая опыт других стадионов, можно сказать, что освобождающиеся от разбора кресел помещения не используются, то есть экономической выгоды это не принесет. Здесь важен вопрос последующего использования стадиона».

Думаю, стоит прислушаться к словам профессионала.

А теперь денежные цифры. Допустим, обслуживание стадиона обойдётся региональному бюджету в 300 млн рублей в год. Эту сумму нужно окупать. 

Начинаем считать: 40000 зрителей, минимум 15 домашних футбольных официальных матчей. Средний билет будет стоить, например, 400 рублей. Выходит 240 млн рублей в год. А это, не учитывая корпоративных, и бизнес-лож, стоимость которых составляет от 30000 и до 100000 рублей за матч. Ели сделать таких 50 штук, то получаем с них прибыль - около 50 млн рублей. То есть за счёт билетов мы окупаем затраты на обслуживание. Но это только футбол! А крыша-то закрывающаяся! Мероприятий будет в разы больше! А ещё мы не посчитали прибыли за счёт питания на стадионе и аренды площадей. А это будет как минимум ещё 300 млн рублей. Это чистая прибыль. Неплохая сумма, не правда ли? 

А ведь если вместимость сократят до 25000 человек, то кругленькую сумму мы потеряем. И, как видно на картинке, после сокращения трибун уберут и всякие ложи, и, как следствие, доходы стадиона уменьшатся:

Стадион в Калининграде

Надеюсь, я привёл достаточное количество фактов о том, что нельзя уменьшать вместимость.

А теперь я буду критиковать решение Мостовика сделать вот такие 4 башни по углам стадиона:

4 глупых башни

 

Зачем это нужно на футбольном стадионе?

Разве будет приносить прибыль бассейн? Кто его будет арендовать?

А зал для единоборств зачем нужен на футбольном стадионе? 

А хоккейная арена зачем? Её лучше построить отдельно, так как это достаточно громоздкое сооружение.

А зал для мини-футбола кому нужен? В городе полно площадок, где можно поиграть в мини-футбол и баскетбол, и стоят они недорого.

Разве стоит всё это в один объект вмещать? 

Представьте, какими будут требования пожарников. А сколько затрат на всё это нужно. 

Это абсолютно ни к чему! Стройте, если хотите, всё это отдельно, но никак не на футбольном стадионе! 

Это абсолютно бесперспективная идея. А вот что я предложу:

лучше построить трёх-четырёхъярусный стадион, а между ярусами сделать Вип-ложи, бизнес-ложи, корпоративные ложи и рестораны, которые будут приносить доход. К тому же, почти все стадионы к ЧМ-2018 двухъярусные. Можно таким образом сделать трибуны стадиона узнаваемыми, отличными от многих стадионов. Ещё можно сделать трибуну для фанатов за воротами одноярусной, как на стадионе в Дортмунде:

Сигнал Идуна Парк

 

Как пример, проект стадиона в Ницце компании Wilmotte (той архитектурной компании, которая выиграла конкурс в Калининграде):

 

Стадион в Ницце

А вот, отсюда же, пример бизнес-ложи:

Бизнес-ложа

А вместимость этого стадиона - 35000 зрителей. Под вместимость в 45000 зрителей такая конфигурация подходит, можно даже ещё один ярус добавить.

На этом заканчиваю изложение своих мыслей. Очень надеюсь, что мои идеи воспримут всерьёз проектировщики и чиновники, и, конечно же, вы, дорогие читатели!