Стадионы. Экономическая сторона после Чемпионата мира.
Уважаемые читатели, данная статья будет посвящена тому, чтобы наконец-то раскрыть глаза нашим чиновникам и футбольным функционерам.
Чемпионат мира по футболу - уникальная возможность поднять уровень российского футбола. И этим нужно воспользоваться по-полной. И я очень надеюсь, что материалы из этой статьи действительно окажутся востребованными.
Все расчёты будут произведены на примере Калининграда.
Самая главная ошибка - сокращать вместимость с 45000 до 25000 человек.
Во многих других городах тоже планируется сокращение вместимости.
А теперь обратимся к цифрам.
В нынешнем сезоне средняя посещаемость домашних матчей Балтики составляет почти 7000 человек. Неплохая цифра, не правда ли? Стоит отметить, что на игру с Зенитом пришло почти 15000 человек. Запомним эту цифру.
Генеральный директор Балтики Гвардис А.П. озвучил долгосроччную задачу: выход в премьер-лигу к 2017 году. Как раз в этом году и будет построен новый стадион. А теперь давайте подумаем, какая была бы посещаемость Балтики на нынешнем стадионе в премьер-лиге сейчас?
Вот он, наш стричок (самый старый стадион в стране, построен ещё в 1892 году):
Уровень комфорта не вызывает никакой критики. Туалеты только под трибуной с крышей. Неудобные сиденья. Обзор не очень. Хотя у нас, в России, большинство стадионов такие же.
Так вот, вернёмся к вопросу о посещаемости в премьер-лиге в нынешних условиях. Уровень команд у нас действительно высокий. На примере матча с Зенитом можно с уверенностью утверждать, что аншлаги будут на играх с командами из первой восьмёрки. А с остальными командами от 10000 человек будут приходить. Всё будет зависеть от результатов команды. Прогнозируем с уверенностью среднюю посещаемость в районе 13000 зрителей.
А теперь самое интересное.
В России есть один пример, когда команда переехала со старого стадиона на новый и современный: это Терек. Хотя, на мой взгляд, Ахмат-арена не очень функциональный, удобный и современный стадион. И посещаемость там сейчас очень высокая. Анжи не является примером, так как их Анжи-арена уже не очень современна.
А в остальном, примеров нет. И наши чиновники и архитекторы всерьёз утверждают, что, например, Калининграду не нужен стадион на 45000 зрителей. А я утверждаю вот что: если Балтика будет играть в премьер-лиге на новом стадионе, то средняя посещаемость будет 35000-40000 человек.
Вот на чём основаны мои выводы:
1. при переезде команды на новый стадион, средняя посещаемость всегда увеличивается в 2 раза. Это статистически подтверждённый факт;
2. матчи премьер-лиги играются, в основном, в выходные. А матчи ФНЛ - в будние дни. На самом деле - это бред! Нигде такого нет. Только у нас. Представьте себе матч в 19:00 по местному времени в понедельник. Люди только с работы ушли. И что, они сразу же должны бежать на стадион? То ли дело в выходные. Поход на футбол как досуг. В будние дни это чёрт знает что. Даже мне, поклоннику Балтики, не охота ходить по понедельникам вечером на матчи;
3. в стране после Чемпионата мира будет самый настоящий футбольный бум. Футбол будет модным и привлекательным видом спорта даже не для болельщиков. Естественно, появятся новые поклонники этого вида спорта;
4. стадион будет построен в новом районе. Жители этого района будут охотно посещать матчи;
5. использование рекламы, размещение билетных терминалов по всему городу, завлекающие акции и т. д.
Все эти факторы дадут прогнозируемую посещаемость.
А вот что сказал по поводу сокращения вместимости Дмитрий Буш, заместитель гендиректора компании «Моспроект-4»:
«Учитывая опыт других стадионов, можно сказать, что освобождающиеся от разбора кресел помещения не используются, то есть экономической выгоды это не принесет. Здесь важен вопрос последующего использования стадиона».
Думаю, стоит прислушаться к словам профессионала.
А теперь денежные цифры. Допустим, обслуживание стадиона обойдётся региональному бюджету в 300 млн рублей в год. Эту сумму нужно окупать.
Начинаем считать: 40000 зрителей, минимум 15 домашних футбольных официальных матчей. Средний билет будет стоить, например, 400 рублей. Выходит 240 млн рублей в год. А это, не учитывая корпоративных, и бизнес-лож, стоимость которых составляет от 30000 и до 100000 рублей за матч. Ели сделать таких 50 штук, то получаем с них прибыль - около 50 млн рублей. То есть за счёт билетов мы окупаем затраты на обслуживание. Но это только футбол! А крыша-то закрывающаяся! Мероприятий будет в разы больше! А ещё мы не посчитали прибыли за счёт питания на стадионе и аренды площадей. А это будет как минимум ещё 300 млн рублей. Это чистая прибыль. Неплохая сумма, не правда ли?
А ведь если вместимость сократят до 25000 человек, то кругленькую сумму мы потеряем. И, как видно на картинке, после сокращения трибун уберут и всякие ложи, и, как следствие, доходы стадиона уменьшатся:
Надеюсь, я привёл достаточное количество фактов о том, что нельзя уменьшать вместимость.
А теперь я буду критиковать решение Мостовика сделать вот такие 4 башни по углам стадиона:
Зачем это нужно на футбольном стадионе?
Разве будет приносить прибыль бассейн? Кто его будет арендовать?
А зал для единоборств зачем нужен на футбольном стадионе?
А хоккейная арена зачем? Её лучше построить отдельно, так как это достаточно громоздкое сооружение.
А зал для мини-футбола кому нужен? В городе полно площадок, где можно поиграть в мини-футбол и баскетбол, и стоят они недорого.
Разве стоит всё это в один объект вмещать?
Представьте, какими будут требования пожарников. А сколько затрат на всё это нужно.
Это абсолютно ни к чему! Стройте, если хотите, всё это отдельно, но никак не на футбольном стадионе!
Это абсолютно бесперспективная идея. А вот что я предложу:
лучше построить трёх-четырёхъярусный стадион, а между ярусами сделать Вип-ложи, бизнес-ложи, корпоративные ложи и рестораны, которые будут приносить доход. К тому же, почти все стадионы к ЧМ-2018 двухъярусные. Можно таким образом сделать трибуны стадиона узнаваемыми, отличными от многих стадионов. Ещё можно сделать трибуну для фанатов за воротами одноярусной, как на стадионе в Дортмунде:
Как пример, проект стадиона в Ницце компании Wilmotte (той архитектурной компании, которая выиграла конкурс в Калининграде):
А вот, отсюда же, пример бизнес-ложи:
А вместимость этого стадиона - 35000 зрителей. Под вместимость в 45000 зрителей такая конфигурация подходит, можно даже ещё один ярус добавить.
На этом заканчиваю изложение своих мыслей. Очень надеюсь, что мои идеи воспримут всерьёз проектировщики и чиновники, и, конечно же, вы, дорогие читатели!
а если Балтика будет аутсайдером, какая у неё будет посещаемость?
http://stadiums.at.ua/news/2012-03-05-6267
Кучи мероприятий? Это какие, например? Концерты? Так там с каждого билета отдается почти все организаторам и исполнителям. Зарабатывать на питании? Ок, допустим 20 000 человек потратили и купили говноеды на 200 рублей в среднем. Это 140 000 долларов, из которых вычитай еще себестоимость/закупочную стоимость плюс другие расходы в виде зарплат, транспортировок итп. И выйдет, хорошо, если 70 000 - 80 000 долларов. Это не те деньги, которые что-то решат для клуба уровня РПЛ.
Аренда площадей? Это каких-таких площадей? Их сейчас и так везде избыток, они сейчас никому не нужны просто-напросто, тем более в том месте, где собираются строить стадион.
Доходы от пива тоже сомнительно, читай пункт про "доходы с питания". Будет примерно также.
Короче говоря, у тебя всего лишь фэнтезийная теория. Конечно, лучше бы ты был прав, но увы, мы живем в России и это не Англия и не Германия, где на таких вещах можно хорошо заработать.
И последнее. Стадион то будет муниципальный. И все доходы от его аренды пойдут городу. Клубу его точно не подарят. Так что придется арендовать.
Германия - пример футбольного бума. После ЧМ-2006 здесь самая высокая посещаемость в мире. На старых стадионах показатели были идентичными с Россией сейчас.
Пример: я бы с удовольствием с девушкой и друзьями ходил раз в 2 недели на современный красавец стадион и смотрел бы интересный футбол) И так думают многие. Маркетинг творит чудеса. Если приложить усилия, то можно привлекать постоянно по 40000 на стадион.
я предполагаю другой сценарий: на первую игру с зенитом соберется полный стадион, а уже через год, на этот же матч, наберется тысяч 20 - и никакой маркетинг не спасет. достаточно возвести в пример ебург - пустующий стадион на почти всех матчах, зато аншлаг на матче-открытии. в россии подобные объекты всегда будут требовать значительных расходов на содержание, и большую часть этих расходов окупит футбольный клуб, арендующий арену. все остальное - это копейки, но стоит только подумать, какие цены должны быть на все услуги, чтобы арена смогла зарабатывать огромные средства, то сразу все становится на свои места. среднестатистический россиянин не в состоянии тратить столько денег, сколько немец или другой европеец. вот и все
Ещё вот что: подтрибунных помещений мало, внешний вид непримечателен. Посмотри на предпоследнюю картинку выше, вот пример современного стадиона.
И последнее. Мне непонятен пессимизм вокруг. Ну разве у нас в России были примеры, когда к Чемпионату мира по футболу понастроили шикарные стадионы и футбольные клубы на них переехали)
Пока такого ещё не было. И все заявления пессимистов основаны на том, что они ходят на футбол на нынешние стадионы, и считают, что нет разницы, новая арена или нет.
Хороший пример: я с девушкой сходил однажды на матч Мировой лиги по волейболу в ДС Янтарный. Я не поклонник волейбола, но мне безумно понравилось. Я стал "глориком") Правда, у нас в Калининграде эту тему не развили, и сейчас с волейбольными командами беда. Я уверен, что вы все измените мнение, когда побываете на новом стадионе в своём городе)
И кстати, Рубин к концу года переедет на Казань-арену, посмотрим, изменится ли что-то в посещаемости.
1. продажа билетов на футбол;
2. так как крыша закрывающаяся, то можно проводить концерты и кучу различных мероприятий, то есть опять же зарабатываем на продаже билетов;
3. во время всех этих мероприятий зарабатываем на питании;
4. ВИП-ложи, бизнес-ложи, корпоративные ложи - огромный доход с аренды;
5. аренда площадей - огромный доход;
6. отдельно выделю пиво - огромные доходы с каждого матча (уверен, продажу пива разрешат к 2018 году).
Суммируем, и получаем громадные доходы. И это реальность, а не оптимизм.
Этим вообще плевать на будущее проекта и на зрителей. Им главное бабла натырить бюджетного и свалить.
А по поводу посещаемости спорно. Не будет 35 тысяч ходить, если организовывать матчи через одно место. Нужно делать шоу, дабы всем слоям населения было интересно сходить на подобное мероприятие.