9 мин.

Кими Райкконен vs Фелипе Масса

Несмотря на то, что и Кими Райкконен, и Фелипе Масса были продуктами молодежной политики Заубера, оба пилота в разные годы своей карьеры начали добиваться больших успехов. Кими, например, очень повезло: попав в 22 года в Ф-1 фактически без опыта в больших юниорских формулах, после дебютного сезона он уже оказывается в команде, способной побеждать, а ещё через сезон вовсе становится вице-чемпионом, уступив схватку за титул самому Михаэлю Шумахеру. Именно с 2002 года Райкконен являлся одним из лидеров Королевских гонок, не исчезая с поля зрения больших экранов.

До Массы дело дошло лишь в 2006-ом, когда 25-летний бразилец стал вторым пилотом Феррари и помощником Шуми после трёх лет работы гонщиком Заубера и одного - тест-пилотом швейцарской команды. Подписав контракт с Кими на 2007 год, Скудерия фактически поставила под вопрос всю карьеру Фелипе, но Михаэль 1 сентября 2006-го объявил о своем уходе, дав возможность бразильцу продолжить выступать за Маранелло. Дальше сравниваемые провели два с половиной года вместе, пока Фернандо Алонсо не разлучил финна и Феррари.

Фелипе Масса проведет 4 года под тенью испанца и на заре гибридной эры уйдет в Уильямс, приняв новый вызов и освободив место для вернувшегося в Италию Райкконена. Последние годы карьеры Фелипе были наполнены перманентным регрессом его результатов и обучением Вальттери Боттаса и Лэнса Стролла. Про Райкконена вы все, конечно, знаете. Предметом сравнения выступят два сезона на двоих, проведенных Кими и Фелипе с Нико Хайдфельдом в Заубера в 2001-2002 гг, выступления обоих на фоне Фернандо Алонсо в Скудерии с 2010 по 2014 гг, а также самое главное - их совместные 2,5 сезона 2007-2009.

Сравнение Хайдфельда и Райкконена:

2001: неоднозначно дебютировав в Ф-1 в Просте, Ник принимает предложение Заубера, что после ухода опытных гонщиков, на протяжении долгих лет неизменно населявших Хинвиль, пошел на опрометчивый шаг - посадить двух совсем юных спортсменов за руль. Хайдфельд, обладая преимуществом в один год опыта, расправился с Кими, но еле-еле выиграв квалификации со счетом 10:7, заработав 12 очков против 9 у финна и оказавшись четырежды впереди напарника при семи обоюдных финишах.

Сравнение Хайдфельда и Массы:

2002: именно Кими Райкконена, а не Ника Хайфдельда выбрали в качестве преемника Мики Хаккинена в МакЛарене. К немцу снова подсадили дебютанта. Уроженец Менхенгладбаха и в этот раз не спасовал, выиграв 11 квалификаций в 16 этапах, но в гонках выступал абсолютно одинаково (4:4 по обоюдным финишам), а набрал лишь на 3 очка больше партнера по команде (7:4). В дальнейшем Масса и Райкконен будут побеждать, зарабатывать подиумы и титулы, а Хайдфельд практически всю карьеру проведет в Заубер, борясь за средние, в основном, позиции, так ни разу и не победив в Гран-При.

Сравнение Райкконена и Массы:

2007: предыстория этого альянса была изложена выше. Тот год ознаменовался ожесточенной борьбой Феррари и МакЛарена за оба титула, а также шпионским скандалом между командами. Рено потеряли свою мощь и Фернандо Алонсо, перешедшего как раз в Уокинг. К сожалению для Массы, он не смог держать темп напарника и двух МакЛаренов, что проиграли одно очко каждый Райкконену и титул финну - Фелипе тоже помог Кими стать чемпионом. Тем не менее, бразилец одерживает победу в квалификациях со счетом 9:8, но в гонках финиширует лишь четырежды впереди партнера по команде из 13 возможностей. Райкконен стал чемпионом со 110 очками, опередив Массу на 16 баллов и 3 позиции. 

2008: начавшийся сезон предвещал второй раунд противостояния Льюиса Хэмильтона уже, скорее всего, в одиночку, дабы Алонсо был заменен на Хейкки Ковалайнена, против пилотов Скудерии. Первая часть чемпионата осталась за Кими, что претендовал на защиту титула, но затем инициатива перешла к Льюису и Фелипе. Скорость Феррари и МакЛарена в тот год относительно других команд не была такой доминирующей, и в дело чемпионства отчасти вмешались и третьи коллективы. Масса стал чемпионом буквально на минуту, а затем Хэмильтон обогнал Тимо Глока. Фелипе вновь выиграл квалификации со счетом 12:6, лучше смотрелся в гонках (8:3), опередил Кими, вырвавшего 3 место у Роберта Кубицы, на одну позицию и 22 балла. 

2009: Скудерия начала свой худший сезон за 28 лет. Очки не зарабатывались, на первый план вышли Ред Булл, Браун и Тойота. В таких условиях чемпион и вице-чемпион, добившиеся, как потом покажет время, своих самых лучших результатов в карьере именно в последние два года, стали середняками пелетона. Травма Массы пришлась на Гран-При в Будапеште, и к этому моменту Кими, наконец, переиграл напарника в квалификациях со счетом 5:4, но из пяти обоюдных финишей оказывался впереди дважды. Фелипе закончит сезон с 22 очками, когда как к Венгрии у финна их было всего 10. 

Сравнение Алонсо и Массы:

2010: Феррари выбрала Массу, не Райкконена. Судьба вновь была благосклонна к бразильцу: в 2006 году после объявления контракта с Кими Михаэль Шумахер спас карьеру Фелипе в Скудерии, уйдя в отставку, а теперь был разорван контракт с Кими, и оставлен только-только восстановившийся после травмы бразилец. Все шло отлично в первые этапы сезона: интересная борьба трёх команд, Фелипе Масса даже лидировал в личном зачете, но потом несколько неудач, соперники ушли вперёд, пропуск Алонсо на Гран-При Германии, и вице-чемпион был потерян. Алонсо выиграл 15 квалификаций из 19, уступил лишь в двух гонках из 16 с обоюдными финишами, набрал 252 очка, на 108 больше, чем у Массы, едва не став трёхкратными чемпионом мира.

2011: издевательства продолжились и дальше, только теперь Себастьян Феттель не дал ни единого шанса своим конкурентам, оставив разыгрывать лишь вице-чемпионский титул, что достался Баттону, а не Фернандо. Масса вновь был позади всей группы принципиальных соперников по топ-командам. Счёт по квалификации был идентичен предыдущему, гонок Фелипе выиграл столько же, а Алонсо на одну меньше своего прошлогоднего результата. По набранным баллам вновь разгром в пользу испанца - 257:118.

2012: вопреки двум, по большому счету, провальным сезонам, Масса оставался в Феррари, и начало того сезона показывало, что это хороший шанс переломить плохую для бразильца тенденцию. Но он снова не смог угнаться за соперниками, а Фернандо Алонсо первую половину сезона провел просто великолепно, но вновь потерял титул на последних кругах последней гонки. Уроженец Овьедо выиграл 18 квалификаций на 20 этапах того года, все 17 раз оказываясь впереди, когда оба пилота на красных машинах видели клетчатый флаг, и набрал 278 очков против 122...

2013: из-за смены резины по ходу сезона Пирелли по сути подарили титул без борьбы Себастьяну Феттелю, но Алонсо вновь стал вице-чемпионом, а Фелипе Масса - вновь аутсайдером лидирующей группы. Бразилец проигрывал своему напарнику каждый год от двух до пяти позиций в личном зачете... В последний свой сезон в Маранелло Фелипе выиграл 8 квалификаций в 19 Гран-При, но лишь однажды при 16 обоюдных финишах оказывался впереди и набрал 112 очков, на 130 меньше, чем у Алонсо...

Сравнение Райкконена и Алонсо:

2014: возвращение стало возможным благодаря урегулированию разногласий, возникших еще при разрыве контракта Кими со Скудерии в 2009 году. Теперь финн выступает в Феррари, где творится хаос, смена власти и разоблачение культа личности Алонсо, который заменил Райкконена в Маранелло и тянул за собой команду. Ходили слухи, что Кими Райкконену в тот год абсолютно не подходила машина, и его ужасные результаты были связаны именно с этим. Алонсо выиграл квалификации со счетом 16:3, 15 раз в 16 гонках с обоюдными финишами опережал напарника и набрал 161 очко против 55 у Кими, почти в три раза больше... Впрочем, Фернандо уйдет мучиться с МакЛареном и Хондой до конца своей карьеры, а Райкконен разделит Феррари с Феттелем, находясь в борьбе с Мерседесами и Ред Буллами за победы и подиумы. 

Хайдфельд vs Райкконен:

Квалификации: 10/7 в пользу Хайдфельда (41,18%)

Гонки: 4/3 в пользу Хайдфельда (42,86%)

Очки: 12/9 в пользу Хайдфельда (42,86% от очков Заубера за тот сезон)

Итог: волевая победа Хайдфельда по всем трем показателям

Хайдфельд vs Райкконен:

Квалификации: 11/5 в пользу Хайдфельда (31,25%)

Гонки: 4/4

Очки: 7/4 в пользу Хайдфельда (36,36% от очков Заубера за тот сезон)

Итог: волевая победа Хайдфельда

Райкконен vs Масса:

Квалификации: 25/19 в пользу Массы 

Гонки: 15/14 в пользу Массы

Очки: 213/195 в пользу Массы 

Итог: волевая победа Массы по всем трём показателям 

Алонсо vs Масса:

Квалификации: 59/18 в пользу Алонсо (23,38%)

Гонки: 59/5 в пользу Алонсо (7,81%)

Очки: 1029/496 в пользу Алонсо (30,56% от очков Феррари за тот период)

Итог: безоговорочная победа Алонсо по всем трем показателям

Алонсо vs Райкконен:

Квалификации: 16/3 в пользу Алонсо (15,79%)

Гонки: 15/1 в пользу Алонсо (6,25%)

Очки: 161/55 в пользу Алонсо (25,46% от очков Феррари за тот период)

Итог: разгромная победа Алонсо по всем трем показателям

Вывод: 

Учитывая выступления с Ником Хайдфельдом и Фернандо Алонсо в одной команде, а также совместные 2,5 сезона, проведенные в Феррари, можно сделать вывод о том, что Фелипе Масса переиграл своего визави фактически по всем статьям, кроме первого сезона каждого из них в Заубере на заре своей карьеры с Хайдфельдом. Результат анализа, конечно, впечатляющ, но он обуславливается в первую очередь тем, что, на мой взгляд, Масса после травмы вернулся немного другим гонщиком, а после Германии’2010 он вовсе перестал быть пилотом, что носит вице-чемпионский титул. Все его последующие результаты были отголоском тех событий и негативно сказались на его результатах. Тем не менее,  согласно цифрам, именно он лучше Кими, но Райкконен проиграл совсем чуть-чуть и по аналогии не может «опуститься» ниже Рубенса Баррикелло в рейтинге.

Рейтинг пилотов (на будущее):

  1. Фернандо Алонсо

  2. Льюис Хэмильтон

  3. Нико Росберг 

  4. Дженсон Баттон

  5. Фелипе Масса

  6. Кими Райкконен

  7. Рубенс Баррикелло

  8. Эдди Ирвайн

  9. Джонни Херберт