13 мин.

Год всех звезд. Драфт НБА-1996

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Steve Grayson/WireImage

В каждом десятилетии существует свой главный, стержневой драфт НБА, который вспоминают и будут вспоминать еще многие годы вперед. Ладно, драфт 2000-го года тоже будут вспоминать через много лет, но вы же понимаете, о чем я. Это даже не драфт, а ДРАААААААФТ!!!!!!!! – событие, которое не просто меняет лицо НБА, а радикально его преображает. 

В семидесятых это был, пожалуй, драфт-70, на котором выбрали шестерых (!) будущих членов Зала Славы. В восьмидесятых это был драфт-84. Вы сами знаете, что за игроки на нем были представлены. В нулевых – несколько противоречивый, но знаковый драфт-03. В девяностых, это, конечно же, драфт-96.

Если вас все еще интересует мое мнение, то да, я считаю, что выпуск 1996-го – сильнейший драфт-класс в истории. (Если не считать времена седой древности, когда друг другу противостояли супы кейблы и джейки пелкингтоны; поклонимся великим тем годам, но я о них, увы, почти ничего не знаю). Легендарный драфт Джордана и К держится, по сути, на четырех грандах, за которыми – пропасть: никого, даже близко стоящего к ним (за исключением, возможно, Элвина Робертсона), этот выпуск не дал. Драфт 2003-го на фоне великих предшественников и вовсе выглядит бедным родственником. Он привлекал экспертов своей глубиной – та оказалась дутой; даже из явных лидеров драфта по-настоящему великими игроками стали только два с половиной человека. Хорошо, два человека и бывший маскот «Рэпторс». (Да, вы все еще верите в великую карьеру Кармело? А почему не Миличича?).

И тут мы открываем список игроков, пришедших в лигу в 1996-м году... и замолкаем в благоговении. Игроками, которые будут востребованы в любой команде, можно было целиком забить всю лотерею, и еще бы осталась парочка. Нескольких отличных ролевиков вроде Отеллы Харрингтона и Шэндона Андерсона команды выцепили во втором раунде. Даже относительные неудачники драфта в ряде случаев сумели найти себя в баскетболе – как, например, ставший легендой Евролиги Маркус Браун. Его тезка Маркус Кэмби даже вынудил меня внести в мой цикл так называемую «Поправку Маркуса Кэмби» и переименовать рубрику «Басты» (см. ниже). В 1995-м самым заметным из незадрафтованных игроков был Джон Амаечи, который больше прославился не своими игровыми достоинствами, а первым «каминг-аутом» в истории НБА. Драфт-96 и тут выделился: генеральные менеджеры всех команд прошли мимо человека, которому суждено было стать чуть ли не главным защитным игроком следующего десятилетия...

Однако именно этот год, пожалуй, ярче всего высвечивает всю нелогичность такого явления, как драфт НБА. (Слушайте, вот вам домашнее задание на следующую неделю: я слишком часто употребляю в тексте слово «драфт» – придумайте, чем его можно заменить, окей?). Сильнейший выпуск за черт знает сколько лет – и на нем в лотерее получают места такие люди как Самаки Уокер, Тодд Фуллер и Виталий Потапенко? И при этом в лотерею не попадает будущий двукратный MVP? Что ж, это вынуждает меня ввести в баскетбольный оборот еще один новый термин – «Исключение Райли-Думарса», которое доказывает, что между лучшими и худшими генменеджерами НБА не всегда лежит пропасть: крупно ошибиться могут и те, и другие.

- Теневой лидер драфта: Кобе Брайант (13 пик)  

copy

Ну лады. Я это сказал, вы это услышали. Довольны? Теперь те, кто доволен, могут проскроллить текст вниз примерно на полстраницы. С остальными давайте поговорим.

Разумеется, кандидатура Брайанта в этой номинации – лишь своеобразная дань уважения человеку, который, если верить некоторым источникам, является на данный момент лучшим баскетболистом XXI века. Да, трудно себе представить, что этот по некоторым данным лучший игрок начала столетия не был теневым лидером своего драфта. Как это так – лучший игрок по версии авторитетных спортивных блоггеров, да вдруг не лидер?

Окей. Теперь давайте признаем: тот Кобе, каким он был 26 июня 1996-го года, не стал бы теневым лидером даже провального драфта-2000 (ну, может, и стал бы – при очень серьезном стечении обстоятельств). Тогда же, в 1996-м, Мамба был еще более сырым, чем Гарнетт годом раньше – тому хотя бы почти сразу доверили место в старте. Ладно, хорошо, я и Гарнетта-то возвел в скрытые лидеры большим авансом – по сути, никто из его конкурентов по драфту просто не оставил такого следа в истории лиги. 

Что же касается Мамбы, то, конечно, даже в полуфабрикатном состоянии его должны были брать выше. Перестраховки перестраховками, но никто, НИКТО, даже укурившийся до состояния «грогги» Айзейя Томас не мог предпочесть ему, скажем, Тодда Фуллера. Ой, секундочку, так ведь это сделал Дэйв Твардзик! Ну ладно, в любом случае он заслуживал больше, чем 13-й пик, но ни о каком лидерстве и речи не шло – особенно учитывая то, фигуру какого масштаба на том драфте выбрали под первым пиком.

- Первый пик драфта: Аллен Айверсон 

ансвер

Вот так вот, господа. Щуплый карлик, игравший на неопределенной позиции, взявший девиз «ББББ» задолго до Кержакова, артистичный гангста с судимостью, оказался настолько талантлив, что шел под первым номером на Самом-Невероятно-Сильном-Драфте-Тысячелетия – и, черт возьми, он оправдал свой пик с лихвой. Несмотря ни на что. (Да, вы тоже соскучились по ребятам, которые в свой первый сезон способны выдавать 23 очка в среднем за игру?)

Некогда Павел Хрусталев посетовал, что я проявил «удивительную пассивность» при обсуждении ВЕЛИЧИЯ Аллена Айверсона. Ну да, все правильно. Я рос на баскетболе «больших парней». Я влюбился в эту игру, увидев Адмирала и Уэббера, а не Джордана или Кобе. Моим любимым элементом всегда был скорее блокшот или крюк, чем кроссовер. Но если даже такой упертый ненавистник маленьких пулялок, как я, не может сказать про Айверсона ни единого слова критики – значит, этот парень добился в баскетболе даже большего, чем когда-либо намеревался. У него действительно не было конкурентов в борьбе за первый пик – он был истинным лидером драфта-96.

(Хотя я вот все это написал, нагнал пафоса, а потом подумал: черт возьми. Ведь если бы в том сезоне «Торонто» имели право выбирать под первым пиком, то они бы наверняка взяли... Маркуса Кэмби! Остается только порадоваться, что по условиям расширения лиги «Рэпторс» не могли выиграть лотерею в первые сезоны – иначе даже мое замечательное изобретение, моя «Поправка» – даже она бы не работала; Маркус Кэмби первый номер драфта-1996? Лучше умереть, чем видеть это).   

- Лидеры драфта: Шариф Абдур-Рахим (3), Стефон Марбэри (4), Рэй Аллен (5), Антуан Уокер (6)

Если есть у нас здесь поистине неоднозначная категория – так вот она. Некоторые игроки из лидирующей группы стали настоящими звездами, но вопросов к ним едва ли не больше, чем к откровенным бастам.

Вот к Шарифу Абдур-Рахиму вопросов никогда не было никаких. Это был прекрасный игрок с разносторонним талантом, хорошей рабочей этикой и без комплекса типичных «nigga problemz», сгубивших карьеру многим талантливым парням. Было бы странно, если бы его не выбрали под высоким пиком. Ставить Шарифу в вину травмы, из-за которых он завершил карьеру в 30 лет – это все равно что ругать за травматичность Грега Одена: то есть вроде бы и тренд, но, с другой стороны, и не признак большого ума.

Хотя нет. Не все так безоблачно. Абдур-Рахим не был потенциальным MVP, ринглидером, способным приводить посредственную команду к поистине великим достижениям. Уже в середине нулевых он был в основном известен, как бывшая звезда, на которую «Хоукс» обменяли новичка Пау Газоля. И все же Абдур-Рахим оставляет печальное ощущение человека, чья карьера с самого начала по-настоящему не задалась в основном из-за неподвластных ему обстоятельств. 

Совсем другое дело – Антуан Уокер. Человек, из-за которого «Селтикс» по сей день остаются моей второй любимой командой после «Сперс». Талантливый, уникально талантливый игрок, у которого внутри не было не только стального стержня, но даже и обычного позвоночника. Человек, на которого Рик Питино сначала взвалил бремя лидерства, а потом сам же устроил ему жесточайший моральный террор, от какого, наверное, заорал бы благим матом даже Тим Данкан. Гребаный Рик Питино, сколько ж ты накосячил! (Доктор, это вообще нормально – когда копирайтер из Новосибирска хочет застрелить, желательно в голову, пожилого баскетбольного тренера с другого континента?). 

С другой стороны, открываем раздел новостей по тегу «Антуан Уокер» и читаем подряд: «А.У. отчислен из D-Лиги»; «А.У. получил пять лет условного срока»; «А.У. продал свой чемпионский перстень»; «А.У. решил завершить карьеру». Все это очень логично, понимаете? Даже странно, что эти новости относятся к 2012-му году, а не, скажем, 2007-му – я бы вот ничуть не удивился. Антуан Уокер – человек, которого можно в равной степени записывать и в лидеры драфта-96, и в его же страшные разочарования. Как и (в еще большей степени) Стефона Марбэри. 

МА

С Марбэри вообще получилась забавная история. Его выбирает «Милуоки» под 4-м пиком – и он этого, безусловно, достоин. Тут Кевина Макхейла осеняет очередная великая идея: «Черт возьми! От нас только что ушел истеричный психопат с криминальными наклонностями, способный разрушить атмосферу в любой команде! НАМ СРОЧНО НУЖЕН НОВЫЙ! Что там у нас с обменным фондом? А, мы же драфтуем паренька, который умеет чего-то там бросать по кольцу? Вот его и обменяем». Паренек, задрафтованный «Волками» – это, конечно, Рэй Аллен. В результате один из самых больших профессионалов в истории НБА, вместо того чтобы составить убийственную франчайз-пару с Гарнеттом, едет в Висконсин, а в обратном направлении следует Старбэри, который в «Миннесоте» решил впервые опробовать свои таланты по развалу перспективных команд – с полным на то успехом.

Да, может быть, в те годы скаутинг в НБА не был развит на таком всеохватывающем уровне, как сейчас. Да, психологические проблемы Стефона могли быть загадкой для менеджмента «Волков». Да, с игровой точки зрения Марбэри, разыгрывающий нового поколения, был безупречен. Но как же логично, что этот замечательный трейд провернул именно Кевин Макхейл!

(Знаете что? Марбэри нужно было начинать карьеру в Китае. Возможно, сейчас бы в составе одной из команд НБА играл взрослый и мудрый ветеран с парой гаек на пальцах). 

- Басты драфта

Когда я взялся за эту категорию, то сам же себя остановил. Действительно, слово «баст» – крутовато звучит в случае с некоторыми игроками, выбранными под незаслуженно высоким пиком. Именно поэтому я и упомянул про «Поправку Маркуса Кэмби»: Кэмби, конечно, никак не второй пик сильнейшего драфта десятилетия – но ведь и не баст же он, в самом деле. Так что, руководствуясь «Поправкой», я переименовал рубрику в «Лотерейные ошибки драфта» – может, это и звучит несколько неуклюже, но зато позволяет объединять под одним флагом и откровенных бастов, и просто неплохих парней, которых в свое время слегка переоценили. 

- Лотерейные ошибки драфта: половина лотереи (2, 7, 8, 9, 10, 11, 12)

camby

Послушайте. Я не могу назвать бастом Самаки Уокера, потому что он, как-никак, стал чемпионом в 2002-м и, вдобавок ко всему, напялил один из самых легендарных костюмов в истории драфтов НБА. Я не могу назвать бастом Эрика Дампьера, потому что он уже лидирует в категории «WNBA драфта». Я не могу назвать бастом даже Виталия Потапенко, потому что на меня сразу подаст в суд Рик Питино: не может же оказаться бастом человек, ради которого он в 1999-м пожертвовал возможностью выбрать Мэриона, Терри, Артеста или Кириленко?

Но ТОДД ФУЛЛЕР! Парни. По запросу «грязный носок Гарри Поттера для эльфа Добби» Гугл находит в сорок раз больше страниц, чем по запросу «Тодд Фуллер». Этот парень провел в НБА пять лет, набирая в среднем по 3,7 очка за игру. Его выбрали выше четырех будущих суперзвезд, двое из которых стали MVP. Да, Уокер (9 пик), Дампьер (10), Потапенко (12) и – с некоторыми оговорками – Лоренцен Райт (7) и Керри Киттлс (8) могут обоснованно расцениваться как лотерейные ошибки; но только Тодд Фуллер (11 пик) вызывает вопрос, немыслимый без использования капслока:

– ЧТО ЭТО ТАКОЕ БЫЛО ВООБЩЕ?!

Кстати говоря. Еще одна интересная особенность драфтов десятилетия – вечная проблема второго пика. Началось это, пожалуй, еще в 1970-м: Руди Томьянович был великолепным игроком, но посмотрите, кого выбрали после него! Затем пошло-поехало: Сэм Боуи в 1984-м, Дарко Миличич в 2003-м, и будьте-здрасьте, Маркус Кэмби в 1996-м. Снова задействуем «Поправку»: Кэмби сделал достойную карьеру, без сомнения. Он был «Мистером-Замком», попадал в защитные пятерки, делал трипл-даблы и файв-бай-файв. Он умудрился вырубить стального Джеффа Ван Ганди, а это всегда непросто и очень почетно! Наконец, он еще вроде бы официально не завершил карьеру, так что у него осталась даже теоретическая возможность стать MVP! Все это так, и вроде бы его и не за что ругать, но смотрим, кто ушел после него... и, парни, вы все поняли. Между прочим, в 2012 году Кэмби обменяли в «Хьюстон» на Джонни Флинна и Хашима Табита; ладно бы, когда тебя меняют на одного супербаста, но когда аж сразу на двух – это как-то совсем уж никуда не годится. 

- Стилы драфта: Предраг Стоякович (14), Стив Нэш (15), Джермейн О’Нил (17), Жидрунас Илгаускас (20), Дерек Фишер (25) 

нэш

Здесь все совсем просто. Каждый из «украденных» игроков укладывается в определенный шаблон, который объясняет, почему его не могли выбрать выше:

–14: потому что тратить лоттери-пики на неатлетичных европейцев без защиты не было мейнстримом;

–15: потому что тратить лоттери-пики на неатлетичных канадцев без защиты не было мейнстримом;

–17: потому что тратить лоттери-пики на деревянных школьников без видимых талантов не было мейнстримом;

–20: мне правда трудно придумать, чем Илгаускас был хуже Виталия Потапенко. Пожалейте меня;

–25: потому что детекторов, просвечивающих игрока на количество стали в трусах, еще не изобрели.  

- УНИКС драфта: Самаки Уокер (9), Мартин Мююрсепп (25)

Да-да, у нашей любимой номинации есть все шансы стать постоянной! Уокер, впрочем, не оставил в истории казанской команды заметного следа; иное дело Мююрсепп, ставший одним из самых заметных легионеров в составе замечательного УНИКСа начала-середины нулевых. 

- «Что, теперь локти кусаете?» драфта: Бен Уоллес 

бен

Для меня в мировой истории всегда существовало три поистине загадочных и необъяснимых события:

– почему немцы в 1914-м во время «шлиффеновского маневра» повернули на юг, оставив Париж на фланге;

– почему на церемонии «Оскар-1999» «Тонкую красную линию» прокатили даже в операторской номинации;

– почему на драфте-96 были выбраны раздолбай Трэвис Найт и баптистский пастор Маркус Мэнн, про которого вообще нужно писать большой отдельный материал, – но не был выбран Бен Уоллес.

Так вот, двум первым фактам я после длительных раздумий нашел логичные и непротиворечивые объяснения. Но не третьему. Парни – я до сих пор в недоумении. Да, он был малопонятным пареньком без атакующих умений и с довольно скромными габаритами; да, в тренировочном лагере «Бостона» его пытались использовать на «тройке», потому что никто не знал, как его еще можно использовать. Но он не мог быть хуже, чем 29 игроков, выбранных во втором раунде. НЕ МОГ! Я отказываюсь это понимать. 

- Факты драфта

Место проведения: Нью-Джерси, США

Дата: 26 июня 1996-го года

Играли в НБА: 47 игроков из 58 выбранных

Участники Матчей Всех Звезд: 10 игроков (Шариф Абдур-Рахим, Рэй Аллен, Аллен Айверсон, Кобе Брайант, Жидрунас Илгаускас, Стефон Марбэри, Стив Нэш, Джермейн О’Нил, Предраг Стоякович, Антуан Уокер) и незадрафтованный Бен Уоллес

- Видео драфта