26 мин.

Тактические основы “Тоттенхэм Хотспур”, боровшихся за титул под руководством Почеттино

Маурисио Почеттино

Цель данной работы - обозначить общие тактические подходы и тонкости игры "Тоттенхэма" в сезоне 2015-16 гг.

Базовая философия - прямота

За прошедшие несколько лет Премьер-лига, да и фактически весь футбольный мир, находились под влиянием игрового стиля гвардиоловской "Барселоны", состоящем в тотальном контроле мяча. Однако, второсортное и посредственное исполнение такого футбола может вызывать очерь сильную фрустрацию, особенно у весьма нетерпеливых поклонников английского футбола.

При Андре Виллаш-Боаше футбол "Шпор" страдал от бесполезно-прагматичной манеры "держи мяч", которая не была особенно успешной ни в созидании качественных игровых моментов, ни в препятствовании таковым у противника. АВБ сменили на Тима Шервуда, при котором было неясно, получала ли команда указания играть до крайней точки своего безрассудства, либо вообще оставалась без всяких тренерских наставлений.

Почеттино смог отыскать безупречный баланс между доминирующим футболом, основанным на контроле мяча, и прямым, рискованным, контратакующим футболом, записывая в актив впечатляющие победы с учетом этих обеих условий. Говоря в общем, "Шпоры" склонились в сторону более прямолинейного стиля игры, нежели того, что был типичен для недавних команд топ-уровня в Премьер-лиге.

Прессинг

Прессинг не являет собой новую концепцию, и, по правде говоря, это понятие старо как и сам футбол. Когда вам приходится защищаться, вы либо отслеживаете ситуацию - располагаетесь между мячом и тем местом, куда вы не хотите, чтобы он попал, либо прессингуете - идете на мяч с намерением отобрать его.

Однако с недавних пор "прессинг" стал намного более повсеместно используемым словом в ведущих медиа Британии, особенно со времени прихода в лигу Клоппа.

Вот что относительно ново, ну или по-крайней мере, в модном тренде - так это "контр-прессинг", который рождается из основной идеи, что чем скорее и дальше от своих ворот вы отберете мяч, тем все больше противник будет далек от своей оборонительной формы, и, следовательно, у вас будет все лучшая возможность без промедления забить.

Обычно прессинг руководствуется так называемыми "триггерами" - это плохо сделанный пас, неаккуратный прием мяча, или игрок получает его, стоя к вам спиной. По умолчанию, вы начинаете с мониторинга, или отслеживания обстановки, и когда вы или ваш партнер по команде опознаете такой триггер, то коллективно начинаете прессинговать. Система Почеттино строится на поддержании почти постоянного прессинга, который распространяется повсеместно вплоть до линии ворот соперника и имеет высокую интенсивность. В таком виде он одновременно и созидатель моментов для команды, и система защиты, которая мешает противнику строить осмысленные атаки из грубины своей обороны.

Чтобы сохранять составляющие мониторинга, прессинг у Почеттино игрок-ориентирован. Это значит, что не все бегают за мячом наподобии школьников (мяч-ориентированность), а только самые близко расположенные один или два игрока идут прямо на мяч. Другие прикрывают ближайших игроков соперника от того, который с мячом, и затем начинают приближаться к мячу со своих углов; таким образом, закрывается игрок соперника на мяче и одновременно отрезаются для него варианты сделать передачу.

Прессинг

Простите нас за чрезмерное упрощение здесь, но, в сущности, имеются три различных способа обозначить контр-прессинг. Ориентированность на мяч, ориентированность на игрока и ориентированность на линию паса. Первый в данном случае наиболее прост для обучения, но и самый легкий для противодействия, а вот последний наиболее сложный и труднообъяснимый, однако против него и труднее всего играть.

Поскольку Почеттино идет на третий сезон при растущем постоянстве внутри состава, может быть, он начнет использовать контр-прессинг, ориентированный на линию паса. Эриксен, наиболее развитый тактически игрок в команде и при этом один из самых физически слабых, уже борется за мяч высоко в поле в подобной манере.

Узость

Узкая игра в атаке - перегрузка центра

Еще одна филосфская особенность, проистекающая из наиболее базисной предпосылки: ворота находятся посередине. Опять же, это не новая идея, но в недавнее время эксплуатируемая в новом значении. Оборона центра, потому что именно здесь находятся ворота, всегда оставалась интуитивной доктриной в футболе. Вторичный эффект этого - широкое пространство по краям, где, естественно, команды могут атаковать. Это отразилось в целой эпохе, когда практически вся атакующая игра, особенно в Англии, завершалась навесами. Но бесконечные навесы - относительно слабый способ добиться результата.

Схема 4-2-3-1 является квинтэссенцией 2010-х. Однако, большинство команд с такой формацией не особо отличаются от 4-4-2 прошлой эры. "Десятка" действует под нападающим; вингеры играют широко и в большей близости к центральным полузащитникам (которые сами подключаются к атакам), нежели чем к нападающим.

Расстановка

Но Почеттино заставляет своих вингеров (у которых рабочая нога "обращена" внутрь поля) действовать узко и по центру, а "номер десять" играет чуть ниже, чтобы формировать атакующее трио из центра поля, при этом меняясь позициями друг с другом - "перегрузка центра".

Расстановка

Но узкая игра имеет свои слабости. Противник может противопоставить атакующей узости "Шпор" свою оборонтельную узость. Когда события развивались не так хорошо, как хотелось бы, особенно в первый сезон Почеттино, "Шпоры" обвиняли в слишком узкой игре. Соперник позволял себе "сжимать поле" и закрывать им пространство для атак через центр.

В один момент Почеттино почувствовал, что "Тоттенхэм" стал достаточно силен в оборонительном плане, чего он и добивался. Использование Эрика Дайера впереди оборонительной зоны и, время от времени, в защите позволило крайним защитникам играть в более атакующей манере - продление защиты в центр, обеспечение ширины атаки. Ранее при Почеттино Роуз и Уокер играли в более защитный футбол, чем при предыдущих тренерах.

Теперь "Тоттенхэм" атакует по всем пяти вертикальным полосам: широко слева, левая бровка, по центру, правая бровка, широко справа.

Линии атак

Красные линии, выделяющие части пространства, также демонстрируют горизонтальные позиции традиционной четверки защитников.

При такой раскладке соперник вынужден оборонять все пять зон. Это растягивает его защиту, и "Шпорам" легче добиться численного превосходства в центре поля.

Расстановка
Расстановка

Часто это срабатывает, но есть и изъяны. В нескольких случаях команды, такие как "Лестер", "Вест Бромвич" и "Челси", приезжали на "Уайт Харт Лейн", сохраняли узкий оборонительный порядкок и оставляли широкие зоны для фулбэков "Шпор". При всем обширном пространстве, о котором Роуз и Уокер могли бы мечтать, их рабочие ноги "повернуты к бровке" и они по-прежнему ограничены в плане пасов назад или навесов. А с командами, обороняющимися большим числом и имеющими высоких защитников, стало очевидно, что навесы от Роуза и Уокера не несут почти никакой угрозы.

Узость в обороне - защита "Зоны 14"

В оборонительном плане "Тоттенхэм" создает ту же ситуацию перед своими собственными воротами. Командам трудно атаковать "Шпоры" через середину, но их крайние защитники могут свободно и заблаговременно навешивать из глубины поля. Вся мировая практика организации и подготовки защиты до сих пор наблюдает, как относительно невысокие защитники "Тоттенхэма", в конечном счете, не справляются с тем, чтобы препятствовать попаданию мяча на голову кого-нибудь одного из многих качественных центрфорвардов Премьер-лиги.

Зона 14

Индивидуальные роли игроков основного состава

Определенность относительно наилучшей стартовой обоймы "Шпор" была достигнута только во второй половине прошлого сезона и претворилась в жизнь полностью лишь при отсутствии травм и необходимости ротации на фоне различных турниров.

Индивидуальные роли

Юго Льорис

Под руководством Андре Виллаш-Боаша Льорис утвердил себя в английском футболе как вратарь с обязанностямии последнего защитника (либеро). Такая грань в его игре была заметна уже в "Ницце", "Лионе" и сборной Франции, но стала гораздо более выражена в игровой системе португальца, применявшего высокую линию обороны.

Хотя Льорис по-прежнему великолепен на линии ворот (возможно, он второй в мире), эта часть его игры сокращается при Почеттино, который хочет, чтобы Уго решал более традиционные вратарские задачи. Несмотря на относительно невысокий рост, у него выдающиеся способности перехватывать навесы и управлять вратарской зоной.

Его единственным слабым местом остается выбивание мяча ногой от ворот, хотя этот компонент за последние два года у него постепенно улучшился. Почеттино требует от Льориса соблюдать должный баланс из коротких пасов на ногу центральным защитникам, широких передач средней длины на крайних защитников и дальних забросов на прорывы Кейна, так что в сложных ситуациях Юго может прибегнуть к любому из этих вариантов, не нарушая тренерских установок.

Тоби Алдервейрелд

На сегодня лучший защитник в английской лиге, часто Тоби - самый глубоко оттянутый игрок на поле. Как в оборонительном смысле, будучи последним оплотом защиты, чистильщиком, так и в смысле плеймейкерском - будучи способным придать импульс своей команде с позиции, где вся игра перед ним как на ладони.

С технической точки зрения Алдервейрельд очень комфортно работает с мячом и обладает одним из лучших дальних пасов в мировом футболе, которые частенько идут прямиком на игроков в передних и поперечных зонах. В этом сезоне на его счету также многочисленные ассисты после дальних забросов, которые обставили целые две команды, когда Деле Алли на рывке завершил атаку своим залпом по воротам.

Несмотря на свое превосходство, Тоби редко вступает в активные противоборства, ему не приходится бороться за мяч в воздухе или даже прибегать к подкатам. Вместо этого, как все самые лучшие защитники, он в большей мере полагается на свой выбор позиции и чтение игры, что позволяет ему либо перехватывать мяч, либо вообще предотвращать какие бы то ни было действия противника с ним. Алдервейрельд не обладает ни ростом великана, ни молниеносной быстротой, зато являет собой здоровый компромисс этих двух сущностей.

Ян Вертонген

Играя чуть впереди слева от своего напарника по обороне, Вертонген является центрбэком, чья работа заключается в нападении на владеющего мячом противника - либо через перехваты, либо через блокировки и подкаты.

Он совершает дальные забросы мяча намного реже, чем это делает Тоби, но не менее креативен в своих высоких по темпу вертикальных и аккуратных коротких пасах, которые помогают мячу курсировать направо, налево и вперед, пока его команда находится в фазе построения атаки.

Даже более технически одаренный, чем его партнер, Вертонген время от времени сам доставляет мяч вперед своими ногами, стягивая игроков противника на себя перед тем, как умело обыграть их и сделать передачу на товарища по команде.

Очевидная слабая сторона Яна состоит в его плохом умении отрабатывать с высокими и крепкими центрфорвардами. Он вступает с ними в воздушные дуэли и частенько грешит тем, что обхватывает последних руками, в попытках навязать им борьбу и проигрывая ее физически.

Дэнни Роуз и Кайл Уокер

Когда-то они оба были козлами отпущения, чьи блеклые выступления тянулись не один сезон, но теперь Роуз и Уокер известны как невероятно яростный атакующий дуэт крайних защитников. Постоянно крича и совершая броски по одиночке или разом в одно и то же время, пара интенсивна почти до невыностимости.

При Почеттино у Роуза чрезвычайно улучшилось понимание игры в защите, а Уокер снизил количество своих катастрофических оборонительных решений, которых у него было по два за матч, почти до нуля за сезон. На этой основе они теперь способны задавать стремительный темп с целью обеспечения ширины атаки.

Несмотря на то, что Роуз довольно невысокий игрок, он часто физически выигрывает борьбу за мяч в воздухе и в скользящих подкатах благодаря безупречной энергии и концентрации, вкладываемых им в абсолютно все, что он делает. Тем временем, Уокер никогда не выглядит слабее, медленнее, ниже или менее подготовленным, чем его многочисленные оппоненты. У обоих, правда, в какой-то мере страдает техника навесов и принятие решений на половине поля соперника.

Эрик Дайер

Позапрошлый сезон для Эрика Дайера был разбит на следующие ипостаси: центральный защитник, правый крайний защитник и ожидание на скамейке запасных - в зависимости от того, где он больше всего был нужен. И в какой-то степени прошедший сезон оставался продолжением этих его ролей.

Прошлым летом опорный полузащитник был ключевой целью для "Тоттенхэма", и многие болельщики "Шпор" были разочарованы руководством, которому не удалось подписать такого игрока. И здесь на авансцену вышел Дайер.

Его выступление в предыдущем сезоне было надежным, солидным и даже многообещающим, и именно на позиции опорного полузащитника он реально обрел себя - начиная сезон как лучший игрок "Тоттенхэма". Игра Дайера комбинирует между агрессивным прессингом мяча в середине поля, прикрытием своих защитников, страховкой справа Уокера и оттягиванием в защиту, чтобы создать центральную оборонительную тройку. Эрик - ключевой игрок, потому что его оборонительная многогранность делает возможным атакующее разнообразие "Тоттенхэма".

Хотя в сущности это защитник, играющий чуть поодаль впереди, Дайер намного более технически развит, чем можно было ожидать. Он может отбирать мяч у игроков противника, удерживать его под прессингом и пасовать его не только точно, но и с изумительной изобретательностью.

Несмотря на во многом превзошедшие ожидания от него в этих зонах, все еще есть ощущение, что Эрик малость ограничен в своей креативности, которая была бы идеальной для команды, борющейся в Лиге Чемпионов, и его будущее видится в центральной защите, где его технические и творческие способности даже более впечатляют, в соответствии с контекстом (как у Алдервейрельда).

Муса Дембеле

После впечатляющего дебютного сезона Муса Дембеле стал вбирать в себе все только плохое в Виллаш-Боашевский период "Шпор" - апатичный, нерешительный, некреативный, с плохим выбором оборонительных позиций. Несмотря на то, что он начинал свою карьеру в Премьер-лиге как "десятка", у Дембеле не хватало видения поля, креативной храбрости и голевого чутья. У него до сих пор имеются эти слабости (однако в меньшей степени), но сегодня у него такая игровая роль, которая приносит пользу от его конкретно-индивидуального набора качеств и умений.

Дембеле трудно сравнивать в понятиях качества с другими полузащитниками, потому что он по-настоящему уникален в мировом футболе, а может быть, и за всю его историю. Также будучи способным в отборах мяча, Муса варит свою смесь из контроля мяча и необъятной силы повозить игроков соперника перед собой, перед тем, как обойти их. Делая это, ему предоставляется возможность "взломать" первую и вторую линии защиты оппонентов, что создает пространство для его товарищей по команде, перед тем, как он передаст им мяч. Он далеко не первый полузащитник с дриблинговыми проходами через середину поля, но его неповторимость исходит от того, что он самый лучший внутри ее, и в то же самое время так сильно ограничен вне ее.

Пока мы уверены в том, что до прошлого сезона Дембеле неправильно использовали, и также допускаем, что впервые за несколько сезонов его не донимает ноющая травма бедра, поэтому он вполне физически готов вкладываться в высокоэнергичные выступления, которыми теперь терроризирует лигу.

Кристиан Эриксен

Необъяснимым образом Эриксен - самый недовосхваленный игрок "Тоттенхэма" в этом сезоне, чье амплуа - плэймейкер. Трудно объяснить, что такое плэймейкерство, не написав отдельную длинную статью с множеством диаграмм и рисунков. Но если говорить максимально просто, то это искусство применения умного выбора позиции и передачи мяча для создания пространства другим игрокам. Когда мяч у Эриксена, игроки совершают забеги, потому что они знают, что он увидит это и либо отпасует им мяч, либо использует создаваемое в процессе этого пространство для самого себя.

Необъяснимым образом Эриксен - самый недовосхваленный игрок "Тоттенхэма" в этом сезоне, чье амплуа - плэймейкер. Трудно объяснить, что такое плэймейкерство, не написав отдельную длинную статью с множеством диаграмм и рисунков. Но если говорить максимально просто, то это искусство применения умного выбора позиции и передачи мяча для создания пространства другим игрокам. Когда мяч у Эриксена, игроки совершают забеги, потому что они знают, что он увидит это и либо отпасует им мяч, либо использует создаваемое в процессе этого пространство для самого себя.

Его также, по понятным причинам, резко критикуют за то, что он избегает жестких противоборств. Эриксен конечно больше похож на легковеса, но то, что ему не хватает в физической силе и мощи, он компенсирует своим интеллигентным прессингом. Это просто щипковые протискивания в нужный момент для перехвата мяча без необходимости физической борьбы за него и немедленное правильное распоряжение им.

В прошлых сезонах Эриксен играл высоко впереди, часто как одинокий атакующий полузащитник, и в результате оформил больше голов. На бумаге датчанин играет слева, но не намного меньше времени он проводит в центре и ниже его в углубленных зонах полузащиты. Как самый оттянутый из атакующей тройки полузащитников, Кристиан способен помогать построению нашей игры во всех зонах; если вспомнить, против "Суонси" он играл бок-о-бок с Дайером по схеме 4-2-3-1, где "2" закрывала на замок глубокую и узкую защиту "лебедей".

Предполагаем, что в этом кроется причина воспринимаемого недостатка формы Эриксена в этом сезоне. Голы гораздо легче поддаются счету и признанию, нежели плэймейкерство, но рядом с другими голеадорами в команде Кристиан дает "Шпорам" намного больше, когда создает игровую связку, линкует игру. При Почеттино он также ведет игру единственным касанием, чтобы поддерживать высокий темп атак, и, видимо, это может создать впечатление, что он в нее вовсе не вовлечен. Самый простой способ оценить то, что привносит Эриксен, - посмотреть на спады общего качества "Тоттенхэма", когда датчанина нет на поле.

Эрик Ламела

Сказать, что начало карьеры Ламелы в "Тоттенхэме" было медленным, было бы огромным преуменьшением действительности. Многие связывали его провал с его хрупким строением, симпатичной мордашкой, броской прической, тем что он аргентинец, и окрестили его ленивым европейским легковесом. Но, возможно, его самый важный вклад в сезоне для "Шпор" заключен в его прессинге. Он полон энергии, бесжалостен и даже безрассуден в своей погоне за соперником вдоль и поперек поля, когда "Шпоры" играют без мяча.

Владея мячом, Ламела, который играет по узкому правому флангу, представляет собой некий баланс между креативностью Эриксена и прямой голевой угрозой типа Кейна и Алли. В связке полузащиты с атакой Ламела всегда ищет попытки ассистировать, в идеале путем набега на позиции защиты, что венчается пронизывающим прострелом мяча.

Футбольное становление Ламелы в Аргентине и Италии оставило в нем ожидание слишком большого времени для владения мячом, что вероятно, было самым большим спорным моментом в его адаптации к Премьер-лиге. Эрик всегда хочет произвести эффект, когда он с мячом, и подавление этого инстинкта оказалось длительной задачей. Ламела научился упрощать свою манеру игры и изменил свое неуважение к оппонентам, в результате чего превратился в солидного и надежного игрока. В процессе этого он может быть и утратил часть этой былой зрелищности, которой так всегда жаждал, но она остается ему свойственной и даже возрастает от случая к случаю. По мере роста его репутации растет и боязнь его со стороны соперников, а это означает, что они все больше от него отодвигаются. Лучшие выступления Эрика пришлись на Лигу Европы, а также в больших матчах, "от ворот до ворот", когда у него было достаточно времени на мяче. 

Страсть Ламелы отобрать мяч превосходит его способности сделать это, а его небрежность, которая может перерастать в грязную игру при подкатах и отборах, демонстрирует нам то, как много фолов он совершает. В этом сезоне в нескольких случаях ему везло, что он выходил из ситуации без второй желтой, и еще в нескольких случаях подвергался замене из-за страха, что получит ее.

Деле Алли

Алли начал сезон 19-летним парнем в роли центрального полузащитника, но довольно быстро поменялся местами с Дембеле. Сперва такой финт не был принят болельщиками "Шпор". Они чувствовали, что Алли передвигает мяч вперед по полю быстрее Мусы и будет выпадать из игры, поскольку, находясь высоко в поле, будет закрыт своими опекунами. Между тем, физический и умный прессинг защиты соперника от Дембеле стал считаться утерянным. Но Почеттино уперся в свое решение, и на некоторое время стало понятно почему. Под его руководством Алли, которого в прошлом характеризовали как "бокс ту бокс" полузащитника, играет почти что форварда. На бумаге, имея позицию "десятки", он способен содействовать в защите и при построении игры, но его главная задача состоит в рывках в свободные зоны и в комбинациях с Кейном, приводящие к забитым голам и ассистам. Мы думаем, существует большое сходство по стилю игры между Алли и Томасом Мюллером из "Баварии".

Мюллер характеризовал себя как "интерпретатор свободного пространства", и мы считаем, что это так же верно описывает Алли. Интерпретатор, действуя из середины поля и часто широко, дает вам все то, что дает "браконьер" на половине соперника, не будучи таким одноплановым игроком. Обычное место Алли на поле находится в зонах слева или в маленьких клочках пространства перед защитой соперника, либо уже бегущим позади нее.

Алли до сих пор грешит тем, что выпадает из игры на долгие периоды времени - потому что не находит свободное пространство или его самого не находят партнеры - но все это происходит в тех матча, когда он, вероятнее всего, неожиданно выскочит в правильном месте и конвертирует свой шанс в гол, когда тот наиболее нужен.

Его движения без мяча характеризуют в нем очень опытного профессионала, но Алли часто демонстрирует фирменные знаки своей молодости. Ему нравится порисоваться своей превосходной техникой - будь это крутой обыгрыш или чудо-удар из-за пределов штрафной, но он также старается контролировать свой темперамент, что временами уже проявлялось в нескольких раздражительных моментах. В общем и целом, это принято как часть его характера, источник его энергии, но неминуемые несвоевременные удаления в матчах за клуб или за страну приведут к тому, что часть поклонников изменит к нему свое отношение.

Харри Кейн

Кейн - один из наиболее всесторонне развитых форвардов в современном футболе, и Почеттино гарантированно будет извлекать пользу из каждого аспекта его игры.

Кейн естественнен при завершении движений в штрафной площадке с единственным касанием мяча головой или ногой, либо при создании моментов для нанесения ударов со средней или дальней дистанции. Он способен использовать свой рост, силу и контроль мяча для достижения успеха, когда игра замораживается. Развиваясь в академии "Тоттенхэма" как олдскульная "десятка", он отойдет вглубину, в мелкие зоны, чтобы создать шансы для других или продолжить игру высококачественными передачами. Движения Харри без мяча по свободным полоскам поля и забегания прекрасно сочетаются с его удивительным темпом, и это означает, что он способен выбегать для замыкания прострелов мяча либо самостоятельно обводить защитников. Его высокий рабочий ритм, выносливость, понимание оборонительных действий и способность к блокировкам делают из него фантастического прессингущего отбирателя мяча. Он способен функционировать в игре на высоких скоростях и в узких пространствах.

Он - умный и трудолюбивый игрок, продолжающий постоянно развиваться, что легче всего заметить по тому, как за прошлый год у него улучшились игра первым касанием и пробитие пенальти. Если бы Харри был "очень быстрый", а не  "достаточно быстрый", о нем был уже говорили как о величайшем на все времена.

Фитнесс и ротация

Для поддержания высокого прессинга, который имеет фундаментальное значение для системы Почеттино, "Тоттенхэм" должен перебегать противника и делать это в более высоком темпе практически в каждом матче. Это достигается с помощью усиленных тренировок, проводимых тренерским составом. Во время таких тренировок за каждым игроком очень внимательно наблюдают, в том числе и с помощью компьютерного мониторинга, и каждый из них работает по своей индивидуальной программе, разработанной с целью получить от каждого максимальный результат, но при этом не подвергнув их риску получения длительных травм.

Но, несмотря на выдающееся содержание, тренировка физической формы игроков пока не достигает высшего качества. Подопечные Почеттино по-прежнему подвержены спадам в концовке сезона. Для подобных ситуаций уже было введено в оборот понятие "Бьелсо-выгорание", случающееся с командами под руководством Марсело Бьелсы, тактикой которого вдохновляется сам Почеттино, называя своим учителем. Хоть "Тоттенхэм" и может похвастаться гораздо более сильной психологической стойкостью, чем было до прихода нынешнего тренера, удар по боевому духу в последней трети сезона дважды показал, что адреналин еще движет ими, но уже не окрыляет. Свидетельство - драматические провалы в форме в 2015 г. после проигрыша в финале Кубка Лиги и в 2016 г. после неудачной борьбы в погоне за титулом с "Лестером".

По существу вопроса, если смотреть на сезон без учета потери физических кондиций, мы подозреваем, что никто не может себе позволить играть дважды в неделю, кроме центральных защитников. Но у "Шпор" пока нет необходимой качественной глубины состава для подобных ротаций, и особенно теперь, когда они квалифицировались в Лигу чемпионов.

Тем не менее, это не касается крайних защитников. В прошлом сезоне ни один фулл-бэк не сыграл два раза в неделю. Немного пришлось покумекать, но нынешняя картина такова, что Уокер и Роуз с их атлетическими данными и оборонительными качествами играют важные матчи (как правило, по выходным дням), а Дэвис и Триппье с их быстротой принятия решения на половине соперника и качественными прострелами ротируются в менее важных матчах (обычно проходящих в середине недели).

Эта ротация также подходит команде тактически. Поскольку более слабые команды в большей степени играют оборонительно, у них более вероятно присутствие высоких, но медленных защитников, и следовательно, они играют узко, то задействование Дэвиса и Триппье, которые могут здорово использовать освобождающееся пространство на своих флангах, а также получают меньший объем работы в защите, выглядит идеальным.

Физические данные

Игра с высокой интенсивностью и прямым, ориентированным на конкретного игрока прессингом нуждается в физической составляющей, которой долгое время не хватало "Тоттенхэму".

Успех в верховых дуэлях, силовая борьба при отборе мяча - эти аспекты, критически важные для нынешней команды "Шпор", в большинстве случаев ассоциируются с коллективами Тони Пьюлиса или Сэма Эллардайса, в то время как континентальные клубы Европы предпочитают не твердость характера и мужество, а тонкое чувство стиля. За последнее десятилетие "Тоттенхэм" так далеко зашел в поисках особого стиля, что характер и выдержка совсем ослабли, однако Почеттино сейчас находится в поиске равновесия.

Использование физических данных можно назвать в какой-то мере искусством, и "Тоттенхэм" научился очень хорошо задавать здесь "свой тон". Это означает, что игроки будут приветствовать и благополучно справляться со стыками и фолами уже в дебюте игры, в каждом матче закрепляя в себе чувство приемлемой физической составляющей происходящего. Они будут на ранних стадиях постепенно наращивать жесткость вступления в отборы и борьбу плечо-в-плечо, так чтобы это стало нормой.

Результат таков, что, когда Ламела, по прошествии часа игры, неизбежно схлестнется с левым защитником, будучи уже на желтой и не сумев таки отобрать мяч, его не удалят. Его фол воспринимается не выходящим за рамки приемлемой контактной борьбы, и "Тоттенхэм" может дальше преследовать защиту соперника без робости или опасений.

Но такие "настройки" имеют свои недостатки: пока "Тоттенхэм" становится известен своим прессингом, это может стать их уязвимым местом. Баланс стиля и твердости не в полной мере идеален. У Алли, Ламелы, Кейна, Роуза он есть, а у Эриксена нет, у Мейсона совершенно точно нет, да и Вертонген, у которого он обязан быть, пока что тоже далек от него.

Выстраивая игру от двух центральных защитников и делая большой упор на физику в манере ее ведения, "Тоттенхэм" раскрылся для прессинга со стороны таких же силовых команд, что привело к поражениям от "Ньюкасла", "Лестера", "Саутгемптона" и "Вест Хэма". В чем связующая причина? Отсутствие Мусы Дембеле. Нынешняя реакция "Шпор", будучи под прессингом, состоит в том, чтобы выбить мяч плюс-минус в направлении Дембеле и наблюдать, как он, используя свою бесподобную смесь стойкости и стиля, прижимает мяч, разделывается с многочисленных опекунами и ускользает от них, сохраняя владение мячом.

Здорово, что Дембеле есть в команде, но он не может играть каждую встречу, особенно когда его стиль игры вовлекает так много фолов на изворотливом сопернике. А его грязноватый поступок в отношении Диего Косты привел к тому, что он пропускает первые четыре матча в наступающем сезоне. И "Тоттенхэм" должен найти альтернативное решение этой проблемы (Ваньяма?).

Подгоняя схему под соперника

По мере продвижения сезона Эриксен оттягивался все ниже и ниже, чаще всего чтобы получить мяч и начать диктовать игру против более слабых команд, которые больше заточены под оборону. Кульминацей этого стало перемещение Дембеле направо для балансировки расстановки, что привело "Шпор" к узкой схеме 4-3-3.

Расстановка

Здесь "Тоттенхэм" способен эффективно играть в три форварда, при этом сохраняя контроль и креативность в центре поля. Такая перемена в верхней тройке часто сочеталась с тремя игроками в защитной линии, особенно когда Дэвис и Триппье играли вместо Роуза и Уокера.

Движения игроков

Здесь "Шпоры" играют в нечто похожее на 3-4-2-1. Эта расстановка, которая реально продвигает идею атаки в пять вертикальный линий - зачастую наблюдалась на впечатляющем отрезке с января по март, когда постоянное превосходство над соперниками в плане физики означало, что они могут применить такую атакующую схему благодаря своему интенсивному прессингу.

Второстепенные аспекты:

 

Кейн приводит себя в порядок

В конце позапрошлого сезона бытовало мнение, что Кейн является "односезонкой", и мы считаем, что это его немного задело - ведь он не забивал вплоть до восьмого тура Премьер-лиги. Чтобы это исправить, Почеттино помог Харри скорректировать его роль. До того как Кейн начал использовать свои голевые моменты, он действовал почти как ложная "девятка", оттягиваясь глубоко назад и выманивая защиту противника с ее позиций, перед тем, как перебросить мяч на атакующих полузащитников, и, тем самым, больше участвуя в построении игры. Это означало, что Харри был способен приносить существенную пользу команде, даже не забивая голы. Хотя это стало менее заметно после его гола в ворота "Манчестер Сити", это по-прежнему остается частью его игры, как это было и в позапрошлом сезоне.

Взаимоменяющиеся вингеры

Несмотря на большую гибкость в атакующей четверке "Тоттенхэма", Почеттино порой предпочитает на длительные периоды времени менять флангами Эриксена и Ламелу. В такой ситуации "Шпоры" играют с более традиционными вингерами, когда их рабочие ноги находятся со стороны бровки. Хотя существуют большие поклонники "инвертированных" вингеров, в такой перестаноке есть много преимуществ. Если Почеттино чувстует, что противник ожидает увидеть "инвертированных" вингеров и исходя из этого выстроит игру против них, то в определенный момент Маурисио, решиа поменять их местами, подготовит для соперника сюрприз. Если же соперник сохраняет широту атаки, предотвращая дальние забеги крайних защитников "Шпор", то переставленные вингеры могут создать ширину, которую не получается дать нашим фулбэкам и которую противник не обороняет. А если Почеттино ощущает, что противник очень уязвим к навесам, и особенно к тем, что идут из глубины, то поменявшиеся местами вингеры со своей рабочей ногой будут гораздо лучше использовать данное преимущество.

Освобождая пространство для Тоби

Для того чтобы использовать плеймейкерские способности Алдервейрелда, поскольку недостаточно креативности Дембеле и Дайера, "Шпоры" временами пускаются во второстепенные перепасовки, благодаря чему они создают пространство, куда может двигаться Тоби. Вот типичный пример такого движения:

Расстановка

На первой диаграмме Вертонген, не сумевший уйти из-под блокирующего прессинга соперника, катит мяч низом на Алдервейрелда. Как только мяч уходит с ноги Яна, Уокер делает нечто, что выглядит как слишком ранний забег по прямой; Дайер остается слева и сдвигается ниже, опекая чужого форварда; кто-то из тройки (Алли, Ламела или Эриксен) садится глубже для блокировки "десятки" соперника, пока один или оба из оставшихся совершают рывок в свободные коридоры, протыкая его полузащиту.

Движения игроков

Теперь Алдервейрелд может выдвигаться с мячом вперед, а Дайер занимает его место в защите. Уокер и Кейн идут на мяч, предлагая себя для передачи, в то время как Алли может совершить диагональный проход на центральную позицию позади защиты соперника, тогда как Ламела - стартовать по правому коридору.

Выражаем благодарности Cannongun, Hurricane и NickolaTheGreat.

Использованы материалы WindyCOYS

Читайте больше на SpursArmy.com