4 мин.

«Мне показалось, что мой глаз взорвался»: как Берард едва не остался слепым после удара клюшкой от Госсы

Больше 21 года назад судьба великолепного форварда НХЛ Брайана Берарда подкинула ему серьёзное испытание. 11 марта 2000 года защитник вышел защищать цвета «Торонто» в матче против ещё одного канадского клуба — «Оттавы», однако ту игру он завершить не успел. И отчасти в этом был виноват восходящий на хоккейный Олимп словак Мариан Госса, который долго не мог простить самого себя.

Всё случилось очень быстро и неожиданно. Берард охранял свои ворота от мчавшегося к ним нападающего «Оттавы», как вдруг Госса, не попав по шайбе, зарядил клюшкой прямо в глаз защитника. Из него моментально хлынула кровь, и Брайан, который тут же рухнул на лёд, оказался в луже крови.

«Я посмотрел на парней и по их лицам понял, что дела плохи. Мне показалось, что мой глаз взорвался. Я знал, что у меня проблемы. В тот момент я просто надеялся спасти свой глаз и, надеюсь, вернуться и сыграть», — вспоминал об эпизоде сам пострадавший.

Хоккеиста тут же госпитализировали, однако в первой больнице ему ничем помочь не смогли, и Берарда, которому было необходимо срочное хирургическое вмешательство, был транспортирован в другую клинику.

Игрок провёл на операционном столе почти четыре часа, но и это не было гарантом полного восстановления зрения. Прогнозы врачей были отнюдь не радужными. Но без чуда эта история была бы неполноценной: уже после операции глаза Брайана реагировал на свет, а значит мог и восстановиться:

«У всех присутствовавших в тот момент врачей челюсть чуть не упала на пол, потому что он мог передать информацию, которую видел поврежденным глазом. Это был счастливый момент для всех хирургов. Я был в той комнате, и знаю, о чем говорю. Он видел свет, и это было здорово», — рассказывал позднее главный тренер «Оттавы» Брент Смит.

Виновник случившегося Госса приехал в больницу уже на следующий день после инцидента. Хоккеиста сильно потрясла картина, автором которой он стал в прошедшем матче. Берард, впрочем, его не винил:

— Госса чувствовал себя ужасно и извинился. Опять же, это не его вина. Я бы сказал, что он небрежно сыграл клюшкой, но такое бывает.

Однако все эмоциональные переживания не прошли бесследно, и Мариан посыпался. Если до рокового матча он был одним из самых опасных игроков на льду, то после вся его мощь таяла на глазах. Словак перестал забивать, да и в целом едва ли был полезен на льду.

Вот, что об этом говорил Жак Мартин:

«Мариан — действительно выдающийся человек. Он отличный соперник, великий игрок. У него была отличная карьера. Зная, какой он человек, я уверен, что тот инцидент повлиял на него. Это было непреднамеренно и случайно, но вы все равно чувствуете себя плохо, и я уверен, что он немного виноват в том, что это произошло».

Весь следующий год Берард провёл в разъездах по больницам. Ему сделали ещё семь операций, после которых его глаз мог различать цвета и силуэта, а затем и более мелкие детали. Так, спустя долгое время спортсмен смог взглянуть на родителей, да и вообще увидеть мир по-новому.

Чуть позже защитник решился на ещё одну операцию: теперь уже, чтобы удалить следы трагедии в виде шрама, однако это пошло во вред его зрению, которое начало стремительно падать. От страшных последствий Брайана уберёг Стэнли Чанг — один из ведущих специалистов в отрасли. Медик выступил с новой разработкой для хоккеиста: решил восстановить его глаз с помощью силиконового масла. Благодаря веществу яблоко было похоже на яблоко здорового человека:

«По сути, это толстый комок вещества, который не дает глазам «рухнуть», — обяъснял Берард.

Тем не менее, оставались и свои нюансы: глаз Брайана действительно видел, но масло не позволяло ему идентифицировать реальную картину вокруг в полной мере. Однако спортсмен был решительно настроен это исправить:

«Я — нетерпеливый человек. Но когда произошла эта травма, я должен был научиться терпению. Когда вам говорят, что отдых — единственное, что улучшит ваше зрение, лучше научиться быть терпеливым. У меня нет выбора. Я сказал доктору, чтобы он обращался со мной как с подопытной свинкой; делал любые эксперименты, которые он может сделать, если он думает, что это поможет улучшить мое зрение. Я просто хочу снова играть»

И заиграл. Брайан справился с восстановлением и при помощи линз добился необходимых показателей для выхода на лёд в главной хоккейной лиге мира. Защитник выступал ещё несколько лет, после чего принял решение завершить карьеру уже в статусе обладателя «Билл Мастертон Трофи» как истинный фанат своего дела.