3 мин.

Дважды попался и стал причиной отстранения Костнер, но признан невиновным. Запутанная история ходока-допингера Швацера

В начале 2021 года легкоатлет Алекс Швацер был оправдан судом небольшого города Больцано. Вместо положенных нескольких лет в тюрьме — именно такое наказание полагается в Италии за употребления запрещённых препаратов, — спортсмен номинально получил обратно своё честное имя. Но и это не всё. Суд настаивает на пересмотре решения ВАДА и Международной федерации лёгкой атлетики, которые отстранили Швацера от стартов на восемь лет. «Это решение крайне разочаровывающее», — заявили в ВАДА.

Алекс Швацер и Каролина Костнер

Как провинился Швацер?

Первый раз Швацер был пойман на употреблении допинга после Лондона-2012. В 2013 после долгих публичных отрицаний он сознался в том, что принимал ЭПО. Итог: дисквалификация на четыре года,(3,5 — за ЭПО, ещё полгода — за отказ от сдачи пробы). Пострадал тогда не он один: его возлюбленной, фигуристке Каролине Костнер, тоже дали дисквал. Девушку обвинили в сокрытии информации о том, что её партнёр употреблял допинг, и она осталась без соревнований на полтора года.

Дальше происходит нечто трудно объяснимое. В период дисквалификации Швацер меняет тренера. И новым специалистом при ходоке становится немалоизвестный Сандро Донати, который (внимание!) написал в ВАДА письмо-донос на Швацера и на протяжении всего разбирательства свидетельствовал против него. С новым тренером-борцом за чистый спорт легкоатлет пошёл на эпатажные действия: спортсмен и его руководитель планировали открыть доступ ко всем пробам посредством онлайн-ресурсов, а в ВАДА было отправлено письмо, о том, что Швацер всё переосмыслил и даже готов встречать допинг-офицеров в любое удобное им время, даже если желание навестить спортсмена появится у них не в определённый документами интервал.

Но готовность проявилась только на бумаге. В первый день 2016 года в дверь Швацера постучался не Дед Мороз, а допинг-контроль. Проба, сданная ходоком в тот день была отрицательной, но принадлежала кому-то другому. После повторной пробы в организме Швацера были найдены следы стероидов. В Рио спортсмен, соответственно, не поехал. Новая назначенная дисквалификация должна продлиться восемь лет.

Как его оправдали?

Несмотря на все доказательства, итальянец был уверен в своей правоте и обратился в Спортивный арбитражный суд. Не помогло. Пошел дальше — в гражданский суд. Тот нарыл интереснейшие детали этой истории. К примеру, одним из выявленных нарушений стало раскрытие личности спортсмена. На пробирках с биоматериалами Швацера красовались подписи «Рачинес». Это наименование коммуны (района) в Италии, где проживает спортсмен. Учитывая то, что население коммуны за малым превышает четыре тысячи жителей, и других спортсменов мирового уровня там не найти, ни о какой конфиденциальности пробы речи не шло. Аргумент судьи звучал вполне убедительно:

— Если вбить в Google «Рачинес спортсмен», то вы получите фотографию Швацера. Какая же это анонимность?

Швацер получил поддержку от суда и теперь обвиняет ВАДА, международную федерацию World Athletics и итальянскую федерацию в сговоре. Цель сговора, по мнению спортсмена, — не дать ему возможности рассказать что-то важное. А рассказать, вроде как, есть о чём. В ходе дела Швацер несколько раз свидетельствовал против доктора и главы национальной федерации, обвиняя их в том, что они были осведомлены о его употреблении ЭПО, и связи со скандальным доктором Микеле Феррари, но намерено молчали ради олимпийского пьедестала.

Факт невиновности Швацера тянет только на сомнительную достоверность. Но вот конфликт международных спортивных организаций и итальянского гражданского суда очевиден. Не любят чиновники, когда вопросы мирового масштаба решаются на маленьких заседаниях, а уж тем более не переносят такой открытой критики в свой адрес.