11 мин.

ХК «Русские Пингвины» - самая необычная история из хоккейных 90-ых

Дисклеймер: друзья, на канале SportTalk мы делаем очень много интересного контента про Национальную Хоккейную Лигу, поэтому нам будет приятно, если вы ознакомитесь с нашими материалами на YouTube и порадуете нас подпиской на канал.

Сентябрь - время традиционных газетных обозрений на грядущий хоккейный сезон. Осенью 1993-го, когда берёт начало эта история, таким занялась «Нью-Йорк Таймс». Главной же новостью текста стали, правда, не шансы команд на Кубок Стэнли, а весьма неожиданное сообщение — назревает невероятный «новый альянс».

«"Питсбург Пингвинз" заключили деловое соглашение с Центральной командой Красной армии бывшего СССР,— писала NYT.— "Пингвинз" продвигают продукцию под брендом "Русские пингвины" и могут отправить в Москву заявки на то, чтобы тренироваться под руководством Виктора Тихонова… Словом, Красная армия стала капиталистической…». Языковую игру распознать здесь не трудно: аромат эпохи да противостояние двух систем — социалистической и капиталистической.

ЦСКА - флагман советского хоккея. С момента основания и до момента развала Союза. Не было в стране клуба сильнее. В послужном списке того же ЦСКА — регулярное, с 1978 по 1990 год, завоевание Кубка Европы по хоккею, триумфальное участие в Суперсериях (играх между клубами СССР и НХЛ) в период 1979–1991 годов. Накануне распада СССР в составе армейцев блистали такие легенды нашей игры, как Сергей Макаров, Владимир Крутов, Игорь Ларионов, Вячеслав Фетисов, Вячеслав Быков. Да, 90-ые стали для хоккейных "армейцев" временем непростым, но а теперь взгляните на это поколение: Сергей Федоров, Павел Буре, Вячеслав Буцаев, Андрей Коваленко, Владимир Малахов, Алексей Житник, Илья Бякин, Сергей Зубов, Сергей Брылин. Непростое? Возможно, но уж точно не по набору игроков. Кажется невероятным, но команда и правда оказалась на грани развала. Министерство обороны РФ на хоккей, извините, положило. Какой уж там хоккей, то путч 91-го, то события 93-го.

Слабость государства очевидна, сильнейший отток людей, который уезжает за лучшей жизнью, лучшими условиями. Вспомните хотя бы массовые отъезды наших игроков в НХЛ - народ дорвался. Переманить пытались, что заслуженно, и тренерский цех. "Хозяин "Квебек Нордикс" миллионер Марсель Абу в 1991 году пытался воздействовать на Тихонова через Валерия Гущина. Валерий Иванович к тому времени уже год трудился в ЦСКА, и Виктор Васильевич ему полностью доверял ведение клубных дел… Предлагалось два миллиона долларов в год. Были и другие варианты. И в контрактах тоже фигурировали миллионы. Виктора все это совершенно не увлекало… Он не мог бросить ЦСКА», - вспоминает жена прославленного тренера Татьяна Тихонова.

К началу сезона-1992/93 ЦСКА покинуло 18 игроков: уехали в НХЛ, в Европу, да даже, прости господи, в итальянский "Больцано". Не платили - и всё! Не платили в ЦСКА, все заявления об уходе - копирка. Как следствие — предпоследнее место ЦСКА в первом чемпионате Межнациональной хоккейной лиги, объединившей команды из стран бывшего СССР. Для 32-кратного чемпиона СССР — катастрофа!

В 1993-м Тихонов и Гущин отправились искать спасения для команды. На руках - письмо за подписью министра обороны РФ Павла Грачева с подтверждением полномочий вести переговоры, «связанные с трансферными контрактами игроков ЦСКА и командами НХЛ». А вот дальше версии расходятся:

1) На волне интереса к России и ее хоккеистам на Тихонова вышел и предложил сотрудничать совладелец «Питсбург Пингвинз» Ховард Болдуин.

2) Руководство армейцев обратилось к нескольким североамериканских клубам, и откликнулись «Пингвины».

"Договор с «Питсбургом» не означает, что ЦСКА куплен, ибо мы договорились о сотрудничестве. Мы вместе собираемся зарабатывать деньги, как партнеры с равными правами и обязанностями", - это слова самого Виктора Тихонова. "Продались!" - звучало с каждой стороны. Действительно, по договору половина бывшего ЦСКА, теперь называвшегося «Русские пингвины», принадлежали совладельцам «Питсбург Пингвинз» Тому Руту, Говарду Болдуину и его жене Карен, половина — российской стороне, а фактически Тихонову с Гущиным. И есть ощущение, что продали бы полностью, если бы не запрет - не более 50% иностранной собственности в российской компании. В "Питтсбурге" на это хоть и не напрямую, но сетовали. А свои интересы объясняли просто: "Изначальный план был таков: первые деньги в полном объеме поступали бы ЦСКА, чтобы клуб мог вновь встать на ноги. А затем мы бы уже делили доход... Мы также считали, что такое партнерство позволит нам лучше узнать российский хоккей и местных игроков, что дало бы нам преимущество при переговорах о спонсорских контрактах и агентских соглашениях", - так говорили в Пенсильвании.

Реклама 18+

В Москве же это единение воспринимали немножко иначе. Супруга Виктора Тихонова вспоминает: «Речь шла о партнерстве. Школу ЦСКА знали и уважали за океаном. Рассчитывали, что она будет готовить игроков для НХЛ, для "Питсбурга". Во-первых, ЦСКА в этом партнерстве должен был получить юридическую поддержку: чтобы ему за пришедших в НХЛ игроков выплачивались компенсации (клубу, а не в карман какого-то "менеджера"). Во-вторых, предлагалось привлечение спонсоров. В-третьих, семинары с участием представителей клубов НХЛ. В-четвертых, различные обучающие лагеря для детей. От ЦСКА пока требовалось одно: на его логотипе появлялся пингвин». С пингвином, кстати, вышла весьма забавная, хотя и предсказуемая история. Видимо, Виктор Васильевич Тихонов фишку с новым логотипом клуба не совсем понял или не понял совсем. Тогдашний пресс-аташе команды Виктор Гусев был выгнан из кабинета едва ли не пинками: "Поэтому я со специально отпечатанными плакатами к первым матчам сезона был изгнан из его тренерского офиса со словами: «Ты хочешь, чтобы меня министр обороны под трибунал отправил?!» Да уж, смена армейской звезды на мультяшного пингвина наверняка повергла мэтра в шок. Хотя, поговаривают они с Гущиным сначала от души посмеялись над новым лого: говорили, мол, одного генерала напоминает. Позже образ пингвина немного изменили, занималась этим кстати студия Disney. Продвижение бренда пошло полным ходом.

Примерно в это же время в историю врывается один из её главных ньюсмейкеров - консультант по спортивному маркетингу Стивен Уоршоу. Личность яркая и эксцентричную, да в Москву командированная. О своих первых впечатлениях о ЦСКА Уоршоу вспоминать любит: то ли злорадство верх берёт, то ли просто на смех пробирает. Вещи говорит, правда, сомнительные: дескать, в ЦСКА даже денег на форму не было, один комплект на 6 возрастов делили. «Я не могу подобрать слов, чтобы рассказать, как дурно пахло в раздевалке ЦСКА! Этот запах распространялся до самого Владивостока! Североамериканская компания по производству хоккейной формы пришла на помощь армейцам и обеспечила их экипировкой. Она была предоставлена молодежной, юношеской и основной командам. Мы даже купили клубу стиральную машину», - вот такой вот Стивен Уоршоу.

Человек он оказался, конечно креативный. Разработали лого - нужен и маскот! Думать нечего: берём питтсбургского и нашиваем новую эмблему. По задумке при первом появлении перед матчем он должен был разъезжать по арене, размахивая большим флагом ЦСКА. Однако он почти не умел кататься на коньках, упал на лед, а болельщики стали швырять в него еду и напитки, толкали, когда он пытался уйти с арены. Ладно болельщики, но человека-маскота умудрился обидеть и ОМОН. Избитый сотрудниками "пингвин" мало того что испачкал весь костюм кровью, так ещё и сорвал шоу. Американцы продолжали экспериментировать. Новую идею Стивен Уоршоу подсмотрел... в московском стриптиз-клубе! "Мы хотели, чтобы перед началом матча на лед с верхнего яруса по веревке спустилась девушка-акробатка. Она должна была передать шайбу арбитру. Я помню, что Виктор Тихонов сказал мне: «Я разрешу такую церемонию при одном условии. Ты будешь человеком на веревке». Я ответил ему: «Хорошо, нет проблем». Он сказал: «Отлично, просто я собираюсь подняться наверх и ножницами перерезать веревку, когда ты будешь лезть вниз». Но задумка удалась", - вспоминал менеджер. Однако походы в стрип-клубы, видимо, пришлись по душе Уоршоу, потому что вскоре у ЦСКА появились чирлидерши. Станцевали они, правда, даже выше ожиданий самого Стивена: "Девушки должны были выйти на лед в форме команды, а потом исполнить стриптиз, раздевшись до нижнего белья,— рассказывал он.— Я не очень хорошо говорил по-русски… В общем я постарался объяснить им, что я хочу, чтобы они танцевали слаженно. Я говорил "синхронно", но они поняли это как "сексуально". Так что на льду они начали исполнять довольно эротичные движения в полный разнобой". Публика хоть и хорошо приветствовала данное выступление, но вот пресса на клуб обрушилась с гневной критикой.

Хотя, если честно, методы Уоршоу работали. В начале сезона на "армейцев" набиралось от силы человек 500, но сначала маскот, затем стриптиз, а потом и вечера бесплатного пива от спонсора своё дело сделали. Наряду с пивом зрителям могли перепасть лезвия и пены "Gilette", путёвки в США на матчи Кубка Стэнли и даже автомобили "Chrysler". Не прийти на ЦСКА ещё нужно было постараться! К тому же в дворце на деньги американцев отремонтировали трибуны, поместили рекламу спонсоров и обустроили VIP-ложи, где бок о бок сидели звезды политики, бизнеса и криминала. Матчи с участием команды показывались по национальному телевидению в прайм-тайм. По словам Уоршоу, на продаже прав на трансляцию клуб заработал 100 тысяч долларов за один сезон. Для России - космические деньги

Реклама 18+

Опустим, пожалуй, результаты "Русских пингвинов" и их хоккейные успехи. Их, по сути, и не было, а уж особые фанаты протоколы найдут их в Интернете. Куда интереснее здесь внутренняя кухня клуба. Над Уоршоу, конечно, можно смеяться, но его действия давали результат. К тому же менеджер понимал, в чём главная беда всё затеи: "Русские радовались тому, что начали зарабатывать деньги, но им было стыдно, так как для этого им пришлось звать американцев. Всех задело за живое, что мы так быстро смогли достичь успеха". Не забыл Стивен и себя похвалить, сказав, что работа была проведена слишком хорошо. Аж настолько, что опередили время лет на 10 по российским меркам. Впрочем, ледовый дворец был полон, и это факт. "На матчи стали приходить представители криминальных группировок, им нравились шоу во время игр. Они начали конфликтовать со спонсорами, выгоняя их с VIP-мест. А наши партнеры, Виктор Тихонов и Валерий Гущин, боялись вступать в конфронтацию с мафией".

Это мы уже подходим к бесславному завершению эпохи американских вложений. Такова версия американской стороны - мафия, и всё тут. Скорее всего, так и есть. В качеств смягчающего обстоятельства сюда можно приплести тот факт, что в то время НХЛ заключила соглашение с Международной федерацией хоккея на льду, по которому компенсация за игроков, уезжавших из России в Северную Америку, значительно уменьшилась. Соответственно, и сотрудничество «Питсбург Пингвинз» с «Русскими пингвинами», которое строилось и на трансферных сделках, перестало быть столь привлекательным, каким было прежде. "По окончании сезона мы собрались в ресторане в Нью-Йорке, чтобы подвести итоги,— рассказывал Говард Болдуин.— Приехали и Тихонов с Гущиным. А с ними — двое мужчин в черных костюмах, белых рубашках и с золотыми часами, которые были представлены как «наши новые русские партнеры», «новые банкиры». Позвольте заверить вас, эти мужчины никогда не бывали даже в здании банка. Стало ясно, что за нас серьезно взялись. Мы не стали спорить. Просто закончили встречу. На следующий день Том, Карен и я решили, что пора сворачиваться".

Реклама 18+

История так бы и затерялась где-то в далёком 1995-ом, если бы в сентябре прошлого года режиссёр Гейб Польски не представил в Торонто свой документальный фильм "Красные пингвины". Сын иммигрантов из Украины уже рассказывал нам одну хоккейную историю. В 2015-ом вышла его первая картина "Красная армия" - о массовом отъезде советских хоккеистов в НХЛ. Как думаете, кто позвонил Польски после премьеры фильма? Да, конечно же Стивен Уоршоу. По сути история в "Красных пингвинах" рассказана его глазами. А потому она по большей части негативная. Тихонов - матерящийся националист, называющих армян "чёрными"; Россия - один большой публичный дом с рэкетами и выкупом детей; вложения в спорт - по принуждению государства. "Красные пингвины" - забавный документальный фильм о столкновении менталитетов России и США. Пожалуй, про это Уоршоу может рассказать как никто другой. Многие его находки и приемы эксплуатируются российским спортивным бизнесом и сегодня.

"Только представьте, что команда, подведомственная военным, едет в стан вчерашнего идеологического врага. Безумие! Но вот эксцентричный бизнесмен из США готов включиться в игру. С одной стороны, его интерес — привлечь молодых российских игроков. С другой, он мыслит по-крупному и видит в этом шанс привлечь крупных рекламодателей, заработать на супербренде ЦСКА. История не столько про хоккей, сколько про маркетинг и бизнес. В это время менялась сама культура игры и ее организации. И американцы были пионерами", - так описывает события своего фильма Гейб Польски. И ведь он прав: история "Русских пингвинов" - это совсем не про хоккей. В игровом плане партнёрство не дало ровным счётом ничего. Зато в плане околохоккейном - это был глоток свежего воздуха для России. В страну пришёл маркетинг, пришли новые инструменты пиара, пришла работа с болельщиками. Уоршоу без преувеличения возродил интерес к ЦСКА. Для нас опыт такого сотрудничества - бесценен. Для них - выброшенные на ветер деньги. За которые мы, правда, должны сказать спасибо.