17 мин.

Торонто дышит баскетболом. Финал НБА здесь ждут все

Для многострадального – в спортивном смысле – Торонто наконец настал его звездный час. Для Канады в целом тоже.

Хотя население Канады составляет лишь одну десятую от населения США (население Канады меньше Калифорнии), Торонто – третий по населению город в Северной Америке (не считая Мексиканские города), который уступает только Нью-Йорку и Лос-Анджелесу. Если учесть пригороды, то население агломерации Торонто располагается на шестом месте.

Несмотря на размер Торонто и его важность в Северной Америке, в плане спортивных достижений городу особо нечем похвастаться за последние четверть века.

Последний из титулов Лиг Большой Четверки (американский футбол, баскетбол, бейсбол и хоккей) выиграла бейсбольная команда «Торонто Блю Джейс» в далеком 1993-м году. C тех пор команда лишь дважды пробивалась в плей-офф. В остальных видах спорта успехов не больше. Да, «Рэпторс» стабильно в последние годы выходили в плей-офф, но дальше финала конференции ни разу не проходили. Даже 2016 году (первый финал конференции для клуба) у клуба было мало шансов противостоять будущим чемпионам «Кавальерс». Хоккейный клуб «Мейпл Лифс» уже на протяжении 51 года не может даже дойти до финала Кубка Стэнли; на данный момент это самая длинная серия невыхода в финал. И хотя было много разговоров, НФЛ так и не решилась дать Торонто права на основание клуба.

Победа «Блю Джейс» в Мировой Серии 1993 года также стала последним титулом для всей Канады. В том же 1993 году в последний раз канадский клуб выиграл Кубок Стэнли («Монреаль Канадиенс»). С тех времен лишь 5 канадских команд добирались до финала Кубка Стэнли. И это при том, что хоккей – национальное достояние Канады и большинство игроков НХЛ – канадцы. С остальными видами спорта все гораздо хуже. Об успехах «Блю Джейс» с 1993 года я уже рассказал. Также с того времени Канада потеряла две команды профессиональных лиг. «Гризлиз» (баскетбол) переехали из Ванкувера в Мемфис в 2001 году, а «Экспос» (бейсбол) покинули Монреаль и переехали в Вашингтон в 2004 году. Таким образом, Торонто остался единственным городом в Канаде с профессиональными спортивными командами помимо хоккея.

На этом фоне «Рэпторс» как раз и сплотили Торонто и всю Канаду. В Торонто и в Канаде жаждут титул, и «Рэпторс» – первая команда, которая подает серьезные надежды за долгое время.

Немаловажен и тот факт, что «Рэпторс» сплотили ВЕСЬ город. Те, кто знаком с городом знают, что Торонто и Канада славятся своим мультикультурным населением. В Торонто доля иммигрантов составляет почти 50 процентов. Скажу больше: для половины жителей Торонто английский не является их родным языком. Также не секрет, что большинство из «новых канадцев», как их принято называть, и их детей интересуются не хоккеем, а баскетболом. Причин этому явлению много, но самый важный фактор – экономика. В Канаде, как и в России, хоккей стал спортом для богатых, причем даже для коренного населения и тем более для иммигрантов, у которых нет лишнего располагаемого дохода. Также многие приезжие считают, что хоккей не очень приветливый спорт для иммигрантов или этнических меньшинств. 

Жители Торонто и всей Канады сейчас наслаждаются вниманием, прикованным городу и стране благодаря прорыву «Рэпторс». Поясню. Если дела соседних стран (одних более, других менее) постоянно на первом плане в российском медийном пространстве, то Канада во многом остается на заднем плане в США. Кроме того, Торонто впервые окажется в центре по-настоящему глобального внимания. Баскетбол, благодаря обширным усилиям НБА, стал вторым по популярности видом спорта в мире. Тот факт, что это издание выделяет столько времени и ресурсов на освещение НБА, демонстрирует привлекательность этого вида спорта. Жители Торонто жаждут, кажется иногда даже больше титула, показать миру, что их город живой, гостеприимный и ничем не хуже южных соседей. 

Итак, как Торонто готовится к финалу и что об этом историческом событии думают сами торонтовцы? Вчера мне, помимо работы с фотоаппаратом, удалось пообщаться с несколькими примечательными жителями Торонто, которые задают тон для всего города.

Один из самых известных радиоведущих в Торонто – Моука Фрап (анг. Mocha Frap).

- Болельщик «Рэпторс» с рождения?

– О да! Ну, с самого рождения «Рэпторс». То есть с 1995 года, года создания «Торонто Рэпторс», я живу этой командой.

- Учитывая все неудачи Торонто, в плане спорта, за последние 25 лет, что этот момент значит для вас?

– У нас есть ФК «Торонто», которые недавно выиграли кубок МЛС. У нас есть «Торонто Аргонавтc», которые выигрывали «Кубок Грея» неоднократно в последние годы. Но с точки зрения «Торонто Рэпторс» мне трудно выразить словами, что эта команда значит для города.

Это странное чувство для поклонников «Рэпторс».

Мы все чувствуем, что были с ними с самого начала. Мы видели неудачи, мы чувствовали опустошенность. Были и плохие решения со стороны тренеров и игроков. Мы помним чудесные решения, и мы, не раз, были так близки к прорыву в плей-офф. И в 2016 году мы были с командой, когда они играли против Кливленда в финале Восточной конференции, но мы проиграли. Мы были с командой каждый раз и когда она шла вверх и падала вниз. И этот момент, в котором мы сейчас находимся, настолько неожидан за пределами Торонто, что мы коллективно чувствуем, что у вас [мира] не было повода сомневаться в нас. Я знаю, что это заняло у нас 25 лет, но у нас есть страсть, у нас есть пыл и интенсивность и мы на 100 процентов за нашу команду, несмотря ни на что. И в этот момент, прямо сейчас, можно почувствовать, что в городе Торонто совсем иная энергия.

Так выглядел Торонто после победы в шестой игре в серии с «Милуоки».

Когда вы ходите по городу и видите людей в толстовке, футболке или бейсболке с символикой «Рэпторс», если вы встретитесь глазами с поклонником команды прямо сейчас, вам даже не нужно ничего говорить, и вы уже знаете, что, подсознательно, мы все часть команды, даже если мы не играем никакой роли на площадке. Как группа фанатов, мы фактически сформировали собственную команду. Это негласный вид товарищества, если, например, я вижу как вы идете по улице и на вас толстовка «Рэпторс», я могу просто кивнуть вам, а вы мне, и мы оба знаем, что это значит – это означает, вперед «Рэпторс» вперед! Мы в игре и мы готовы дать жару.

- Канада часто остается на заднем плане в США и по всему миру. Сейчас внимание спортивного мира приковано к Торонто и к Канаде. Насколько это важно для города и страны?

– Это очень важно для нас! Как вы уже знаете, это первый раз, когда игры финала НБА пройдут за пределами Соединенных Штатов, в Канаде, в частности, в Торонто. Никто бы не подумал, что такое может случиться. Я уверен, что НБА несколько недовольна тем, что происходит, потому что телерейтинги настолько снизились, и это было тенденцией на протяжении всех серий, в которых принимали участие «Рэпторс». Никто в Штатах не хочет видеть канадскую команду, в данном случае «Торонто Рэпторс». Я думаю, они [НБА] немного обеспокоены этим.

Но когда ESPN, начиная с середины сезона, следят за каждой игрой «Рэпторс», они отправляют своих журналистов в Торонто, чтобы осветить каждую игру, брать интервью и по-настоящему следить за командой. Также впервые ESPN и TNT транслируют все больше и больше игр «Рэпторс». Для сравнения, они показали больше игр «Рэпторс» в этом сезоне, чем в любом сезоне раньше, потому что команда поймала такой кураж.

Это явление особенно проявилось после того обмена Кавая и люди поняли, что теперь придется уделять большего внимания «Торонто», причем заняться этим надо прямо сейчас, потому что никогда не знаешь, как пойдут дела. 

И посмотри, пошли. Мы сейчас в гребаном финале. Да уж!

- В долгосрочной перспективе, какой, по вашему мнению, будет исход этих финалов для команды и для города?  

– Во-первых, поток туристов в город вырастет. Мерчандайзинг «Рэпторс» отдельная история. Поздравляю, ребята. Я не знаю, была ли у вас определенная квота на сезон-2018/19, которую вы должны были выполнить, но я уверен, что вы превзошли все ожидания.

Думаю, что основным воздействием для города, повторяю, будет туризм.

Думаю, что репутация «Торонто Рэпторс» будет намного выше в Лиге. Это означает, что игроки, надеюсь, заметят, что происходит, и это побудит их приехать в Торонто или рассматривать обмен в Торонто или начать свою карьеру в Торонто. Я просто не понимаю, почему американские фанаты или комментаторы или официальные лица Лиги, почему они не понимают или не хотят понимать, что Торонто так фанатеет от НБА, от «Рэпторс» и от отдельных игроков.

Боже мой! Мы взяли Кавая Ленарда и приподняли его на такую высоту. 

В центре Торонто есть стритарт, который был нанесен пару дней назад [в честь Кавая]. Торонто поддерживает великих игроков. И если вы докажете нам, что собираетесь усердно работать на команду и набирать очки, забирать подборы и отдавать передачи, то мы будем жить и умирать с вами! Мы поддержим вас! Мы будем скандировать ваше имя. Мы будем подбадривать вас! Мы будем популяризировать вас! Торонто на данный момент – изменившийся город. Когда дело доходит до баскетбола, где мы полностью, ПОЛНОСТЬЮ поддерживаем «Рэпторс».

Мы полностью поддерживаем всех игроков команды. Мы здесь, чтобы подбодрить вас и мы громче любых других болельщиков в НБА – это вам гарантирую. В Торонто в буквальном смысле самые громкие фанаты любой команды НБА. 

- Разовью эту тему. Как вы думаете, Кавай идеально подходит для Торонто? Это сдержанный человек, который чисто заинтересован в баскетболе и не собирается выстраивать медиа-империи или пытаться сыграть центральную роль в топ-рынке НБА.  

– Насколько нам известно, у него не было иных мотивов помимо баскетбола. Мы не знаем, намеревался ли он приехать в Торонто, чтобы играть в баскетбол, в который он любит играть, и использовать «Торонто» как промежуточный пункт, перед переездом в Лос-Анджелес. Ни для кого не секрет, что с тех пор, как он приехал в Торонто, ходят слухи, что он хочет играть за «Клипперс» и что «Клипперс» действительно заинтересованы в нем. Таким образом, это просто показывает, что он хороший баскетболист.

Он не обязательно приехал в Торонто, чтобы использовать этот сезон как ступеньку в продвижении карьеры. По крайней мере, он нам оснований так думать не давал. Он просто настолько хорош как баскетболист, что ему не важно, какую майку вы на него наденете, он будет играть до конца в этой майке. Просто так случилось, что он в майке «Торонто», и все в этом городе очень рады этому.

- Ваши прогнозы на эту серию? 

– Думаю, что многие уже успели недооценить «Торонто» в преддверии финала. Мы все знаем, насколько хорош Стеф Карри. Мы все знаем, насколько хороша команда «Голден Стэйт». Но, как я уже говорил, это трансформированный Торонто. Это трансформированные «Рэпторс». Все теперь по-другому, и я думаю, что серия дойдет до семи игр.

И я думаю, вы увидите, как «Рэпторс» потрясут всю НБА.

Это воплощение истории аутсайдера.

До этого сезона все сомневались в «Рэпторс». Я также понимаю, в финансовом плане, что это значит для НБА и почему они так обеспокоены. Но когда вы смотрите на команду, вы смотрите на людей, поддерживающих команду, вы смотрите на весь город, НБА должна увидеть в этом перспективы. Вы видите, как ведут себя фанаты во время матча. Вы видите, как заполняются улицы после победы. Вы видите, какие объемы товаров продаются.

Вы видите какой пыл в городе. И есть столько возможностей для них [НБА] здесь, и есть так много возможностей во время этой серии. И я просто надеюсь, что эти финалы прольют настоящий свет на город, насколько страстными мы можем быть, и я надеюсь, что это покажет будущим игрокам НБА и любому из новичков, что Торонто – город, который может и будет верить в игрока, Торонто – город, который возвысит хорошего игрока, который готов отдать себя за команду и город.

- Хотите что-нибудь сказать миру?  

– О, боже. Единственное, что я бы сказал, откиньте все, что вы знаете или думаете о Торонто, посещали ли вы его в прошлом или возможно, жили ли здесь в прошлом. 

Как я уже говорил в начале интервью – это другой Торонто.

Это другая атмосфера. Сейчас другая энергетика вокруг команды, которая буквально изменила весь город. Забудьте обо всем, что вы думаете, что знаете о Торонто. Погуляйте по улицам в день игры, накануне, за день после игры. Выиграем мы или проиграем в этой серии, это совершенно другой Торонто. Если ты вернешься сюда, ты не узнаешь того, что, возможно, видел от людей раньше. Сейчас другое отношение к команде и люди так счастливы.

И мы просто ждем первой игры, мы ждем второй игры, мы ждем только, чтобы увидеть наших «Рэпторс» в финале.

Шахин, владелец магазина ODTO, на фасад которого нанесен известный стрит-арт, посвященный «Рэпторс».

- Вы давно болельщик «Рэпторс»?

– Наверное, с тех пор, как Джален Роуз присоединился к команде. Джален Роуз был одним из моих любимых игроков в детстве и одним из первых выдающихся игроков «Рэпторс» в эпоху Криса Боша. Примерно в то же время я стал страстным болельщиком.

- Когда впервые появился стрит-арт? 

– Перед третьей игрой против «Филадельфии».

- Что вдохновило вас на то, чтобы создать этот объект?

– Команда возвращалась домой, и нужна была победа. Мы хотели поднять энергетику в городе. В каком-то смысле все, что мы делаем в этом магазине, направлено на то, чтобы помочь Торонто. Это была задумка моего партнера. Мы просто сидели и разговаривали, и я подумал, что он шутит. Еще два дня назад я не был уверен, что он всерьез намерился это сделать. Закончилось тем, что повесили первый экспонат, и отклик был настолько сумасшедшим, что мы решили не останавливаться.

- Кто автор?

– Дизайном занимался мой бизнес-партнер.

- Значит, вы почти все сделали сами?

– Это винил – виниловое искусство. Он расплавляется на кирпиче. Так что спроектировали мы и заказали, чтобы арт-объект нанесли на стену.

- Пришлось согласовывать с городскими властями?

– Мы создали объект, а они просто закрыли глаза. Безусловно, существуют аспекты безопасности, поэтому это была не просто самодеятельность. Нанесением винила занимались профессионалы.

Арт-объект внутри.

- Сколько раз менялся стрит-арт?

– Мы установили первый вариант перед третьей игрой с «Филадельфией», а затем сменили после броска [Kawhi] в конце седьмой игры. До сих пор внешний дизайн менялся дважды, а внутренний только один раз. И у нас есть третий на подходе.

- Какова была реакция? Возможно со стороны международного сообщества?

– Этот объект объединяет людей. Друзья звонят своим друзьям. Местные жители фотографируются на его фоне. Приходят целыми семьями. Эта мечта, которую мы хотели воплотить – сплотить жителей Торонто.

- Какова была реакция с точки зрения бизнеса? Арт-объект, очевидно, привлек огромное внимание к вашему бизнесу.

– Мы позволяем фотографироваться с фресками. Это влияет на наш бизнес, потому что люди заходят к нам. Я встречаю людей, которых мы никогда раньше не видели. Клиенты, которых у нас раньше не было, начинают приходить к нам. Таким образом, это помогло на 100 процентов. Но дело не в бизнесе.

- Сами «Рэпторс» связались с Вами?

– О да. «Рэпторс» разрешили нам использовать их логотип после того, как мы нанесли первый вариант. Они сказали, что на следующем вы можете использовать наши логотипы.

- Он останется здесь даже после плей-офф?

– Некоторое время. Зависит от того, что произойдет в серии. Много факторов.

- Допустим, «Рэпторс» – чемпионы. Останется на постоянной основе? 

– Если они выиграют, однозначно появиться новый дизайн.

- Как изменился сам город с тех пор, как «Рэпторс» начали серию в плей-офф?

– Энергетика. Я никогда не видел столько людей счастливыми и говорящими о том, что у всех нас есть общее – наш город и любимая команда в финале. Сумасшедшая энергетика. По вечерам, когда команда играет, все собираются вместе. Заметьте, город буквально гудит.

- Учитывая все неудачи Торонто за последние 25 лет, что этот момент значит для Вас?  

– Это особенный момент для нас. Люди моего поколения никогда не знали побед. Да, старшее поколение помнит титулы «Мейпл Лифс», но для нашего поколения эта серия – «сейчас или никогда». Нас так часто подводили в прошлом. Возьмем, к примеру, последнюю игру. Мы все видели такие игры раньше, но обычно проигрывали. Как правило, начинаем медленно, совершаем камбэк, но в итоге проиграем. Поэтому в победе над «Милуоки Бакс» была доля поэзии. 

- Канада часто остается на заднем плане в США и по всему миру. Сейчас внимание спортивного мира приковано к Торонто и к Канаде. Насколько это важно для города и страны?

– Пришло время Канады блистать. Ставки и так были высокими, теперь они еще больше. Мы знаем о Нью-Йорке. Мы знаем о других больших городах, но мало кто знает о Торонто. И теперь, когда в центре внимания находятся «Рэпторс», многие стали проявлять интерес к нам. Это очень круто!

- Кто уже заинтересовался вами? Каков разброс прессы?

– Сейчас вы, вероятно, самый экзотичный.  К нам заходил французский ведущий из Монреаля. TSN, Sportsnet, все крупные местные каналы.

- Американцы?

– Да, но они все придут сегодня.

- Значит, они заметили? 

– Безусловно! Кстати, Джален Роуз завтра будет вести свою программу на фоне магазина. 

- Кто с кем связался?

– Один из его продюсеров пришел к нам и спросил, могут ли они использовать арт-объект в качестве фона.

- Хотите что-нибудь сказать миру?

– Торонто очень гостеприимный город. Даже если вы собираетесь болеть за другую команду, приезжайте к нам. Мы на самом деле очень душевные люди, и мы просто счастливы быть здесь прямо сейчас.

Торонто по-настоящему прибывает в состоянии эйфории. На улицах разговоры только о «Рэпторс». На данный момент город правда живет командой. Жителям Нью-Йорка или Москвы этого не понять. В таких городах слишком много всего происходит.

Также город очень гостеприимен. Несмотря на то, что я делаю этот репортаж для sports.ru, незнакомого для местного население портала, люди охотно общаются, фотографируются и даже местные знаменитости рады пообщаться. А это очень круто! Дальше я постараюсь выпустить еще несколько интересных материалов из Торонто, а пока подборка фотографий (пока те, которые удалось обработать), о том, как Торонто готовится к финалу.

Флаг «Рэпторс» на фасаде самой известной гостинице в Торонто – Royal York. 

Кавай Ленард – «Король Севера». Билборд с Каваем на главной площади Торонто – Yonge and Dundas Square (торонтовский ответ Таймс Скверу).

Пивоварня Molson Coors, где варят самое известное канадское пиво – Molson Canadian. Вместо канадского флага весит флаг «WE THE NORTH», известный слоган команды, который переводится как «Мы север». Гигантский флаг виден даже с самого загруженного шоссе в Северной Америке – Highway 401. 

Вид на Scotiabank Arena и Maple Leafs Square, который во время игр «Торонто» известен как «Юрский парк».

Монтаж сцены для ESPN. 

Полный фотообзор здесь. 

Фото: globallookpress.com/Matsuo.K/Aflo Sport (1); Gettyimages.ru/Vaughn Ridley (2,6); globallookpress.com/Joel Marklund/Bildbyrãn (7,10);