15 мин.

Кто такой Том Брэди?

Описать значимость Тома Брэди для американского футбола, да что там, и для спорта в Америке в целом, нельзя одной статьей. Это сравнимо с попыткой тысячью словами объяснить значимость Валерия Харламова для русского хоккея и спорта. Историю Тома надо изучать фрагментами, чтобы толком понять целое, и по-настоящему оценить величие этой живой легенды.

Историю Брэди легче всего понять, если изучить путь, который проделал Том от нескладного, "тощего как трость" школьника до игрока, который установил все возможные рекорды в плане побед.  Том, который не известен широкой публике и остается за кулисами, не менее важен «Брэди-логии». И на последок, надо разобрать вопрос, который мучал аналитиков еще 10 лет назад, а мы правда, в живую, наблюдаем за лучшим игроком истории американского футбола. 

Часть I: Как Том стал Томом: Лучшая андердог история спорта

Не смотря на, казалось бы, идеальную жизнь Брэди, с шестью кольцами победителя Супер Боул, женой супермоделью и внешностью и физической формой человека, который словно нашел источник вечной молодости, его история и близко не предполагала такого развития событий. История Тома - это история настоящего андердога.

После победы над Канзас-Сити, Том признался: для него эта игра была особой. Том заявил, что она была особой потому что он впервые за долгое время опять оказался андердогом. В этом сезоне в него, как и вначале его карьеры, мало кто верил. Это был сезон, в котором его самый надежный ресивер Джулиан Эдельман был дисквалифицирован на первые четыре игры за допинг, Роб Гронковский, уставший от травм и явно переставший получать удовольствие от футбола, играл гораздо хуже своего обычного уровня. И в преддверии плей-офф многие задавались вопросом: может это конец? Конец династии Пэтриотс. Конец Тома, который, казалось бы, нашел способ остановить процесс старения.  И как обычно бывает в такие времена, Том взял и доказал обратное. 

Том до того, как Том стал Томом

Бейсбольная карточка Тома Бреди

В школе Том помимо учебы занимался футболом, бейсболом и баскетболом. Изначально Том подавал большие надежды именно в бейсболе. Настолько большие, что даже был задрафтован профессиональным бейсбольным клубом Монреаль «Экспос» в 18-м раунде драфта МЛБ 1995 года. Том был выбран столь низко из-за его нескрываемых амбиций в футболе. Несмотря на это, «Монреаль» был готов предложить ему контракт по размеру, больше подходящий игроку, выбранному в втором или третьем раунде, что говорит о его способностях и в этом спорте. Больше, Кевин Мэлоун, генеральный менеджер Экспос того периода, который собственно и задрафтовал Брэди, в интервью с рассказал о потенциале Тома стать легендой, но уже в другом спорте. «Я думаю, он мог бы стать одним из величайших кэтчеров. Я знаю, что это громкое утверждение, но прогнозы были основаны на том, что у нас был кэтчер – левша, с сильным броском и ударом одновременно  и обладающим хорошими спортивными данными».

Том Бреди в школе

 Том был хорошим квотербэком футбольной команды своей школы, Джуниперо Серры в его родном Сан-Матео, но мало чем выделяющимся, и следственно интерес к нему со стороны университетов был очень скромным. В те времена к игрокам не было столь пристального внимания, начиная с раннего детства. Первая база данных с оценками игроков была запущена только 8 лет спустя. Если игрок не подавал невероятные надежды, как например будущий товарищ Тома в Мичигане, «Мистер Футбол» штата Огайо Чарлз Вудсон, то он просто мог проскользнуть мимо внимания. Также, занятие бейсболом сыграло против Тома, ровно настолько же сколько футбол сыграл против бейсбола, так как были те, кто считал, что будущее Тома – бейсбол.  Видя, что его мечта играть в профессиональный футбол ускользает, Том взял инициативу в свои руки, смонтировав подборку своих хайлайтов и отослав их в интересующие его университеты. По подсчетам отца Тома, Том разослал эти кассеты в 54 университета. Его авантюра сработала и вскоре интерес к Тому существенно вырос. 

В итоге, Том серьезно рассматривал пять университетов. Одним из них был Мичиганский университет. Подборка Тома попала одному из тренеров «Уолверинс» (талисман Мичиганского университета), Биллу Хэррису. Брэди ему понравился тем, что отлично выполнял самые разные броски, свойственные успешному квотербэку. Но этого было мало: он отправился в Калифорнию, чтобы лично посмотреть на Тома и пообщаться с его семьей. В итоге Том впечатлил Билла своей целеустремленностью и сильным характером. После еще нескольких визитов в Калифорнию, Билл был уверен: именно такой человек как Том нужен Мичигану, настоящий «Michigan Man» *. Оставалось уговорить главного тренера, Гэри Моллера, и самого Тома. Все сомнения Гэри развеял визит Тома в Мичиган, в январе 1995 года. Вскоре Брэди сообщил Биллу, что он с радостью присоединится к Уолверинс. После официального приглашения от Моллера, 18 января 1995 года, Брэди публично заявил, что выбрал Мичиган. 

Том Брэди в Мичигане

Том учился и играл в Мичиганском университете с 1995 по 1999. Но его место в команде было далеко неопределенно. Хэррис и Моллер оба покинули Мичиган до начала сезона 1995 года: Хэррис – пошел на повышение в другой университет, а Моллер был уволен за пьяный инцидент в одном из баров Детройта. Также в Мичигане уже был проверенный основной квотербэк Брайан Гриси. Но все же Том удержался в команде и до рос до роли основного резервного квотербэка, страхуя Гриси. В сезоне 1997 года Том был частью команды Уолверинс, которая по итогам сезона разделила звание национального чемпиона с Университетом Небраски. 

После ухода Гриси в НФЛ Том должен был стать основным квотербаком, но видимо главный тренер Ллойд Карр полностью не доверял будущей легенде и давал шансы как Тому, так и его конкуренту, Дрю Хенсону. Несмотря на конкуренцию за место основного квотербака, Том начинал каждую игру в стартовом составе в 1998 и 1999 сезонах. Также в его студенческие годы Том зарекомендовал себя устойчивым и хладнокровным кватербаком, который неоднократно вытаскивал игры в последних минутах. Так было в играх с главным противником Мичигана, Университетом штата Огайо «Бакайс» в финальной игре регулярного чемпионата 1998 года, где победитель должен был сыграть в «Цитрус Боул» (Citrus Bowl), и в известном матче с Университетом Алабамы «Кримсон Тайд».  

В итоге Том Брэди закончил свою студенческую карьеру в Мичигане, выиграв два Боула, Цитрусовый и Оранжевый (Citrus and Orange Bowls), а также в 1998 установил рекорд Мичиган Уолверинс по количеству брошенных мячей (attempts) и мячей, которые были пойманы (completions). Но даже эти достижения и сильные личные качества мало повлияли на его драфтовом положении. К Тому, со стороны скаутов, были претензии, что Том не прирождённый атлет. Это обвинение имеет право на жизнь судя по следующему видео. Так же Том не зарекомендовал себя на протяжении своей карьеры «стрелком», как например легендарный Бретт Фавр, который, казалось, мог продырявить ресивера насквозь своим броском.

У Брэди и его семьи были умеренные ожидания. Они предполагали, что Том будет задрафтован во втором или третьем раунде. Так что можно только представить себе шок и разочарование, которые испытал Том Брэди, наблюдая за тем, как команды выбирали одного кватербака за другим, но он не был ни одним из них. Хотя тайно Брэди похоже сам предчувствовал, что что-то может пойти не так, судя по резюме, которое он составил. 

В общей сложности, в драфте НФЛ 2000 года, шесть квотербэков были выбраны впереди Брэди, и он в последствии упал аж до 6-го раунда. Только 11 лет спустя Том рассказал о своем болезненном опыте драфтового дня, в документальном фильме ESPN «The Brady 6». Пережитое так расстроило его, что он с матерью и отцом пошел прогуляться по кварталу прямо посреди трансляции, чтобы отвлечь себя от кошмара, который разворачивался перед его глазами. Том вернулся домой только к середине 6-го раунда, но вскоре снова покинул просмотр, узнав, что его до сих пор не выбрали. Том вспоминает, что самым тяжелым для него было наблюдать за тем, как родители пытались поддержать его в самый трудный момент его жизни. “Знаете, они просто так поддерживали меня, и перенесли происходящее так же болезненно, как и я" - вспоминал Том, со слезами в глазах.  

Том, наконец, был задрафтован командой Нью-Ингленд «Пэтриотс» из города Фоксборо, который является пригородом Бостона, в качестве компенсационного выбора в конце 6-го раунда**. C учетом того, как в дальнейшем развивалась его карьера, есть почти единогласное мнение, что Том Брэди является лучшим выбором в драфте НФЛ за всю историю. Сам Том в том же документальном фильме заявил, что он был благодарен, что ему не пришлось, по его словам, «быть страховым агентом». Примечательно то, что видимо для Тома драфт навсегда останется с ним, так во время парада в честь победы в Супер Боуле, на Томе была футболка с номером «6». Естественно, первая ассоциация - это с тем что это был 6-й титул в карьере Брэди, но некоторые подозревают, что Том таким образом тайно напоминает всем, в каком раунде его выбрал Нью-Ингленд. В интервью 2012 года, владелец Пэтриотс, Боб Крафт, вспомнил первый визит квотербэка в Фоксборо. Он вспомнил, что молодой Том, которого он описал как "тощего как трость", подошел к нему начиная с «Привет, мистер Крафт». Крафт закончил его фразу, «Я знаю, кто ты, ты Том Брэди. Ты наш выбор в шестом раунде». Больше всего поразило Крафта что юноша посмотрел ему в глаза и сказал: "Лучшее решение, которое когда-либо принимала эта организация – это я». Насколько же пророческим оказалось это заявление почти 19 лет назад. 

Как Том стал Томом 

Карьера Тома Брэди в НФЛ - это последовательность удач, и одновременно неудач, набор самых сюрреалистических моментов в истории НФЛ, кульминацией которой стал 18-летний период невероятного доминирования Лиги. Но карьера в НФЛ для Тома началась совсем скромно. По прибытии в тренировочный лагерь Пэтриотс, Том узнал, что помимо него, у Пэтриотс было еще 6 квотербэков, и с точки зрения приоритета он занимал последние место. Проявляя его известный характер, за чет которого он попал в Мичиган, к концу его первого сезона в НФЛ Том стал основным запасным квотербэком, страхуя Дрю Бледсо. 

Судя по событьям межсезонья 2001 года, Том не входил в долгосрочные планы Нью-Ингленда. В марте 2001 года действующий основной квотербэк, Бледсо, который уже провел в команде 10 лет, перезаключил контракт с Пэтриотс на 10 лет со стоймостью 103 миллиона долларов. Судя по этому контракту, Пэтриотс видели Бледсо, которому на тот момент было 29 лет, в качестве стартера до 2007 года, как минимум. Но все изменилось 23 сентября, во второй игре сезона 2001 года. Бледсо, пытаясь отыграться, стал жертвой сокрушительного удара Мо Люиса при попытке выбежать за предел поля. Удар был столь сильным, что разрезал кровеносный сосуд в груди Бледсо. Бледсо чудом выжил.

Настало время Тома. Эту игру Пэтриотс в итоге проиграли 10-3. Две последующие игры Пэтриотс выиграли, но Том не показывал что-то сверхъестественное. Но в его третьем старте, Том начал подавать знаки будущей суперзвезды. Проигрывая 26-16 команде из Сан-Диего, нападение во главе с Томом забило дважды в четвертом квортере, и Пэтриотс в итоге выиграли в дополнительном времени. За его заслуги в этом матче Том впервые в карьере получил награду лучшего нападающего недели AFC. Тома, даже после возвращения в строй Бледсо, продолжали наигрывать, и по итогам сезона он был отобран в игру звезд НФЛ, Проу Боул. 

Игра «tuck rule»

Возможно, решающий момент в карьере Тома наступил во время дивизионной игры AFC (полуфинал конференции AFC) 2001 года. Проигрывая Оклэнд «Рейдорс« 13-10, задача Брэди была вывести Пэтриотс в позицию, где Адам Винатери мог бы пробить филд гол, который бы сравнял счет и отправил игру в овертайм. На секундомере оставалось 1 минута и 50 секунд, и Нью-Ингланд был на 42-ярдовой линии Оклэнда и это был только первый даун. Все, казалось бы, не так плохо. Но матч был сыгран при суровой метели, и филд гол с дистанции больше чем 30 ярдов был бы безумием. После того как мяч был введен в игру, бывший товарищ Брэди из Уолверинс, Вудсон, добрался до Тома с левого фланга, и выбил мяч из его руки и после чего был подобран Грегом Байкротом.  В тот момент по сути Оклэнд победил. Но после повтора, судьи пользуясь, небезызвестным «tuck rule» поменяли решение и провозгласили, что это был нереализованный пас, а не упущенный мяч, взятый Оклэндом. Момент считается очень полемическим из-за того, что судьи на поле неправильно объяснили свое решение, но само решение было правильным, так как «tuck rule» гласит что если квотербэк, даже при ложном замахе, пытается вернуть мяч к телу то в случае если мяч выбивают, итог момента, нереализованный пас. Это правило было изменено в 2013 году. В итоге, Том вывел команду в позицию, где Винатери сравнял счет, а затем пробил победный филд гол в овертайме. Еще через две недели команда победила в 36-м Супер Боуле над Сайнт-Луис «Рэмс» (ныне Лос-Анджелес «Рэмс», которые в воскресенье проиграли Нью-Ингланду), а в последствии еще и в 2003 и 2004 сезонах. 

До сих пор, закаленные поклонники спорта любят дискутировать и строить гипотезы на счет того, как бы сложилась дальнейшая карьера Брэди, если бы Оклэду получил мяч. Дело в том, что, как уже было не раз в спорте, менталитет победителя часто определяет результат. Не выиграй эту игру, добился бы Том всего остального? Стал бы проигрыш катализатором для возвращения предыдущего стартера Дрю Бледсо? Тоже интересная тема для дискуссии. 

«Том уже не тот»

Сезон 2008 года должен был быть реваншем для Нью-Ингланда и Брэди после поражения в Супер Боуле предыдущего года Нью-Йорк Джаентс. Но в первой же игре Том получил травму крестовых связок и пропустил по сути весь сезон. Нью-Ингланд добрался до Супер Боула вновь только в 2011 году, где опять был повержен Джаянтс и Мэннигом. К 2014 году многие задавались вопросом, а может то, что было в начале 2000-х было лишь глюком, и Том уже давно нет тот. Но в 49 Супер Боуле удача наконец повернулась лицом к Тому. История была та же, что и против Нью-Йорка. Брэди вывел Пэтриотс вперед, но в конце игры игрок Сиэтл «Сихокс» поймал мяч после нескольких отскоков (отголосок к известному «helmet catch»).

Но стоя на 1-ярдовой линии Нью-Ингленда тренер Сихокс, Пит Кэролл решил бросать мяч вместо того, чтобы отдать его доминирующему на тот момент раннинбэку Маршону Линчу. В последствии чего мяч был перехвачен, что породило мем «я не могу поверить, что они не дали мяч Маршону» и Брэди выиграл свой четвертый Супер Боул, сравнявшись с легендами Джо Монтана и Терри Брэдшоу. Этой победой он также остудил многих из тех, кто в преддверии игры говорили, что «Том уже не тот», но ненадолго.  

Дифлейтгейт и новые вершины

Вскоре после победы над Сиэтлом, случилось то, что поставило всю репутацию Тома под вопрос. НФЛ обвинила Тома в намеренном нарушении регламента лиги во время Чемпионата AFC (AFC Championship game) против Индианаполиса Колтс, обнаружив что один из мячей был недостаточно надут. Дело все в том, что более сдутый мяч легче бросать в холодной погоде, в тот вечер температура в Фоксборо было около 10 градусов по Цельсию. Лига вменяла, что Брэди намеренно проинструктировал одного из сотрудников клуба, чтобы тот немного сдул мяч. В итоге, после независимого расследования Лига пришла к выводу, что Брэди намеренно нарушил регламент и дисквалифицировала его на четыре игры в 2015 сезоне с лишением зарплаты. Том был в корене не согласен с решением лиги и помощью профсоюза обжаловал решение в суде. Сначала суд согласился с Томом, и он беспрепятственно отыграл весь 2015 сезон. Казалось, что Том был оправдан и в суде и в обществе. 

Дифлейтгейт

Но перед сезоном 2016 уже другой судья занял сторону Лиги во время слушания апелляции Лиги решения 2015 года и Том был вынужден пропустить первые четыре игры сезона. Это был сильный удар по репутации Тома. Эти проблемы также пришлись на очень трудный период в личной жизни Тома. Примерно в тоже время, что и решение судьи апелляционного суда, у его матери был обнаружен рак, хотя об этом мы не узнали до конца сезона. Для Тома сезон 2016 года стал принципиальным, ему не только позарез надо было выиграть еще один Супер Боул, чтобы не оставить ни одного вопроса о его величии, но и сделать это для матери. И он сделал именно это. В 2016 году Том выиграл свой 5-й Супер Боул, в невероятном противостоянии с Атлантой Фэлконс, в котором Нью-Ингленд в один момент проигрывал 28-3. Это был самым большим камбэком в истории НФЛ. Камбэк был столь эпическим, что одна за главных красавиц тенниса, Эжени Бушар, была вынуждена пойти на свидания со студентом, который заключил с ней пари в Инстаграме при счете 28-3. Главный андердог истории НФЛ еще раз сотворил чудо и развеял сомнения скептиков, при этом поставив абсолютный рекорд по количеству выигранных Супер Боулов среди квотербэков. Перед началом сезона 2017 года, Том объявил, что мать преодолела рак. И всего спустя 7 месяцев сыграл в 8-м Супер Боуле его карьеры, хотя на этот раз проиграв Филадельфии в одной из самых завораживающих Супер Боулов в истории НФЛ.  

Вернемся к началу. В прошедшее воскресенье, Том выиграл, свой 6-й Супер Боул против команды, которую 18 лет тому назад победил впервые, став чемпионом НФЛ. Круг замкнулся. Не знаю, сколько еще Том будет себя провозглашать андердогом, но похоже его жажда раз за разом утирать нос тем, кто в него когда-то не верил, никогда не закончится. 

*Игроков, которые подходят под типаж очень строгих требований университета, принято называть – «Michigan Man». 

**Компенсационные выборы даются командам, которые потеряли больше игроков, чем они приобрели в «трансферном окне».