10 мин.

Футболономика. Цикл интересных заметок и мыслей о волнительной игре. Часть 14

Как оценить футбольный фанатизм в той или иной стране? Есть три основных компонента - регулярные игры в футбол (любители/профессионалы), посещение стадиона, просмотр футбольных трансляций.

Если посмотреть на официальную статистику по разным странам, то больше всего игроков-футболистов в Китае и США. Это если смотреть абсолютные цифры. Но куда более интересный вопрос - где наиболее высокий процент играющего населения? Забавно, что в Топ-20 (по совокупному населению до 1 млн) фанатеющих футболом вошли такие малые страны как Аруба, Барбадос, Вануату, Ангилья, Бермуды, Исландия и острова Кука. Это если смотреть официальные выкладки ФИФА. Но разве это отражает истинный уровень фанатизма? Островитянам просто заняться особо нечем.

А если посмотреть число официально зарегистрированных футболистов-любителей по Европе? Вот тут среди лидеров оказывается Словакия (при населении всего 5,4 млн). А также 10% населения Норвегии, Ирландии и 7% населения Исландии. 

Если посмотреть на заполняемость стадионов, то первый возникающий образ — это, конечно же, Англия. В целом, ведение статистики посещаемости матчей высших лиг разных стран Европы – дело сомнительное. Где-то такая статистика ведется регулярно и вызывает доверие, а где-то она довольно условна, обозначается слишком уж круглыми цифрами и не вызывает особого доверия. По некоторым странам вообще негде взять статистику за длительный промежуток времени. Например, нет статистики посещаемости матчей чемпионата Албании.

В 1980-х гг. Серия А считалась лучшей лигой Европы и мира. Итальянцы ходили на стадионы чаще англичан. Сейчас наоборот. В сезоне 1984/1985 средняя посещаемость матча Серии А составляла 38 872 человека! А ‘Наполи’ с Марадоной регулярно привлекал до 77 тыс зрителей! В Англии в тот год случились Эйзельская трагедия (обрушение трибуны во время финального матча Кубка европейских чемпионов между ‘Ювентусом’ и ‘Ливерпулем’ в Брюсселе) и пожар на стадионе Valley Parade клуба ‘Бредфорд Сити’, а средняя посещаемость матчей в Англии тогда была 21 080 человек. В посткоммунистических странах, понятное дело, было не до футбола - стадионы, наоборот, все больше пустели. Например, в 1989-м в последний год правления Чеушеску в Румынии средний показатель посещаемости матчей были 17 000 зрителей. А самая низкая по посещаемости – эстонская лига со средней посещаемостью 184 человека (посчитать было нетрудно). В общем и целом, все данные по восточноевропейским лигам вызывают вопросы (в том числе и по России 1990-х гг). Во многих источниках зачастую указана округлённая цифра посещаемости – условные 3000 вместо 3142 чел. И это весьма сомнительно – округление в сторону уменьшения либо занижения, и насколько оно вообще близко к истине. 

Но как тогда считать? Реально по головам, по купившим билет и по числу проданных абонементов (они ведь могут и не ходить на матчи)? А как же «свои», которые проходят на стадион бесплатно, особенно если матчи так себе, а трибуны все равно полупустые? Еще некоторые клубы специально занижают посещаемость матчей (не всем нужна агрессивная реклама), чтобы сэкономить на налогах с продаж билетов. Да и вообще, как показывает практика, на стадионах не принято расхаживать по трибунам либо наводить спецкамеры и тщательно пересчитывать зрителей по головам. Все это оценивать и сравнивать в конкретных цифрах по странам - дело неблагодарное. Но можно выявить некоторые тенденции. Например, англичане и немцы - единственные в Европе, кто платит деньги и ходит на стадион даже на весьма посредственный футбол ( не только в высших лигах). В странах Восточной Европы посещаемость матчей заметно ниже. Если проанализировать футбольную статистику в Англии, то средняя посещаемость клубных матчей в стране составляет примерно 2,5% населения. Среди крупных стран Европы именно англичане самые активные ходоки на стадионы. В Испании – 1,9% населения, в Германии – 1,5%, в Италии – 1,2%, во Франции – 0,9%. При этом англичане за футбол платят больше, чем все остальные (цена билета в фунтах = сила британского фунта на международном рынке + общий уровень жизни и цен в Англии). А если взять страны Европы поменьше и посчитать процент населения, посещающего стадионы, то картина с лидерами будет совсем другой – Кипр (4,8%), Исландия (4,4%), Шотландия (3,9%), Норвегия (3,7%).

Поговорим о размерах телеаудитории в разных странах. В Германии традиционно 7 из 8 самых рейтинговых телепрограмм всех времен – выступление национальной футбольной сборной на крупном турнире. В то время как в Британии в исторический топ вошли только финал ЧМ-1966 и финал Кубка Англии 1970 (переигровка матча ‘Лидс’ - ‘Челси’). Как оценить телерейтинги? Понятно, что данные ФИФА и МОК склонны завышать рейтинги, чтобы доказать сумасшедший спрос и интерес на телепродукт. Чтобы потом еще дороже продавать рекламу и права на телетрансляции. Крупные организации в этом смысле – необъективные источники данных. По данным ФИФА, например, финал ЧМ-2006 смотрели 715 млн чел. А вот церемонию открытия Игр Содружеств в Мельбурне – 1,5 млрд. И разве можно верить таким цифрам?

Как исследуется рекламный рынок? Ведь нельзя сделать его абсолютные замеры. Агентство зачастую берет выборку населения – условные 10 тыс человека - и предлагает им за небольшую плату вести дневник телепередач, которые они смотрят в тот или иной период времени. Затем в дело вступает people meter – электронное устройство, подключаемое к телевизору, которое четко определяет, когда и что смотрит каждый член семьи. Это британское изобретение сегодня пользуется самым большим спросом на рынке рекламы. Эдакий золотой стандарт исследования мирового медиа. И зачастую бывает крайне полезно замерить разницу между показаниями пиплметра и раздутыми данными крупных организаций. Но тут опять сплошные сложности - таких данных (телесмотрение футбола) нет ни по Кипру, ни по Исландии с Шотландии (малые страны – лидеры по проценту населения, посещающего стадионы), ни по ряду других стран. Замерить и сравнить всех со всеми в Европе не получается. А телерейтинги той же Шотландии обычно включаются в общий британский телерейтинг. Кстати, была подмечена еще такая мировая тенденция, что участие английской сборной в турнире повышает мировые телерейтинги примерно на 1,4%. Если смотреть внутри той или иной страны, то участие своей сборной в крупном турнире повышает внутринациональные телерейтинги в среднем на 17,9%.

Полезно взглянуть на телерейтинги разных международных спортивных событий. В каких странах их смотрят больше всего? Независимо о того, участвует ли своя национальная сборная в таком международном турнире или нет. В лидеры телесмотрения входят (в % от домохозяйств с телевизорами): Хорватия (12,4%), Норвегия (11,9%), Нидерланды (11,5%), Дания (9,1%) и Сербия (9%)! В этих странах относительно небольшая численность населения и вполне себе крепкая футбольная репутация. Немалую  роль играет и тот фактор, что маленькие страны куда любознательней и с большим интересом следят за всем тем, что происходит за их границами. В целом по Европе ни для кого не секрет, что самые преданные «диванные болельщики» – это немцы.

Под рейтинги подстраиваются и «поставщики услуг». Время трансляций международных событий последние десятилетия зачастую настраивают и делают удобным, прежде всего, для европейцев, тем самым еще больше закрепляя и повышая необходимую статистику. Формируется эдакий «порочный круг» международного футбольного рынка: европейские клубы и сборные демонстрируют самые высокие показатели => чемпионаты мира чаще проводятся в Европе => европейские команды выступают лучше => цифры просмотра в Европе снова растут и все хорошо зарабатывают => есть смысл и мотивация и дальше настраивать все под Европу.

Если смотреть на мир шире, то в США, Индии, Китае мало смотрят футбол. Больше смотрят и следят за другими видами спорта. Также в этих странах очень много мигрантов, и для них свои сборные и свои клубные команды – это Бразилия, Италия, Мексика… Теперь посмотрим на рейтинги телепросмотров футбола ключевой аудиторией болельщиков в процентах от численности домохозяйств с телевизорами. Самый низкий уровень футбольного энтузиазма – в США (0,6%) Индии (1,2%), Латвии (1,6%), Канаде (1.7%), Литве (1,8%), Мексике (2%), Украине (2,1%), Новой Зеландии (2,5%), Австралии (2,7%). События последних 10 лет эти цифры, несомненно, подкорректировали. Свои коррективы внесет и предстоящий ЕВРО-2020 в 2021-м году. А выход сборной Украины и США на ЧМ-2022, несомненно, повысит телерейтинги внутри этих стран.

Цифры цифрам рознь, но самой помешанной на футболе страной в Европе является…нет не Англия, а Норвегия! Как так? Ведь это зимняя страна? Киприоты и шотландцы тоже сильно фанатеют от футбола, но Норвегия на чистом первом месте! Надо понимать особенности местного телерынка. В Норвегии коммерческое телевидение появилось гораздо позже других стран Европы. До этого у них не был особого разнообразия. При этом футбол не входит в число самых любимых видов спорта норвежцев. Каждый норвежец скажет, что в целом предпочитает биатлон и лыжные гонки. Национальная сборная Норвегии (как и норвежские клубы) никогда особо не блистала, большинство крупных турниров (ЕВРО и ЧМ) проезжала мимо. Дело в том, что в конце 1940-х после войны в стране были организованы первые футбольные тотализаторы. И так исторически сложилось, что тогда можно было делать ставки только на встречи английских команд (никаких тебе перекрестных чемпионатов или перекрестных видов спорта, как сегодня). И так оно и пошло – становление самой англофильской страны Европы. Во время войны норвежский король с сыном отправился в изгнание в Лондон. Сын Улаф V - выпускник Оксфорда и болельщик лондонского ‘Арсенала’. А сын Улафа нынешний король Норвегии Харальд V - ярый болельщик «шпор» (лондонский ‘Тоттенхэм’). И пошла эта любовь к английскому футболу от монарха в народ. В ноябре 1969 года норвежское телевидение впервые в своей истории показало в прямом эфире футбольный матч между ‘Вулверхэмптоном’ и ‘Сандерлендом’ (1-0). Сложно передать словами, насколько крутым историческим событием это было, особенно для такой страны как Норвегия! И вся страна подсела на футбольное зрелище родом из Англии. Субботний футбол из Англии с тех пор стал институциональным столпом норвежского общества. Причем сегодня среди норвежцев есть свои фанаты чуть ли не всех британских клубов – от мала до велика. Даже у такой мелюзги как ‘Барнет’ и ‘Рашден энд Даймондс’ есть фан-клубы в Норвегии! Уйма норвежцев сегодня состоит в тех или иных фан-клубах разных английских команд на территории своей страны. Король Харальд V сам является почетным членом фан-клуба ‘Тоттенхэма’. Вкусив британский футбол, толпы норвежцев с 1970-х гг стали скупать билеты на перелет и посещение стадионов в Англии. И это никак не мешало им лидировать в зимних видах спорта. Футбол не отвлекал от главного. Кстати, в Норвегии хорошо развивался и женский футбол. Здесь больше зарегистрированных футболисток, чем в Англии (профессионалов и любителей). Женщины есть и в составе Исполкома Норвежской футбольной ассоциации (Norges Fotballforbund NFF). Норвегия как самая развитая страна в мире по рейтингу ООН занимает ведущие позиции по доле населения, имеющего возможность и играть в футбол, и смотреть его.

См http://hdr.undp.org/en/content/2019-human-development-index-ranking.

При этом многие десятилетия норвежцы не сильно напрягались и не пылали амбициями развить свой собственный футбол до элитного уровня. Матчи собственной сборной долгое время вообще не транслировались в прямом эфире собственного телевидения - только лишь короткими новостными сводками. Так было вплоть до 1992 года. А если посмотреть на норвежские клубы сегодня, то их низкий уровень нисколько не умаляет интереса и стремления норвежцев наслаждаться футболом. Норвежцы невзыскательны, не выпендриваются перед всем миром – они привыкли довольствоваться малым. Когда-то главной футбольной гордостью страны были неуступчивые матчи с бразильцами (норвежцы 2 выиграли и 2 раза сыграли вничью в 4-х матчах со сборной Бразилии). И не важно какого статуса были эти матчи. В 2000-х многое стало меняться. Да в целом все скандинавы прибавили в футбольном смысле. Дания и Швеция всегда была впереди, а недавно всех удивила и восхитила скромная национальная сборная маленькой Исландии… Которая умудрилась не только квалифицироваться на ЕВРО-2016, не только выйти из группы с Португалий и Австрией, но и переиграть на крупном турнире в 1/8 финала самих англичан! А Швеция тогда заняла последнее место своей группе и не вышла в плей-офф (однако, стоит заметить, что там была группа смерти с Бельгией и Италией). А в 2020-м году всех удивила уже сборная Финляндии…

P.S. Кстати, текущий рейтинг ФИФА у сборной Норвегии – 44

https://www.fifa.com/fifa-world-ranking/ranking-table/men/

А в рейтинге УЕФА по Европе у Норвегии 23-е место. 

Сборная Норвегии играла в финальных стадиях ЧМ-1938, ЧМ-1994 И ЧМ-1998, а также на ЕВРО-2000. Норвежцы провалили отбор ЕВРО-2016, ЧМ-2018 и ЕВРО-2020. На ЕВРО-2020 Скандинавия представлена сборными Швеция, Дании и неожиданно Финляндии.

Продолжение следует…

Ранее по теме

Ч1 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2674654.html

Ч2 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2677570.html

Ч3 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2681240.html

Ч4 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2683934.html

Ч5 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2696833.html

Ч6 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2703591.html

Ч7 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2709545.html

Ч8 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2716558.html

Ч9 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2725501.html

Ч10 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2751860.html

Ч11 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2762575.html

Ч12 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2765034.html

Ч13 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2767774.html