4 мин.

Футболономика. Цикл интересных заметок и мыслей о волнительной игре. Часть 5

О трансферном рынке.

Значительная часть денег в футболе растрачивается на плохие трансферы. На самом деле, объём средств, потраченных на трансферы любым клубом, в абсолютном большинстве случаев практически никак не влияет на положение этого клуба в своей лиге. А вот чем больше платить своим игрокам, тем более высокого положения можно добиться в лиге.

Рынок зарплат футболистов является эффективным – отражает их реальную ценность. Про рынок трансфером этого не скажешь. Это большой пузырь, точнее будет сказать, сплошные пузыри. Арифметически получается, что все клубы чаще всего приобретают не тех игроков, а потом их продают, зачастую, гораздо дешевле. Да и вообще давно идут споры о правомерности современного футбольного трансферного рынка как такового. Во многих других видах спорта этого нет и в помине. Продавать-покупать право пользования рабами-бегунами? Большие деньги от телевидения навязывают именно такую модель «пользования»?

В футболе распространено неуёмное транжирство. Особенно с приходом нового тренера и нового штаба с необходимостью выстраивать новую модель и новое «победное видение» игры. Зачастую клуб вкладывает огромные деньги в новых игроков под нового тренера и по факту… НЕ перестраивается на успешную модель функционирования на годы вперед. Тренеров увольняет очень часто – в среднем каждые 1-2 года клуб начинает новую «перестройку» и/или становится жертвой лишь временного успеха либо большого провала. Краткосрочные инвестиции не оправдывают себя.

Самое худшее время для покупки игроков – лето. Сразу после того, как игрок блеснул в крупном турнире или завершившемся сезоне чемпионата. Переговорщики и агенты в это время хорошо так потирают руки. Но это уже вошло в привычку – чрезмерно впечатляться последними достижениями игрока. Это чистая психология, на которой зарабатываются огромные деньги (транжирятся впустую – с другой стороны). По сути, покупка прогремевших имен стала для клубов своеобразным способом не дать заскучать своим фанатам в период летнего затишья перед началом нового сезона. 

В футболе вовремя продать также важно, как и на фондовом рынке!

Есть еще такой тезис – клуб всегда платит дороже за игрока из «культовой» футбольной державы. Например, всегда очень хорошо словно свежеиспеченные пирожки продаются голландцы и бразильцы… Мир все ещё полон стереотипами. И «бразильский футболист» звучит почти также внушительно как «французский шеф-повар» или «тибетский монах». Отстойного игрока-бразильца продать на рынке гораздо проще чем блистательного игрока-мексиканца. 

Есть и другой психологический аспект, который развивался в США в бейсболе и потом перекочевал в другие виды спорта. В спорте всегда с большим подозрением относились к толстякам, тощим, коротышкам, низкорослым. И наоборот – явно переоценивали статных и атлетически сложенных. Скауты всегда отбирали игроков, которые выглядели подходяще. Еще так исторически сложилось, что на поле лучше запоминаются… блондины. И все это - отклонения от рациональности. Лишь со временем спортивные воротилы стали более разборчивыми, и сегодня «худые низкорослики» вроде Месси, Модрича или Бернардо Сильвы заслуженно становятся звездами современного футбола. Им предоставляются все шансы проявить себя, и они их используют.

Тревор Фрэнсис стал первым парнем за миллион фунтов

(см https://www.transfermarkt.ru/trevor-francis/profil/spieler/130319)

А Питер Шилтон – первый самый дорогой голкипер

(https://www.transfermarkt.ru/peter-shilton/profil/spieler/101383)

Игроки постарше всегда ценятся выше, чем того реально заслуживают. Здесь идет перегиб в стороны заработанного имени и былых заслуг. Переплата за абстрактный «опыт». Взять хотя один из последних ярких примеров – переход Рибери в итальянскую «Фиорентину». Вспышка в начале сезона в первые пару месяцев, а потом травма, утрата формы, результаты клуба пошли на спад… Окупились вложения клуба в «опыт Рибери» или нет? Безусловно, во всех медиа будут звучать ожидаемые взаимоуважительные «для нас честь работать с таким игроком», «опыт сильно помог» и «молодые игроки узнали много нового». Но это все абстракциии отсутствие сильных аргументов в пользу эффективности затраченных средств. В итоге стоит еще раз подчеркнуть важный тезис - все клубы в мире склонны переоценивать прошлые достижения игроков.

Так повелось в США в бейсболе. Именно в бейсболе в XX веке стала активно применяться саберметрика – статистический анализ данных. Был сделан следующий важный вывод - средний бейсболист достигает вершины своих возможностей никак не после 30-летнего рубежа (якобы на опыте), а ровно в 27 лет. И еще в бейсболе стали применять правило «покупай проблемных игроков, отягощенных какими-нибудь нездоровыми пристрастиями, зато со скидкой, и помоги им выкарабкаться». И это в большинстве случаев работало! Перед подписанием контракта с проблемным игроком обсуждался его порок - женщины, выпивка, наркота, страсть к азартным играм… Спортивные воротилы научились понимать, что фиаско многих трансферов кроется не в игровых, а бытовых проблемах у новичков команды. Особенно если они из другого города, из другой страны, слишком молоды и у них нет никакой поддержки со стороны друзей либо родных. 

Продолжение следует…

Ранее по теме

Ч1 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2674654.html

Ч2 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2677570.html

Ч3 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2681240.html

Ч4 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2683934.html