3 мин.

Российская компания предложила купить «Уфу»: интервью с Шамилем Газизовым

Многие клубы РПЛ зарабатывают 10-15% от своего бюджета. ФК «Уфа» поднял планку до 50%. Как чемпион России по экономике смог добиться такого уровня самоокупаемости? За счет чего можно монетизировать футбольный проект? И как обстоят на самом деле дела с Red Bull? Об этом в интервью «Спорт как бизнес. Как построить эффективный футбольный клуб» рассказал генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов.

  

О самоокупаемости

 Правительство Башкортостана изначально дало установку клубу не сидеть на дотационной игле, а зарабатывать самостоятельно. Поэтому с самого старта «Уфа» ориентировалась на европейский опыт коммерциализации футбольных проектов. 

«В этом году нам исполняется всего 10 лет. Клуб еще не имеет истории, которая бы его «придавливала». Это чистый лист. Изначально было понятно, что на билетах много не заработаешь. Другие очевидные пути — спонсорство, медиаконтракты. Но остается огромная ниша — продажа игроков. В эту сторону мы и начали двигаться».

 «Уфа» — колыбель талантов. Молодой клуб приглашает новых игроков и позволяет им проявить себя. Если они становятся интересны другим командам — их не удерживают. Эта система сработала: клуб стал зарабатывать на трансфере талантливых футболистов. 

 «Мы понимаем, что не можем зарплатой удерживать у себя людей — у нас просто нет таких денег. Поэтому мы стали платформой для взращивания и продажи футболистов. Это выгодно и нам, и игроку. Инвесторы тоже понимают, что за счет этого они могут вложить 1 рубль, а на выходе получить 1+ рубль».

 В 2020 году ФК «Уфа» не планирует тратиться на трансфер вообще, но заработать на нем — обязательно. В клубе ожидается пополнение: игроки готовы присоединиться к команде бесплатно на условии процента с их последующей перепродажи. Кроме того, «Уфе» приносит прибыль футбольная школа , 6 филиалов которой находятся в разных районах столицы Башкортостана. Так клуб планирует выйти на стопроцентную самоокупаемость — без государственных дотаций и инвестиционных средств.

Об инвесторах в целом и Red Bull, в частности

Только ленивый еще не обсудил потенциальную покупку клуба «Уфа» австрийским концерном Red Bull. Как же все обстоит на самом деле?

«Мы ведем переговоры с инвесторами. Один из них — Red Bull. Нас как будто склонили к тому, что это окончательная точка. Но рынок большой. У нас несколько возможностей, мы общаемся с разными инвесторами. Более того, у нас есть покупатель на весь клуб. Мы пока не рассматриваем это предложение, но если компания подтвердит свои возможности и желания развивать башкирский футбол, то мы можем согласиться. Зачем отказываться? Если компания гарантирует реализацию стратегии развития клуба на несколько лет вперед, если после этого «Уфа» загремит в Европе, то мы дадим этому ход. Это будет выгодно для всех».

Частный бизнес все чаще задумывается о приобретении спортивных клубов, и каждый такой кейс по-своему любопытен. Шамиль Газизов поделился мнением, какие проекты интересны инвесторам.

«У меня лично много знакомых бизнесменов, которых не нужно агитировать вложиться в футбольный клуб. Но я не могу позволить себе рисковать их деньгами, пока не увижу полную гарантию возврата их вложений. Есть расхожее мнение, что большие инвесторы покупают клубы с богатой историей. На самом деле, наоборот, они обращают внимание на молодые команды, которые не отождествляются у аудитории с предыдущими владельцами. Если вы покупаете «Спартак» и «Зенит», то сколько бы денег вы ни вложили, эти клубы все равно будут ассоциироваться с «Лукойл» и «Газпром».

О работе с аудиторией 

За время медицинского кризиса “Уфе” удалось хорошо подготовиться: перестелить поле на стадионе, купить новые медиапорталы. Так что к возобновлению сезона домашним матчем с “Тамбовом” башкирский клуб уже готов. Как будут распределены билеты на 10% посадочных мест?

«Мы не ожидали, что зрителям вообще можно будет присутствовать физически на игре 21 июня! Мы планировали использовать «фишку», которую подсмотрели в Германии и других странах — распечатать большие плакаты с фотографиями наших болельщиков и разместить их на трибунах. Когда мы объявили об этом, то вызвали большой ажиотаж в нашей фан-среде. Мы уже получили около 9000 заявок с фотографиями! Мы реализуем эту идею — это круто, что люди увидят «себя» на матче, который не смогли посетить». 

Квота мест в 10% от общей вместимости стадиона будет предоставлена держателям абонементов, сектору активной поддержки, фанатскому, женскому и семейному секторам. А также 100 билетов на матч будут выданы врачам в качестве благодарности за борьбу с COVID-19.