7 мин.

Дмитрий Шамаев. О начале карьеры, спасении человека в Астане и мечтах об идеальном удмуртском биатлоне

Недавно закончился тренировочный сбор сборной команды Удмуртии по биатлону в Ижевске, а уже 1 ноября в Тюмени, впервые в этом сезоне, наши спортсмены встанут на лыжи. Тем временем наш биатлонный фан-клуб "ИжВинтовка" решили поближе познакомиться с биатлонистами Удмуртии и начать серию интервью с представителями сборной нашей Республики. 

Мы поговорили с Дмитрием Шамаевым, членом мужской сборной, Чемпионом мира среди юниоров, призером Чемпионата России. 

О начале спортивной карьеры Дмитрия, мотивации спортсменов, спасении человека в Астане и мечтах об идеальном удмуртском биатлоне читайте в нашем новом интервью! 

А: Дмитрий, как вы пришли в биатлон? 

Мой дедушка - бывший спортсмен-лыжник. В детстве я занимался разными видами спорта: баскетбол, футбол, карате с 1 по 4 класс. Параллельно с дедом по субботам катались на лыжах. Так что сначала я стал лыжником, а потом родители отдали меня в биатлонную секцию рядом с домом, в Ижевский Дворец Пионеров к тренеру Лопатину Руслану Валерьевичу. 

А: В какой момент решили, что останетесь в профессиональном биатлоне? 

Первый год я мог прогуливать тренировки, мне было интереснее погулять, поиграть на компьютере. А лет с 13-14 я заболел биатлоном, и когда получал плохие оценки, мама пугала меня - если не исправишь, то на тренировку не пойдёшь. Это для меня было очень страшно. С этого возраста было все серьёзно, а лет в 14-15 был мой первый тренировочный сбор. 

А: Как удавалось совмещать учёбу и тренировки? Сложно ли это было? 

Чем ты старше, тем больше тренируешься, и на учёбу остаётся меньше времени. Не все предметы получается изучать в полной мере, но какие-то каждый спортсмен изучает серьёзно. В 7 классе я попал в школу-интернат, и у меня появились первые тройки в четверти. За год вышло "три" по русскому и обж. Меня почему-то невзлюбила учительница по русскому языку, и нас пугали, что если не сдашь экзамен в конце года - останешься на второй год. Но русский я сдавал другой учительнице и получил четвёрку. 

Н: А сейчас продолжаете учиться? 

Я закончил спортфак УдГУ в 2017 году. Поступил сразу в магистратуру на информационные технологии. Но желания, рвения и терпения не хватило. 

А: В карьере бывают взлёты и падения. Было ли у вас такое, что хотелось все бросить и уйти? Что останавливало? 

Да, думаю, у каждого спортсмена было такое, когда все надоело, хочется бросить, устал. Я не знаю, что останавливает в эти моменты. Но это - моё призвание, моё хобби и я не задумывался, что дальше. Мне это нравится. Буквально неделя проходит, и снова с желанием начинаешь тренироваться. 

А: А что мотивирует? Какая мысль в голове, которая заставляет снова идти на тренировку?

У каждого свое. У каждого спортсмена есть мечта - дойти до какого-то определенного уровня. Хорошо и стабильно выступать, быть на слуху. Это и мотивирует. 

А: На данный момент как оцениваете свои возможности и результаты? 

Недавно прошел Чемпионат России, результат плачевный. Летом мы явно не на это наработали. Так получилось, что мы всей командой заболели перед Чемпионатом России. Кто-то отказался ехать, а я решил поехать на свой страх и риск, но, честно говоря, лучше бы не поехал. Болезнь сказывается, тренируюсь по индивидуальному плану, и зима все покажет. Думаю, все будет хорошо. 

А: Сейчас в тренировочном процессе чувствуется перерыв, который был в марте-мае в связи с самоизоляцией ? 

Функционально нет - мы тренировались, как и раньше. Потеряли в стрелковом плане. Стрелять было нельзя, оружие взяли только в июле. Возможно, могут быть какие-то проблемы зимой, возможно, не будет стабильности. Но сейчас мы стараемся, чтобы все было хорошо. Тренируемся с оружием каждый день. 

А: Смотрите биатлон по телевизору?

Конечно. В детстве меня родители подсадили, и это - семейная традиция. Даже сегодня, в тихий час, пересматривал Олимпийские игры. В каждой гонке что-то высматриваешь для себя, запоминаешь, пытаешься повторить. Для меня это интереснее фильмов. 

А: А что именно для себя вы высматриваете?

Сейчас я делал новое ложе и смотрел на лидеров кубка мира. Взял у каждого по чуть-чуть и собрал новое классное ложе. Также те, кто выступает на КМ показывают классную технику: подход и уход с рубежа, работа на рубеже. 

А:  Можете составить свой топ-5 кумиров из мира спорта? Кто вдохновляет и просто нравится? 

Кумиров нет, но вот Роналдо - это легенда, уже выиграл все, что можно. Тот же Месси - ему до Роналдо расти и расти, он не выигрывал медаль со своей сборной. Еще Хабиб. В биатлоне, конечно, Фуркад, устойчивый и физически, и ментально спортсмен, который, если надо, может все. Он хорош в любой момент, на любых соревнованиях. В лыжах Нортуг, который сделал шоу из лыж.

Н: Как думаете, много биатлон потерял от того, что ушел Фуркад? 

Когда Бьерндален уходил, тоже говорили - много потеряли. Но пришел Йоханнес. Сейчас Жаклен. Я с ним бегал по юниорам. Теперь он на Чемпионате мира. 

Н: Вряд ли он совсем бросит биатлон, будет каким-нибудь спортивным функционером. Как преступников тянет на место преступления, так и биатлонистов тянет на стрельбище? 

Конечно, такие люди “больные” - в хорошем смысле. Они всегда будут крутиться на стадионах. И Фуркад всегда будет там виден. 

А: Мы вспомнили такой случай из новостей: Биатлонист из России спас человеку жизнь в Астане. Расскажите, что произошло? 

Мы сдали багаж, прошли пункт досмотра и ждали посадку, оставалось пара минут. И у меня почему-то упал взгляд именно на этого мужчину, который просто шел рядом. Мы общались с командой в кругу, и вдруг он вскрикнул, и упал. Я сразу подбежал к нему и попытался помочь - у него начался приступ эпилепсии. Потом вместе с еще одним человеком, мы его перевернули, вызвали медиков. 

Н: Пригодились уроки ОБЖ, значит. 

Может быть. Мы проходим обучение по оказанию первой медицинской помощи в начале каждого года, и, скорее всего именно это пригодилось. 

А: Если бы сейчас по мановению волшебной палочки у вас появились неограниченные полномочия и неиссякаемый бюджет, что бы вы сделали для биатлона Удмуртии? 

Что бы я сделал, чтобы биатлон Удмуртии заиграл новыми красками? Я бы снес нашу гостиницу и сделал новую. А то у нас на этаже один туалет - это несерьезно, тут же и девочки, и мальчики. Это некомфортно. Да и все болеют постоянно - видимо, вирусы, бактерии. Трассу бы добавил чуть-чуть, роллерные трассы проложил, потому что круг маленький, тренироваться постоянно по одному и тому же кругу очень сложно, надоедает в психологическом плане. Я бы много денег выделял на хорошие патроны, лыжи, смазку. Выдал бы нормальный автомобиль каждой команде: мужской, юниорской, женской… У каждой серьезной команды,  которая  борется на первенствах России есть автомобиль для перевозки лыж, станков. На руках все не увезешь. Обновил бы всем оружие, заказал бы всем классные ложа. Все что касается инвентаря - сделал бы по максимуму. Спортсменам - экипировку от и до, и летнюю и зимнюю. Тренеров бы одел, зарплату бы всем добавил. В общем, дел много.

Н: И судейский домик перестройте, ладно?

Это конечно, и трибуны, и комплекс бы вывел на уровень, чтобы хотя бы кубки IBU  у нас проводились. 

Н: Мы поддерживаем. Как судьи, очень поддерживаем. 

А: Интересно, некоторые вещи кажутся такими очевидными. Экипировка, новое оборудование. А вообще, спортсменов спрашивают, чего вам не хватает? 

Федерация, Иван Юрьевич Черезов, стараются нам помочь. В Удмуртии очень много народу занимается, начиная с юношей и заканчивая мужчинами. Не во всех регионах столько людей бегает. Надо всех обуть, одеть. Лыжи стараются выдавать. Но чтобы быть на уровне, надо гораздо больше лыж, и мы их покупаем уже за свой счет. Так всегда было в Удмуртии - это не секрет. В плане экипировки - на зиму нам стараются давать комбинезоны, шапочки, разминки. Но, конечно, хотелось бы и летнюю экипировку получать. 

Н: То есть у нас много людей занимаются биатлоном, тренеры хорошие. Почему наших спортсменов нет в сборной России? 

У нас постоянно есть несколько человек в сборной. Те же Кайшева, Мухаметзянов с Поварницыным. 

Н: В резерве

Страна большая, скамейка большая. Попасть в основу сборной России очень сложно. Есть резервисты, которые стремятся. Есть юниоры в сборной, Евгений Емерхонов, например. Юноши тоже есть в сборной. Мы все стараемся, но и в других регионах сильные спортсмены. 

Н: Или наших спортсменов к себе переманивают. Очень хочется где-нибудь на кубках России, мира/ IBU встречать наших спортсменов, болеть за них. 

Нам тоже приятно, когда за нас болеют. Это вдохновляет и подогревает, когда на трассах с флагами стоят. Когда болельщики подбадривают - сил прибавляется. Даже бежать легче. А когда пусто - мотивация чуть ниже. Было бы хорошо, если бы наш фан-клуб был большой и нас поддерживал.