19 мин.

ViVa Semerenko!!!!

Свою биатлонную карьеру сестры начали в 18 лет, до этого они были лыжницами. “Я не буду называть причину, по которой я сменила вид спорта, - рассказывает Валя. - Когда мы перешли в биатлон, то никаких планов у нас не было. Мы только хотели посмотреть чего можем достичь в биатлоне. Каждый спортсмен стремится выиграть Олимпийскую медаль или стать чемпионом мира - достичь всех возможных вершин. Я думаю, что мой лыжный ход будет улучшаться на протяжении всей биатлонной карьеры, но это зависит от хорошего здоровья и тренировок с тренером. Как и все профессиональные спортсмены, я так же хотела бы совершенствоваться, особенно в стрельбе”.

- А какими были сестрички-близняшки Вита и Валя в детстве? — Ой, в детстве мы были справжнiми розбишаками! Когда мама сейчас рассказывает некоторые истории про нас, то мне даже бывает порой стыдно перед родителями. И по деревьям лазали, и с пацанами цапались. Неугомонные росли страшно! Родились и выросли мы с Валей в небольшом городке Краснополье Сумской области. У нас было всего две спортивные секции — лыжная и футбольная. А нет, еще и танцевальный кружок. Но мы с сестрой в четвертом классе выбрали не танцы, а спорт. Родители были не против. Правда, мама поначалу немного переживала, что занятия лыжным спортом могут повредить нашему здоровью. Ну да ничего, на здоровье пока с сестренкой не жалуемся. Через несколько лет мы уже показывали довольно приличные результаты в лыжных гонках. Но тренер Григорий Иванович Шамрай уговорил нас заняться биатлоном. Я быстро привыкла к винтовке за спиной. Стрельба вначале давалась мне легче, чем сестре. Первым международным стартом стал молодежный чемпионат мира во Франции. Это был первый раз, когда нам с Валей пришлось разлучиться. О-о-чень скучали друг по дружке. Привыкли, что на соревнованиях и сборах живем в одной комнате. В детстве мы постоянно ссорились, но когда повзрослели, все конфликты улетучились.

— У вас с сестрой есть какое-то внутрисемейное соперничество? Например, приходилось ли заключать спор на то, кто кого обгонит? — У нас нет такого соперничества. Наоборот, мы всегда сопереживаем друг другу и все победы и поражения делим на двоих. Мои победы – это и победы сестры, а её победы – и мои победы тоже.

— В одной из гонок на Универсиаде вы попытались пересечь финишную черту одновременно, но по фотофинишу золотую медаль отдали вам. Если доведётся снова в борьбе за медали финишировать вместе, как поступите? — Думаю, точно так же. Соперничать мы не будем.

- Валя! А чем вы с сестрой увлекались в детстве? - С 5-го класса начали заниматься с Витой спортом. В школу как-то пришла Байда Светлана Ивановна и всех детишек пригласила на первую тренировку. Светлана Ивановна и стала нашим первым тренером. Она набрала команду, и мы начали заниматься. Получается, что с 12 лет мы стали тренироваться. Потом, когда перешли в 6-й класс, то все свое время уже уделяли лыжам, участвовали в гонках. А биатлоном увлеклись, когда поступили в институт.

- Почему вы вместе с сестрой пошли в биатлон? - Нам мама всегда говорила в детстве: куда одна пойдет - туда и вторая, поэтому мы всегда вместе.

Валя чувствует себя так же, если первой стартует сестра: “Я переживаю за Виту, когда она бежит. Но когда я выхожу на старт, то должна забывать о позиции моей сестры и думать о собственной гонке. Мы скрещиваем пальцы друг за друга и за каждую из наших девчонок. В прошлом году, когда Вита принимала участие в смешанной гонке в Ханты-Мансийске, для меня, как для болельщицы, это была безмолвная пытка и надежда на хороший результат сестры”.  

На вопрос о том, у кого из сестер лучше ход или стрельба, обе дали общий ответ: “Мы не конкурируем между собой. А соревнуемся для того, чтобы показать и доказать, себе в том числе, на что мы способны”.  

“Нам нужно научиться еще многому в биатлоне, - сказала, старшая на 15 минут Вита. - Первое и самое главное - это стрельба. В 24 года мы всё ещё молоды, и чем старше мы становимся, тем стабильней чувствуем себя на огневом рубеже. Для нас - большой плюс, что из лыжных гонок мы перешли в биатлон”.  

— И напоследок о приятном. Идеальный выходной день, какой он для вас? — Провела бы его с мужем, но сначала — шопинг! (Вита)  

“Мы вместе, и мы счастливы, мы не грустим из-за отсутствия любимых рядом”, - отметила Вита. Когда сезон закончится, то близняшки-биатлонистки будут проводить на много меньше времени вместе: “После сезона, провести отпуск по отдельности - для нас вполне нормально. Это время отдыха друг от друга. Мне нравится отдыхать с мужем после окончания сезона и слышать что-то или кого-то - мне не хочется", - смеясь говорит Вита.

- Насколько эмоционально Вы переносите неудачи? - Я очень ранимый человек. Страшно переживаю. Я всегда думала, что очень сильная спортсменка, но что-то стала очень обидчивой. Меня может обидеть всякая мелочь. Хотя я прекрасно осознаю, что это не правильно, нужно учиться справляться с эмоциями, быть сильнее.

— Можете назвать любимую дисциплину в биатлоне? — Все нравятся, но больше, наверное, гонки с раздельным стартом. Спринт, например. Не люблю толкотню, которая наблюдается в масс-стартах (Вита)

— А какие трассы вам по душе? — С резкими спусками — опасно для здоровья (улыбается), да и в равнинах ничего интересного. А вот подъемы — это мое. Так что, пожалуй,— лучше всего в шведском Эстерсунде, а также на олимпийской трассе в Ванкувере.(Вита)

- На этапах и сборах Вы находитесь постоянно рядом с сестрой. Вы ссоритесь? - Бывает. Особенно, когда плохие старты, которые очень портят настроение. Нужно же на кого-то негатив вылить. А кто под рукой? Сестра, кровинка твоя, родной человек. Правда, потом одумаешься: Вита, ну зачем ты это делаешь? Только из-за этого и ссоримся. А вообще, очень хорошо, что рядом, в команде, всегда есть родной человек. Можно посоветоваться, довериться, поплакаться друг другу.

- А кто обычно делает первый шаг к примирению? - Смотря, какая обида. Бывает, Валя первая подходит, бывает, и я. Иногда миримся в тот же день, иногда на следующий. Мы же с Валей козероги, упрямые обе.

 Как сестра восприняла то, что ее выбрал именно Свендсен? - (смеется) Если честно, то когда мы ехали на гонку, Вита говорила: «Только не Свендсен! Хотя чувствую, что побегу именно с ним». После финиша она уже, конечно, веселилась, была довольна результатом. - Почему Вита не хотела, чтобы ее партнером был Эмиль? - Это абсолютно не из-за того, что он ей не нравится как человек или как спортсмен. Просто она где-то читала, что Свендсен говорил о том, что на таких соревнованиях он не может собраться. Вот Вита и переживала немного. Ведь это ее первая шоу-гонка, ей хотелось показать хороший результат. Но могу сказать, что переживала она за него сильно. Кричала ему постоянно: «Давай, давай»! Когда на последнем огневом рубеже он закрыл все мишени, она была так рада, прыгала от радости.

- Как вышло так, что Вита и Эмиль поменялись стартовыми майками? Это было задумано? - Нет (смеется). Честно говоря, я не знаю, как это точно получилось, но задумано это не было. Они просто их перепутали. Вита заметила это только на старте, показывала Свендсену давай, мол, поменяемся. А он говорит: «Пусть так и будет».

 

- После окончания масс-стартов ты советовалась с кем-то кого выбрать себе в партнеры? - Мы разговаривали с сервис командой. Ребята сказали: «Если выйдет, то выбирай Бё или Фуркада-младшего, русских кого-то». Когда пришла моя очередь, то я выбирала из тех, кто остался, и остановилась на Симоне!

- И как, вышло? Он не был расстроен результатом? - Поначалу он немного расстроился. Когда мы вышли на сцену и нас награждали за масс-старты и эстафеты, то над нами шел золотой дождик. Я набрала его в руки и когда все разошлись, подошла к Симону и подбросила этот дождик над ним. Он тогда тоже начал веселиться. - Как общались с партнерами? Понимали друг друга? - Да, понимали, конечно (улыбается). Сложновато было поначалу, но ничего. Тут одно слово сам вспомнишь, тут у кого-то спросишь – и нормально, друг друга понимали. На вечере, который был устроен для спортсменов, мы также пообщались и, уходя, он уже знал и русские, и украинские слова. Так что, не только Симон учил меня английскому (улыбается).  

Даша Домрачева рядом с нами стояла, говорила: «Девчонки, давайте расслабляться. Сезон закончился, шоу прекрасное, давайте веселиться». И мы с ней: то там потанцевали, то там, весело было (смеется). Потом выбежала на финиш, чтобы Симона встретить, подбодрить, чтобы и ему было не грустно.

- Вита, говорят, вы еще и вяжете… - А также вышиваю. (Улыбается). Это у нас с Валей - семейное хобби. На этапы Кубка мира нитки с собой, разумеется, не берем: на сборах и в дороге вязать неудобно, а вот когда приезжаем к маме, вспоминаем детство - накидываем петли. Раньше, конечно, уделяли этому больше времени: помнится, даже вязали какие-то свитерки. Но и теперь, если сидишь дома, и становится скучно, вполне можно поорудовать спицами. - Урок труда у вас с Валентиной, наверное, был любимым? - Мы учились в одной школе, в одном классе и ко всем предметам относились примерно одинаково. В отличницах не ходили… - А в хорошистках? - Разве можно быть хорошисткой, если большую часть времени ты находишься не в классе, а где-нибудь на тренировках, сборах или соревнованиях? Мы с ранних лет хотели заниматься спортом, а секций в нашем родном Краснополье было всего две: футбол и лыжи. - Выбора не было? - А вы представляете нас футболистками? Мне такое и в голову прийти не может. Что бы и кто не говорил о женском футболе, но, на мой взгляд, этот вид спорта создан исключительно для ребят.

- Каким видом спорта вы бы занялись, если бы не было биатлона? - Фигурным катанием, следить за которым очень люблю с детства. Причем, болею за всех спортсменов без исключения. Затаив дыхание, слежу за тем, чтобы они не упали во время исполнения сложных прыжков. - Знающие вас люди утверждают, что Вита по своему характеру спокойнее Вали? - Что ж, со стороны, наверное, виднее.

- Вы когда-нибудь пользовались своим потрясающим природным сходством? - Такого, чтобы ходили сдавать друг за друга экзамены или же менялись кавалерами на свиданиях, выдавая себя за сестру, не было. Более того, мы никогда не злимся, когда нас путают, прекрасно понимая, как тяжело отличить двух сестер-близняшек. - После того, как Валентина сменила прическу, это стало делать значительно проще… - Да, у Вали теперь короткая стрижка. А раньше по непривычке нас можно было отличить только благодаря разным сережкам. (Улыбается). В детстве мама даже одевала нас абсолютно одинаково, чтобы никто друг другу не завидовал. Мы, конечно, отчаянно сопротивлялись, но самостоятельность в выборе одежды обрели значительно позже. Самое забавное, что особой разницы в стилях так и не появилось.  

- Вы общаетесь со спортсменами из других команд? Кто для Вас является эталоном отношения к работе? - Общаемся, в основном, с русскоязычными биатлонистами. А хорошо работают многие спортсмены. Правда, процентов 30 имеют определенный талант от природы, а остальные 70 добиваются результатов упорным трудом. К примеру, Нойнер хорошо бегает. Наблюдаю за Макаряйнен, она и ногами хорошо работает, и стреляет уверенно. (Вита) - Своей лучшей подругой вы назвали сестру. А кто ваши друзья в профессиональном спорте кроме Вали? - Партнерши по сборной, а также девочки из Белоруссии и России. Полноценное общение с зарубежными спортсменками осложняет языковой барьер. Хотя я отчаянно пытаюсь постичь азы английского, чтобы устранить эту проблему.  

- Права получили давно? - Два-три года назад. Поначалу ездила на «Дэу Ланосе». Первые полтора года ушли на то, чтобы избавиться от легкого мандража: в зимний период по понятным причинам практики никакой не было. Но вообще-то, езжу я аккуратно, и гаишников моя персона не интересует. За все время меня остановили всего один раз. Да и то лишь для того, чтобы проверить документы.

Идеал биатлонистки Виты

- Напоследок давайте нарисуем портрет идеальной биатлонистки, сотканной из исключительных достоинств. Чью технику хода вы бы использовали для создания такой модельной спортсменки? - Мне очень нравится, как идет по дистанции Магдалена Нойнер. Хотя идет - не то слово. Скорее - летит. - Скорость? - Еще раз Нойнер. С такой техникой бежать медленно нереально. - Точность стрельбы? - Кайса Мякяряйнен. В этом сезоне она просто потрясла меня своей меткостью. - Скорость стрельбы? - Кто-то из француженок. Например, Мари-Лор Брюне. Она нажимает на курок в таком темпе, что становится непонятно: как с такой скоростью можно демонстрировать такую точность? - Наконец, воля и характер? - Без бойцовских качеств побеждать невозможно. Их каждая биатлонистка должна воспитать в себе сама.

Отличный совет от Сергея Седнева))

- Раскройте болельщикам секрет: как отличить Виту от Вали? - Это два разных человека. У Вали лицо более круглое, у Виты волосы длиннее. А на трассе вообще сразу видно, кто бежит. У них лыжная техника разная. Валя мощнее выглядит. Вита больше частит. Что касается спортивного азарта, то даже не знаю, у кого его больше - наверное, поровну. А положиться можно и на одну, и на вторую, никогда не отказываются помочь. Обе ответственные. Разве что Валя чуть больше, чем Вита.

 

- А кто вкуснее готовит? - Обе - молодцы, зачастую радуют нас на сборах. Например, этим летом женская команда тренировалась в Логойске, а мы в двадцати километрах в Раубичах. Наши тренеры ездили к ним свои вопросы решать и привезли блинчики. Говорят: это вам Валя и Вита передали. У них был день отдыха, и они решили мужскую команду побаловать.