6 мин.

Менеджмент и агенты: борьба ковбоев с индейцами - как элемент уходящего в прошлое жанра

 

В середине июня ряд изданий в Италии опубликовал новость, под примерно таким заголовком:

"Фолия (сумасшествие) в Брешии: Челлино угрожает убрать из состава игроков, если они не поменяют агента".

Колючий случай для «Ласточек» накануне возвращения в Серию А, спустя восьми лет. Это «дни огня» в Брешии, несмотря на то что лето в Италии еще официально не началось.

Маленькая Брешия - клуб, за который играли такие известные футболисты как Баджо, Пирло, Гвардиола, а сейчас растёт молодая звезда итальянского футбол – Тонали. Нынешний президент клуба - Челлино, которого Аллегри называл в весеннем интервью" самым лучшим президентом клуба, с которым ему приходилось работать" (речь шла о периоде его работы в Кальяри).

Климат стал жарким между нынешним президентом клуба Брешия - Массимо Челлино, бывшим хозяином Кальяри и Лидса с одно стороны, и агентом ФИФА Марио Гуффреди с другой.

Реконструкция ситуации со слов агента: "Я заберу своих футболистов из Брешии. Челлино сделал что-то очень несерьезное, он вызвал моих подопечных, и сказал им, что они должны сменить агента. Их реакция показала близость ко мне. Повторяю то, что делает президент клуба это не серьезно, и мы хотим уйти, однако я все еще готов об этом переговорить на личной встрече с президентом".

В настоящее время агент все ещё ожидает ответ от клуба Брешия.

Недавно схожая ситуация обсуждалась и в грандах российского клубного футбола Краснодаре и Спартаке, раннее через похожую ситуацию походили в Динамо и ряде других клубов, не только в России.

В отсутствии культуры зарабатывания денег на игре, как части футбольного шоу, именно вопрос получения денег от трансферов футболистов является для конкретных агентов основным источником заработка, а для клубов - расходов. Как следствие - чем лучше организован клуб, тем это явление имеет менее пагубное последствие.

Но будущее клубного футбола стоит уже у порога, и выживание футбольных клубов в конкурентной борьбе зависит от ряда куда более важных явлений, чем чисто рынок продажи футболистов. Футбол, как элемент новой структуры грядущего общества - Футбольный клуб как элемент глобальных бизнес компаний.

Синтезирую свои идеи в нескольких тезисах:

1) Футбол давно перестал быть только игрой, а стал фактической индустрией, которая создаёт доход и рабочие места не только для футболистов и тренеров, но и для сопутствующего менеджмента. Индустрия, которая будет все больше расти и прогрессировать во всех компонентах;

2) Футбол уже сейчас нужно рассматривать, как один из элементов развлекательный сферы - бизнеса будущего.

3) Сфера развлечений "Sport game entertainment" - доминирующий феномен столетия.

Большая интеграция новых технологий в общественное производство и автоматизация процессов приведёт к феномену массового сокращения рабочей силы, а соответственно - риску безработицы. Как выход государства ищут способы избегания социального взрыва и занимаются поиском методов глобального решения проблемы. Одним из способов видится в уменьшении рабочего времени, рабочей недели. Примеры мы видим в Исландии, Германии, Дании, да и премьер-министр России Д.А.Медведев уже высказывает я в данном ключе.

Высвобождение свободного времени трудящихся будет заполняться сферой развлечения – той, которая будет заполнять умы граждан и на ту, которую в мире потребления будут готовы тратить заработанные деньги граждане.

Огромной частью этой новой сферы производства и потребления и становится футбол. Причём футбол во всех его формах и видах - от детских футбольных школ и футбольных симуляторов, до футбольных топ клубов и созданных виртуальной реальностью игроков, встроенных в реальный матч.

4) Футбольные лиги и клубы станут большими активами глобальных корпораций и инвестиционных фондов.

Клубы, как элементы этих структур, будут все более развиваться по модели, адаптированной в больших бизнес структурах, в которых доминирующими правилами успешности являются:

- Эффективность стратегии работы на рынке - создание и поддержка позитивной репутации товара, бренда в глазах потребителя, а как следствие избегания скандалов и их публичности;

- Эффективность управлением процессами - структурированный менеджмент и качество подбора персонала, выстраивание чёткой структуры вертикального управления, подбор квалифицированных менеджеров на соответствующие их уровню должности в данной структуре, контроль за её деятельностью. Применительно к футбольному клубу это будет означать подбор менеджеров по принципу проф. квалификации, подбор тренеров и специалистов, соответствующих структуре и модели, подбор и управление игроками, как основными активами;

- Эргономичность производства, включающая в себя исключение из формулы (производство-товар-потребитель) посредников. В футбольной индустрии именно футбольные агенты рассматриваются таковыми.

Чем более футбольный клуб хочет добиться успехов, тем больше ему необходимо следовать этим правилам бизнеса.

Считаю, что эта модель развития уже проявляется в деятельности топ клубов и лиг. Когда она будет использоваться в России? Зависит от бизнес условий развития экономики страны, легальных инструментов управления частными инвестициями в спорте и формирования новой культуры принятия футбола в Росси. Именно когда клубы начнут зарабатывать на продукции - красивых матчах, игре футболистов, доходности футбола как бизнес явления, а не социально-расходной составной государственно-частных корпораций, тогда и будет развитие этой отрасли в стране.

Современное российское общество находится в начальной фазе формирования мышления в понимании футбола из социальной, государственно-частной структуры гражданского общества, к пониманию её частно-приватной сути самостоятельного бизнеса. Градус этого понимания можно почувствовать, взглянув на реакцию любителей футбола, по поводу платных подписках на просмотр футбольных матчей. Никто не ставит под сомнения, что предложенная ТВ кампанией цена за подписку на канал, транслирующий матчи - является минимальной, и тут основная задача не получение быстрого дохода, а прежде всего некое тестирование восприятия обществом необходимости платить за шоу. Ответную реакцию большинства граждан, я думаю, вы знаете сами. Поэтому, когда мы просим президентов и владельцев клубов в России улучшить игру любимых команд, мы справедливо требуем улучшения менеджмента, тренеров, но самое главное - качества футболистов, требуем приобрести новых звёзд. При этом, не до конца понимая, что рыночные тенденции развития футбола в Европе идут в разрез с методами, которыми управляется футбольная индустрия в России. И речь идёт не только о системе менеджмента и тренировочном процессе, а прежде всего в понятии необходимости получать доход для деятельности клуба, соблюдения правил финансового fair play UEFA.

В Европе важнейший доход клубов приходит от продажи телевизионных прав платным подписчикам ТВ каналов, продажи атрибутики, футболок новых игроков и пр. Частные деньги строго контролируются собственником. А в России мы пока не можем говорит о готовности общества следовать общим правилам эффективного развития.

Кто-то, прочитав статью процитирует: "У нас особенная стать, в Россию нужно только верить", но важно, чтобы каждый знал и понимал, что будущее мы делаем своими руками.

Автор: Алекс Великих