8 мин.

Экс-игрок «Реала» помогает развивать искусственный интеллект в футболе. Фича полезна для тренера, спортивного директора и врача одновременно

Эстебан Гранеро объединился с авторами AI-разработок для испанского правительства.

Про бывшего футболиста «Реала» Эстебана Гранеро мы вспоминали совсем недавно: в апреле его технологическая компания Olocip инициировала коллаборацию в отрасли ради борьбы с коронавирусом. Тогда мы вскользь рассказывали, что Гранеро теперь занимается искусственным интеллектом. Пора понять, что за фирму основал Эстебан и как он собирается менять футбол.

Для начала вспомним: Эстебан Гранеро – воспитанник «Реала», он провел в родном клубе три сезона и успел взять все три испанских трофея. Еще он играл в Ла Лиге за «Хетафе», «Реал Сосьедад» и «Эспаньол». Сейчас, в 32 года, он выступает за «Марбелью» в третьей лиге и параллельно руководит AI-бизнесом.

Гранеро объясняет, что еще когда играл на топ-уровне, понял: ключевое преимущество команда может получить благодаря продвинутой аналитике, а искусственный интеллект, по его мнению, сейчас – главный инструмент для прогресса.

Концепция продуктов Olocip строится вокруг ключевых параметров: борьба за инициативу в решающие моменты игры, акцент на конкретных зонах в зависимости от расположения футболистов и поиск свободного пространства для маневров. В Olocip разработали решение, которое помогает клубам оценивать сильные и слабые стороны соперников, а также виртуально накладывать их на свои преимущества и недостатки.

AI-помощник подсказывает, на чем стоит сосредоточиться: особенности обостряющих передач, самые активно задействованные зоны, точки наиболее опасных ударов и так далее – в общей сложности более 150 параметров, которые система анализирует на основе тысяч матчей из базы данных.

Вместе с Гранеро проект развивают профессора политехнического университета Мадрида, которые специализируются на AI-моделях. Вдобавок к чисто футбольному предиктору Olocip предлагает и другие инструменты: например, для предотвращения травм на основе данных медобследования (вероятность оценивают простой шкалой от 0 до 10) и для оценки потенциального трансфера – здесь Гранеро вполне разумно объясняет, что новому клубу не так уж нужны голые сведения о предыдущих выступлениях, гораздо важнее предиктивная аналитика об адаптации в новой лиге/команде/системе игры.

Футболист подчеркивает: роль тренера фундаментальна, человек все равно важнее, а Olocip – ассистент для тренерского штаба, помощник спортивного директора и консультант медицинской бригады.

Бизнес Olocip не вполне публичен. В компании утверждают, что с ними уже работают клубы из топовых лиг, но не раскрывают конкретных названий согласно договоренности об анонимности.

В конце прошлого года директором Olocip по развитию стал Эдуардо Вальдес, который работал в международном департаменте «Эйбара» (он приезжал на форум Sport Connect в Казань и рассказывал, как живет самый маленький клуб Ла Лиги).

Мы связались с Эдуардо, чтобы обсудить развитие Olocip. 

– На мой взгляд, сейчас Olocip – эффективный микс стартапа и бизнес-подхода, характерного для большой компании, – рассказывает Вальдес. – Наш подход прост: мы прекрасно знаем, что работникам клубов чаще всего не хватает времени и сил, чтобы самостоятельно думать об инновациях. А технологии – это уже даже не ближайшее будущее спорта, а реальность. Наш бизнес-план рассчитан на четыре года, в нем отражены KPI на каждый год.

Мы понимаем: несмотря на быстрый рост, в индустрии еще полно людей, которые не очень отличают просто большие данные от искусственного интеллекта, и как AI-технологии помогают решать повседневные задачи. Наша цель – обучать, рассказывать о преимуществах. Добираемся до людей, принимающих решения, делимся своим взглядом.

Наша база – годы изучения того, как искусственный интеллект может работать в футболе. А именно на рынке Olocip первый год, мы предлагаем сразу три вида услуг: для тренеров, для скаутов и для медицинского штаба.

– Как бы вы охарактеризовали: насколько клубы, в том числе не самые богатые, готовы впускать искусственный интеллект в повседневную работу и каким клубам вы вообще в первую очередь предлагаете сотрудничать?

– Могу раскрыть, что в наших планах точно есть активность на севере Европы, потому что именно там много клубов, раньше других осознавших роль больших данных. Там есть эта культура: от Англии и Германии до Дании и Швеции. Моя задача – продвигать услуги там, затем – в Португалии, Италии, следом – Северная Америка и Азия.

Когда мы приходим в клуб, представляемся в первую очередь консультантами в области искусственного интеллекта. Параллельно предлагаем три своих готовых решения и обсуждаем, в каких именно направлениях клубу могла бы пригодиться помощь искусственного интеллекта, такой глубокой аналитики.

Чаще всего у клубов нет возможности создать с нуля целый отдел, который занимался бы такими технологиями, наше предложение – стать как минимум консультантами или даже внешней профильной службой. В то же время мы можем просто посоветовать, специалистов какого рода клубу стоит нанять, чтобы развиваться в этом направлении самостоятельно.

– Звучит так, как будто вы скорее общаетесь с небольшими клубами, которым лимитированные ресурсы не позволяют инвестировать в искусственный интеллект самостоятельно.

– На самом деле прямой связи нет, все зависит от того, насколько прогрессивные люди руководят клубом: насколько они доверяют данным, готовы искать в этой области пространство для роста. Поэтому встречаются и большие клубы, которые в самом начале пути, и маленькие, которые уже многого в этом направлении добились.

Мы общаемся со всеми в том числе для того, чтобы самим лучше понимать рынок, нужды и грандов, и клубов среднего уровня, и небольших организаций. Для нас такое общение – тоже элемент ресерча, так мы сами себе уточняем задачи, более конкретно формируем лист приоритетов для следующих разработок.

В целом наш подход не в том, чтобы просто продать свой сервис клубу. Так многие делают, но в этом заключен большой минус: компания получает от клиента деньги, отдает свою разработку и больше не заботится о том, что происходит. У нас все не так: вдобавок к решению мы делимся экспертизой, разбираемся в особенностях и задачах клуба. И параллельно собираем картину мира: понимаем, кому и что из того, что мы пока не предоставляем, в первую очередь нужно.

Причем мы говорим не только о тех трех направлениях, которые Olocip уже покрывает. Мы выясняем потребности и у маркетинговых служб, и у тех, кто работает над развитием молодых игроков в клубных академиях – что угодно. Если клуб предоставит нам данные, на их основе мы сможем сделать полезные выводы, основываясь на собственных алгоритмах.

– Пока все три ваших разработки сконцентрированы вокруг непосредственно футбола. Интерес к смежным областям значит, что вы готовы идти и в другие сферы деятельности, представленные в клубах?

– Конечно. В какой-то степени мы уже это делаем, когда предоставляем свои аналитические возможности, чтобы клуб мог точнее строить прогнозы по продажам, например. Обычно алгоритм такой: мы анализируем клуб в целом, предлагаем помощь для решения конкретных задач, берем в работу данные, формулируем выводы и подсказки, отдаем клубу отчет и создаем уникальный алгоритм для дальнейшей обработки данных такого типа, который остается у клуба. Безусловно, это чуть дороже и дольше, чем если клубу нужен отчет на основе платформы, которая у нас уже есть.

– Если вы постоянно общаетесь с новыми и новыми клубами, работаете со многими в таком формате, наверняка постоянно растет и команда Olocip.

– Да-да, буквально каждый месяц мы нанимаем новых сотрудников. Сейчас в команде 15 человек, в марте собираемся взять на работу еще троих. Совсем недавно компания состояла буквально из трех человек. Наш путь – партнерства с профильными университетами и колледжами, мы мониторим молодых и талантливых в своей области, приглашаем пробовать свои силы и берем на работу лучших.

– Общались ли вы уже с клубами из России и нужен ли вам вообще этот рынок?

– Обязательно пообщаемся, точно будем предлагать свои услуги в России. Кстати, с одним из российских клубов мы уже разговаривали – причем его представители сами завели этот разговор, просто подошли к нашей площадке на одном из мероприятий. Это хороший знак.

– Велика ли роль Эстебана Гранеро в развитии компании? Он ведь продолжает карьеру, пусть уже и не в Ла Лиге, но даже если не участвует в повседневной работе, наверняка его имя помогает Olocip быстрее заходить в клубы.

– Эстебан крайне важен для проекта. Наше главное отличие как раз в том, что Olocip придумал и создал профессиональный футболист. Причем он вовлечен в процесс: отвечает не только за стратегические, но и за повседневные вопросы – он в курсе всего. Причем Эстебан по-человечески очень сильный руководитель: он прислушивается к мнению коллег, ценит вклад других людей, мотивирует. Все время, которое он только может посвящать компании, он посвящает.

Кстати, вторая черта, которая выделяет нас на рынке – огромный исследовательский опыт партнеров Эстебана, Педро Ларраньяги и Кончи Бьелсы – у них по 25 лет работы в этой области, они авторы в том числе AI-разработки для испанского правительства. Понимание игры Гранеро и научный уровень в сочетании делают предложение Olocip уникальным.

Ла Лига заполнила трибуны виртуальными фанатами (и включила интершум). Мы поговорили с авторами проекта

Фото: Gettyimages.ru/Jasper Juinen; olocip; instagram.com/olocip_lab; «Крылья Советов»/Анна Шаймарданова