6 мин.

Шарапова заработала $325 миллионов и построила бизнес-империю. Как ей это удалось?

Новость о том, что Мария Шарапова завершила профессиональную карьеру, стала одной из главных в феврале. Ее карьера вместила в себя не только успешную спортивную историю, но и серьезный бизнес, построенный на создании мощного коммерческого персонального бренда. 

За всю свою карьеру Маша заработала 325 миллионов долларов, из которых только 39 - призовые от участия и побед в турнирах, а все остальное Шараповой принесла грамотная работа со спонсорами и собственный бизнес. 

Так давайте разбираться, как же устроена бизнес-империя Марии Шараповой?

За свою карьеру Шарапова заработала 325 миллионов евро. Богаче нее в женском теннисе только Серена Уильямс, которая заработала 350 миллионов за свою карьеру. При этом 39 миллионов призовых - третий результат в истории тенниса, больше призовых собрали только опять так сестры Уильямс. 

Внушительные результаты Шараповой пошатнул мельдониейвый скандал, о котором мы поговорим чуть позже, но даже несмотря на это ей принадлежат несколько примечательных рекордов. Например, она 11 лет подряд (с 2004 до 2015) была самой высокооплачиваемой спортсменкой в мире. Кроме того, она заработала больше всех российских спортсменов за прошедшее десятилетие; Ее суммарный доход в 2010-2019 годах оценен в $198 млн.

А ведь когда-то Юрий - отец Марии, приехал в США, и у него в кармане было всего 700 долларов в запасе. После нескольких мучительных лет Шарапову взяли в престижную академию Ника Боллетьери, и Маше, как талантливой спортсменке, покрывали обучение в академии, которая составляет 35 000 долларов в год.

ПЕРВЫЙ КОНТРАКТ

Через два года Шарапова и ее отец получили первые серьезные деньги от занятий теннисом. Агенство IMG отправило молодого тогда агента Макса Айзенбада разведать, что это за молодая русская девочка в академии, о которой так много говорят, и именно эта встреча изменила жизнь и Маши, и самого Айзенбада, который был рядом с ней на протяжении всей карьеры, даже в самые трудные моменты.

Айзенбад уговорил IMG предложить Шараповым контракт, сумма его была 100 000 долларов в год. Чуть позже Шарапова подписала соглашение с Найк на 50 000 долларов в год. И все это в 11 лет! 

СПОНСОРЫ 

По-настоящему известной Шарапова стала после победы на Уимблдоне в 2004 году, когда в финале она одолела Серену Уильямс. Этот турнир раскрыл Машу для всего мирового сообщества, не только спортивного, а также открыл двери в мир больших спонсорских контрактов. 

Первый из таких - полуторамиллионный контракт с производителем мобильных телефонов Моторолла, а идею рекламного ролика для них подарил реальный эпизод после финального матча. Юрий Шарапов, находившийся на трибуне, сразу после победы бросил Маше мобильный телефон чтобы осчастливить маму радостной новостью. именно этот эпизод лег в основу рекламы Шараповой для производителя телефонов. Позже подобных роликов Мария снимет десятки, а спонсоров в ее портфолио станет куда больше, причем все они - престижные бренды: TAG Heuer, Land Rover, Canon, а теннисным экипировщиком стала компания Хэд. 

15 лет назад Шарапова довела Серену до слез в финале «Уимблдона». Их война продолжится в первом круге US Open-2019

Уже в 2015 году, спустя всего год после триумфального Уимблдона, Мария совокупно заработала 18 миллионов долларов на призовых и спонсорских контрактах; Правда, не все из них оказались успешными. Например, одна строительная фирма заплатила Маше несколько миллионов чтобы назвать ее именем элитный жилой небоскреб в Пригороде Дели. Правда, получив право на название и использование Шараповой в рекламе, строители собрали деньги в потенциальных покупателей недвижимости и пропали, а саму Марию даже обвинили в том, что она была соучастницей этого преступного сговора, но доказать ее вину, разумеется, не смогли.

Реклама 18+

КОНФЕТЫ 

Важной вехой в бизнес-карьере Марии Шараповой стал запуск собственного проекта. Тогда Мария переживала непростой период и восстанавливалась от тяжелейшей травмы плеча, и высвободившееся время и энергию направила на создание своего бизнеса. 

Выбор пал на производство собственных сладостей, а бренд по созвучию с фамилией теннисистки назвали Sugarpova. В новое предприятие Мария вложила 500 000 долларов, а генеральным директором фирмы стал ее агент Макс Айзенбад. На сегодняшний день доходы от сладкого бизнеса составляют порядка 20 миллионов долларов. Конфеты Шагарпова сейчас можно купить в 32 странах мира, при этом сама Мария позиционирует свои сладости как премиальный продукт, соответственно и ценник у него выше аналогов. Начав с мармелада, Сугарпова стал развиваться и в другие кондитерские изделия, например шоколадные конфеты, а фишкой бренда стали оригинальные дизайнерские фомы сладостей в виде женских губ, 

ДОПИНГ 

В 2016 в карьере Шараповой произошел главный провал - Мария призналась в том, что принимала мельдоний, тогда ставший запрещенным препаратом, и нарвалась на длительную дисквалификацию. И пусть позже после апелляции срок дисквалификации сократили до 15 месяцев, это нанесло существенный вред как спортивным выступлением Марии, так и ее контрактам. Эксперты оценили, ущерб составил примерно 50 миллионов долларов. Правда, практически все спонсоры, которые на время дисквалификации заморозили соглашения с теннисисткой, после  ее возвращения на корт возобновили деловые отношения. 

Благодаря этому, даже без крупных побед в последние годы, Шарапова все равно зарабатывала существенные деньги. В 2018 она заработала 7 миллионов долларов, а через год уже 8,5 миллионов. 

Зато за время вынужденного простоя, Мария еще активнее занималась собственными проектами и развитием. Например, она прошла курсы в Гарвардской бизнес школе и детально изучала предпринимательство и маркетинг. Кроме того, выступала в качестве спикера и эксперта для других девушек, занимающихся бизнесом. В это же время она совершила достаточно серьезную инвестицию, вложив 35 миллионов долларов в UFC. Мария не участвует в продвижении брутального бойцовского промоушена, однако свою долю в нем имеет. 

Примерно тогда Мария разработала и начала активно продвигать собственное мобильное приложение, в котором делится с болельщиками уникальным контентом из своей повседневной жизни. 

БОЛЕЛЬЩИКИ

Вообще, важно отметить то, что Шарапова всегда отличалась грамотным подходом в коммуникациях и общении с болельщиками. Например, в 2014 году болельщики признали ее твит самым остроумным. В нем она сфотографировала китайского фаната, который так увлеченно читал статью о Шараповой в газете, что не заметил, что она сидит рядом с ним. “Дружище, повернись, я прямо тут” - написала Маша в твиттере, опубликовав фото увлеченного фаната. 

Даже в разгар допингового скандала Маша не теряла самоиронии. Например, на одно из презентации своих конфет во время дисквалификации Шарапова пришла в футболке ZARA с надписью “Вернусь через 5 минут”, намекая на свою длительную дисквалификацию. После этого поклонники Марии скупили эти футболки начали публиковать фотографии в такой же футболке, более 50 из которых Мария перепостила. При этом, и сама Маша, и ее агент отрицали, что эта акция была рекламой, но мы то с вами все понимаем) 

Да и сами конфеты не обошлись без забавной пасхалочки - на упаковке конфет было написано, что в их составе нет ГМО, красителей, искусственных добавок и... мельдония. 

После завершения карьеры Маше наверняка есть чем заняться, ведь у нее много других интересов. Она даже пробует себя в кино, снявшись в эпизоде фильма “8 подруг Оушена” и сериале “Миллиарды”. Помимо этого, на 2020 год у Шараповой запланировано несколько выставочных матчей - В Москве, Питере и Сочи.