6 мин.

Русский порноактер и пранкер превратил забеги на поле в бизнес

С чего все началось? От голых стрикеров до Отара Кушанашвили 

Выбегание фанатов на футбольное поле - давнее явление. Многие из вас легко вспомнят несколько ярких примеров. Самый громкий случился во время финала Чемпионата Мира по футболу, когда на поле выбежали активисты группы Pyssi Riot в полицейской форме. Как позже объясняли сами активисты, этот жест был направлен на то, чтобы призвать отпустить политических заключенных, прекратить аресты на митингах и отменить наказание за лайки в социальных сетях.

Болельщики постарше наверняка помнят Чемпионат Европы 2004 года, когда после несправедливого удаления Сергея Овчинникова на поле выбежал российский болельщик. Позже выяснилось, что это известный шоумен Отар Кушанашвили. За свой забег Отар ответил несколькими днями в португальский тюрьме, штрафом и условным сроком. Осложняло дело то, что Кушанашвили очевидно пытался разобраться с судьей, а не просто так пробежаться по полю. 

Раньше спортивные арены часто становились объектом атаки для стрикеров. Этим термином описывают людей, которые бегают в общественных местах голыми для привлечения внимания. Само движение зародилась в 60-е годы в Штатах среди местных студентов, Лучшего места, нежели стадион придумать сложно - несколько тысяч вживую и миллионы наблюдающих то ТВ - то что нужно!

Безуспешные попытки борьбы  

Однако и забеги людей в одежде происходили регулярно, что вынудило организаторов принимать меры. Так, в один момент было решено вырезать из эфира все случаи выбегания на поле посторонних людей. Сработало, но не надолго. 

С появлением социальных сетей и телефонов с камерами выбегающие все равно мгновенно становились известными, а наказания за такое остается более чем лояльным - если не пытаться никого атаковать, можно максимум обойтись штрафом, запретом на посещение игр, а то и вовсе отделаться легким испугом. 

Однако крупные спортивные события не только сохраняют свою привлекательность с точки зрения выбегающих на поле, но и растут в цене. Внимание общественности растет, спонсорские контракты на спортивные события дорожают быстрее рынка, а выросшее новое поколение болельщиков, для которых “концепция второго экрана” стала повседневностью, играет только на руку. Любое нестандартное событие на поле мгновенно заполняет соцсети и взлетает в тренды, а потом еще долго отдается эхом в виде мемов, вайнов и прочих современных форматах. Даже эта запись в блоге, которую вы прямо сейчас читаете - не исключение. 

Миллионер на пранках. Кто такой Виталий Здоровецкий? 

Для тех, кто еще не знает, пранк - это такой вид розыгрыша, снимаемый на камеру, целью которого является застать человека врасплох за счет погружения его в дискомфортную обстановку в момент, когда он к этому не готов. Поколение MTV легко вспомнит реалити-шоу “Чудаки” или “Viva la Bam”, в которых пранки стали частью производимого контента, правда, происходили они в узком кругу знакомых, тем самым как бы делая морально легитимным некий договор между участниками: я разыгрываю тебя, при этом отдаю отчет, что и ты потом можешь разыграть меня. 

Пранки быстро перекочевали в интернет, став одним из самых востребованных развлекательных форматов в том же YouTube. Именно благодаря этому формату приобрел известность Виталий Здоровецкий.

Родившийся в Мурманске, Здоровецкий с семьей уехал в Штаты в раннем возрасте и даже пробовал себя в спорте, но профессиональные занятие скейтбордом пришлось оставить из-за проблем со здоровьем. Правда, они не помешали Здоровецкому началь карьеру в порноиндустрии - сразу же после 18-летия Виталий начал сниматься в кино для взрослых, но вскоре бросил это ради развития своего канала.

Деятельность Здоровецкого на YouTube можно назвать неоднозначной. С одной стороны, в его пранках можно найти жесткие и опасные розыгрыши (в одном он убеждает людей в том, что несет в чемодане бомбу), так и добрые поступки. Например, Здоровецкий покупал одежду, еду и собирал деньги на лечение бездомному, с которым познакомился на улице.

История с бомбой катапультировала популярность его канала вверх,  на данный момент у него более 10 миллионов подписчиков, а общее количество просмотров всех видео собрало более полутора миллиарда.  

Спорт как рекламная площадка 

Понимая необходимость продвижения себя и своего контента, а также осознавая полезность спорта в этом, Здоровецкий пошел в атаку и решил сразу сыграть по крупному. Первый же забег на поле случился в финале Чемпионата мира по футболу 2014 года. На обнаженном торсе бывшего порноактера красовалась надпись “Прирожденный пранкер” а о намерении выбежать на поле он заранее предупредил своих подписчиков в Twitter. 

В Финале НБА 2016 года между “Кливлендом” и “Голден Стэйт” дерзкий юноша повторил свой трюк. Правда, в этот раз на его груди красовалась надпись “Трам - отстой!”. На этом Здоровецкий не остановился и продолжил коллекционировать виды спорта, через год выбежав на поле в финальной серии MLB - главной бейсбольной лиги. На этот раз надпись на теле Здоровецкого была вполне себе коммерческой - он рекламировал адрес сайта с продажей собственной одежды и прочего мерча. 

Постоянные выходки привели к тому, что Виталию запретили посещать стадионы в США, но отказываться от столь грандиозного рекламного канала он уже не был готов. 

В финале Лиги Чемпионов между "Ливерпулем" и "Тоттенхэмом" на поле выбежала модель Кинси Волански в сексуальном купальник, что стало едва ли не самым ярким моментом скучного матча. За сутки на аккаунт девушки подписались почти 3 миллиона людей, аккаунт взломали, заблокировали, но позже девушка восстановила к нему доступ. Волански отделалась штрафом в 15 тысяч евро, хотя многие оценили рекламный эффект от ее выходки в 3,5 миллионе. В чем реклама? Да в том, что на купальнике девушки красовался адрес сайта, на котором Здоровецкий выкладывает самые жесткие пранки формата 18+, а сама Волански - его невеста. Парочка планировала совершить забег и на прошедшем недавно Кубке Америки, но их задержали как только они приехали в Бразилию.

Позже к рекламе Здоровецкого подключилась его мама Елена. В купальнике с той же надписью она пыталась выбежать на поле во время финальной серии чемпионата мира по крикету. 

В целом, рекламную модель, выбранную Здоровецким, можно считать примером экстремального партизанского маркетинга, который распространен в современном спорте, и с которым так оживленно пытаются сражаться правообладатели и организаторы. Пока, как видно, удается не всегда, а на какой из следующих спортивных событий или стадионов Здоровецкий проникнет со своей рекламой остается вопросом. До Супербоула остается полгода, время для подготовки есть.