3 мин.

Почему Супербоул - образцовый учебник для маркетологов

В прошедшие выходные в Штатах случилось одно из важнейших спортивных событий года - финальная игра за звание чемпиона Национальной Футбольной лиги (речь об американском футболе), или как его кратко называют Супербоул. Безотносительно того, являетесь ли вы спортивным фанатом и знаете ли вообще правила американского футбола, более детальное изучение этого события крайне важно, ведь Супербоул - это не только и не столько про спорт, а про культуру, праздник, профессионализм, умение создать продукт и бизнес. И деньги. Много денег!

Даже не зная названия играющих команд (кстати, это “Нью-Инглэнд Пэтриотс” и “Лос-Анджелес Рэмс”) можно смело сказать, что Супербоул - главное мировое событие в спортивном бизнесе и маркетинге, ведь объем генерируемых денег напрямую и в смежных отраслях захватывает дух.

Супербоул - бомба на рынке ТВ-рекламы, что связано с феноменальными рейтингами. Так, аудитория прошлого Супербоула составила более 100 миллионов зрителей. Неудивительно, что с такой аудиторией стоимость рекламы на Супербоуле также впечатляет. Показ 30-секундного ролика в этом году обходился рекламодателям в 5 200 000 долларов.

Сами рекламные ролики, попадающие в эфир во время перерыва в матче, заслуживают отдельного упоминания. Дело в том, что именно на Супербоул бренды готовят самые эффектные, дорогие и креативные ролики, которые именно в этот день впервые демонстрируются на ТВ, большинство из которых позже становятся культовыми и собирают многочисленные рекламные награды. Тренд на это был положен компанией Apple в 1984 году, когда они продемонстрировали рекламу компьютеров Macintosh, ставшую культовой, Ролик под названием “1984” был отсылкой к одноименной антиутопии Джорджа Оруэлла, позже взял Гран-при “Каннских львов” и вошел в историю.

Современной особенностью рекламы на Супербоуле стала демонстрация трейлеров предстоящих и самых ожидаемых киноновинок. Так, в прошедшие выходные зрители матча увидели трейлеры новых “Мстителей”, продолжения культового “Форсажа” а также “Истории игрушек 4”.

Сводит с ума и статистика еще одной составляющей бизнеса любого спортивного мероприятия - продажа билетов. Матч прошел в Атланте на стадионе Mercedez-Benz Stadium, который вмещает 78 000 зрителей. Стоит ли говорить, что свободных мест на арене не было. Минимальная цена на билеты составляла 2800 долларов, а в последние дни перед поединком на вторичном рынке билетов цена поднималась до 10 000 в американской валюте. Помимо непосредственно билетов, организаторы Супербоула получают колоссальные доходы от сопутствующих товаров: атрибутика, сувениры, напитки и разумеется еда. Например, во время прошлого Супербоула скандал вызвали высокие цены на хот-доги, за которые кейтеры брали по 15 долларов. В минувшее воскресенье подкрепиться хот-догом можно было всего за 2 доллара, однако с учетом количества зрителей, легко предположить что на еде была также заработанна кругленькая сумма.

Радостно потирали руки в ожидании предстоящих доходов и букмекеры, принимающие ставки на матч. Ажиотаж вокруг Супербоула был настолько велик, что ставки на него делают те, кто в обычное время вообще не интересуется спортом, а общая сумма ставок на прошедший поединок составила 6 миллиардов долларов - сумасшествие.

Матч закончился победой команды “Нью-Инглэнд Пэтриотс”, что обновило несколько примечательных рекордов. Так, Главный тренер команды Билл Беличик стал самым возрастным тренером в истории (66 лет, 9 месяцев и 18 дней), которому удалось победить в Супербоуле. Его подопечный - Квотербек «Пэтриотс» Том Брэди - стал первым игроком в истории НФЛ, шесть раз побеждавшим в Супербоуле. Фанаты игры с интересом обсуждают детали игры и делятся многочисленными эмоциями от захватывающего матча и впечатляющего шоу. При этом организаторы в очередной раз подсчитывают рекордные прибыли. Похоже, без подробного изучения Супербоула по-настоящему понять суть спортивного маркетинга просто невозможно.