5 мин.

11 факторов успеха МЛС

Многие видят в MLS лигу, в которую уезжают доигрывать европейские зведы. Чего стоят только переходы Стивена Джеррарда, Дилье Дрогба и Андреа Пирло, или ранее свершившиеся переезды за океан Давида Вильи, Фрэнка Лэмпарда, Себастьяна Джовинко и Кака.

По этой причине иногда в тени остаются победы лиги, добываемые на полях борьбы за болельщиков, развитие коммерческого потенциала и ее маркетинговые успехи. Например, по средней посещаемости матчей MLS занимет седьмое место среди всех футбольных лиг мира, опережая французскую Лигу 1, и вплотную подобравшись к Серии А. Помимо этого, за последнее время лиге удалось серьезно расширить географию своих трансляций, и теперь матчи MLS могут смотреть в 120 странах, а среди покупателей такие гиганты как Sky Sports, Eurosport, FOX Sports, а также многие телекомпании в Азии, на Ближнем Востоке и Латинской Америке.

Безусловно, MLS еще далеко да того, что бы считаться лучшей лигой в мире #прямосейчас, однако ее прогресс не может не удивлять. Но что позволяет американской лиге добиваться этого? Выделим десять основных элементов ее бизнес-модели.  

• Амбиции

Дон Гарбер, ставший комиссаром лиги в 1999 году, громогласно заявлял, что миссия MLS – стать лучшей футбольной лигой в мире. Пока мировое господство не достигнуто, но MLS уже заставили американцев забыть про «Большую четверку» и всерьез заговорить о «Большой пятерке».

• Централизация

В MLS существует уникальная система, которая совершенно непривычна для европейцев. Именно лига является владельцем прав на всех игроков, которые подписывают контракты непосредственно с лигой, а не с клубами. Кроме того, у клубов в MLS нет владельцев, а есть только инвесторы. Клубы, как и игроки, принадлежат лиге. MLS принадлежат и все коммерческие права.

• Равенство

Все доходы от спонсорских соглашений и от продажи прав на телевизионный показ матчей лиги распределяются равномерно между всеми клубами. Однако это совершенно не означает, что все клубы имеют одинаковый доход. За ними остается право на продажу ТВ-прав местным каналам, а также заключать соглашения со спонсорами. Доходы от продажи атрибутики и билетов также являются зоной ответственности клубов, но 32% от этих доходов клубы перечисляют лиге, а та распределяет их поровну между всеми командами.

• Трансферы

В MLS также работает совершенно уникальная система трансферов. Если игрок из MLS приобретается европейским клубом, треть от полученной суммы остается у лиги, а 2\3 перечисляется на счет клуба, в котором он играл. Полученные лигой деньги распределяются согласно решению специальной комиссии, основная цель которой все та же – поставить участников чемпионата в максимально равные условия.

• Матч всех звезд

Как и в других американских лигах, в MLS в середине сезона проводится Матч Всех Звезд. С 1996 по 2001 год Матч всех звезд MLS проводился традиционно между сборной Восточной и Западной Конференции. В 2002 году Звезды лиги играли против сборной США. С 2003 года в Матче Всех Звезд играет сборная игроков MLS и приглашенный зарубежный клуб. И если раньше в этом матче играли такие команды, как «Гвадалахара», «Эвертон», «Фулхэм» и «Селтик», то в последнее время на участие в этом матче соглашаются настоящие гранды, заинтересованные в расширении своего влияния в Северной Америке. За последние пять лет в матче дважды играл МЮ, а также «Челси», «Рома» и «Бавария».

 

• Формат проведения

В MLS существует система проведения турнира, типичная для американских спортивных лиг, но не совсем привычная для европейского футбола. Лига разделена на Восточную и Западную Конференции. С марта по октябрь клубы проводят регулярный чемпионат из 34 матчей. 12 команд попадают в плей-офф. Первые две команды конференции напрямую попадают в полуфинал Конференции. Третья и четвертая команды конференции на своих полях в одноматчевом противостоянии играют против шестой и пятой команд соответсвенно. Победители этих матчей выходят в полуфинал Конференции. После этого играются двухматчевые полуфиналы и финал Конференций. Победители Конференции встречаются в решающем матче за Кубок MLS, который состоит из одного матча и проводится на стадионе команды, которая заняла более высокое место в регулярном чемпионате.

• Потолок Зарплат

Потолок зарплат в MLS имеет как максимальное значение, так и минимальное. Максимальная зарплата игрока в год не должна превышать $387 500, минимальная - $48 500, а общий бюджет на зарплаты составляет $3.1 млн. Этот потолок охватывает 20 основных игроков в заявке, при этом клубы имеют право не заполнять 19 и 20 строчку заявки.

• Правило Бекхэма

Клубы имеют право вносить в заявку трех игроков, которые не попадают под потолок зарплат. Это правило называется «Designated Player Rule», или «Правило Бекхэма». Именно оно позволяет клубам платить приезжающим звездам большие зарплаты. Два игрока по «правилу Бекхэма» могут быть внесены в заявку бесплатно, внесение третьего обойдется в $150 000, которые потом поровну распределяются между клубами, которые оставили третью строчку заявки пустой.

 

• Generation ADIDAS

В MLS существует масштабная система подготовки молодых игроков, которая называется «Поколение ADIDAS». Молодые игроки, которые являются частью этой программы, считаются в США профессиональными футболистами и не могут принимать участие в соревнованиях колледжей. Зарплата выпускников этой программы не попадает под потолок зарплат. Выпускниками этой программы в свое время были такие игроки как Лэндон Донован, Клинт Демпси, Тим Ховард, Майкл Бредли, Бред Гузан, Джози Алтидор и Карлос Боканегра

• Спонсоры

В североамериканских лигах существует давнее правило, согласно которому клубы не размещают логотипы спонсоров на игровокй форме. В MLS клубы имеют такое, однако спонсорские соглашения также строго регламентированы. Минимальная сумма соглашения не должна быть меньше полумиллионна долларов в год, из которых 200 000 долларов клубы обязаны перечислить лиге. 

• Маркетинг

Помимо того, что клубы самостоятельно продвигают свой бренд, причем делают это весьма интересно, большое внимание уделяется развитию бренда MLS. Маркетинговым продвижением лиги занимается специальная созданная компания Soccer United Marketing, которая является дочерней по отношению к MLS. Генеральным директором этой фирмы являетсяЮ разумеется, Дон Гарбер. Помимо MLS, Soccer United Marketing занимается маркетингом для федерации футбола США, Канады, Мексики и CONCACAF

 

Автор: Илья Штеблов