9 мин.

Под давлением. 5 главных итогов Гран-при Италии

Дмитрий Агапов – о неловкой попытке ФИА сохранить интригу в чемпионате.

Интрига в борьбе за титул почти умерла

Если бы не взрыв мотора и вероятная дисквалификации победителя, сегодняшнюю гонку «Мерседеса» можно было бы назвать привычно скучной. Совершенно обыденно Льюис Хэмилтон взял поул и так же легко победил в гонке. Так же умиротворяюще – вплоть до зевоты – Нико Росберг отыгрывал у конкурентов потерянные позиции и был близок к очередному подиуму…

51 круг весельем на трассе промышлял разве что Кими Райкконен, но в «Мерседесе» под конец заезда все-таки решили отметиться.

Во-первых, сгорел мотор на машине Росберга. Уик-энд Нико провел на привычном для себя уровне – никаких вопиющих ошибок, но и ничего особенного в плане скорости. Четвертое место в квалификации, заваленный старт, упорная погоня за Феттелем – и тут уже не выдержала техника. Обновленный мотор из-за утечки гидравлической жидкости еще в субботу заменили на старый, тот самый, который откатал целых шесть гонок. В том, что ресурс двигателя полностью выработался в Монце, ничего особенного не было – плохо лишь, что силовая установка не продержалась каких-то два лишних круга.

У Льюиса же все было настолько скучно, что лидера пелотона большую часть времени даже не показывали на экране. И когда за несколько кругов до финиша 22-секундный отрыв от ближайшего преследователя и так перешел все границы приличия, Хэмилтону поступила команда – нужно еще. И срочно. Пилоту такое совсем не пришлось по душе, ведь коллектив даже не удосужился объяснить ситуацию. Однако до желанных 25 секунду отрыв довести удалось, и команда успокоилась.

Почему именно до 25? Потому что именно такое наказание (штраф в 25 секунд на финише) мог получить пилот за то, что команда установила давление в шинах ниже рекомендаций «Пирелли». У итальянских шинников в свете последних событий репутация и так хромает на все четыре покрышки, поэтому желание «поставить на место» какую-нибудь конюшню наверняка довлело над компанией. У ФИА же была цель вернуть интригу в чемпионат любыми средствами, раз уж идея с хаотичными стартами фактически провалилась.

Почти три часа длилось заседание стюардов, а потом оказалось, что ничего в «Мерседесе» не нарушали, и виной путанице, на самом деле, как раз непрозрачные директивы ФИА и «Пирелли» по измерению давления в шинах. Итак, победа Льюиса в силе, а это значит, что интрига в борьбе за титул умерла окончательно и бесповоротно. Теперь Хэмилтон опережает напарника сразу на 53 очка, и вряд ли у Нико получится отыграть такое отставание. Тем скучнее будут следующие гонки, к несчастью для зрителя. Ведь нам почти наверняка известен не только победитель будущих Гран-при, но и триумфатор всего сезона.

Двоякая гонка для «Феррари»

На Монцу в Скудерии возлагали большие надежды, дорабатывали мотор, даже грозились навязать лидерам борьбу за победу. Ну, как минимум, подиум итальянская пресса считала делом решенным.

Обновленный двигатель ничего сверхъестественного не продемонстрировал (впрочем, как и свежий силовой агрегат соперников из «Мерседеса»), а еще в пятницу стало понятно, что по темпу тягаться с немцами бесполезно. К квалификации силы немного уравнялись, однако сегодня Хэмилтон вновь развеял все сомнения относительно скорости «Феррари».

Феттель стартовал как надо, но уже к первому пит-стопу безнадежно отстал от лидера, а к концу заезда до пилота «Мерседеса» не доставало почти полминуты! Гонка Себастьяна получилась эффективной, но совсем не эффектной. Да, второе место в Монце, безусловно, бальзам на душу тифози, однако результаты, добытые столь скучным способом, увы, не задерживаются в памяти.

Зато пилотаж Кими Райкконена скучным и обыденным назвать не получится – приключения финна начались еще на старте, где Кими по неведанной пока причине стартовал с двухсекундной задержкой. Половина пелотона уже пронеслась мимо, а мотор только-только неохотно начал раскручивать обороты. Уже на подходе к первому повороту Райкконен занимал последнее место (и это при старте с первого ряда). Конечно, высокий темп болида позволил Кими отыграть множество позиций еще до середины гонки, однако надежды на подиум были убиты.

Реклама 18+

Стратеги «Феррари» приняли решение подержать Райкконена на трассе дольше всех соперников, и приключения финна продолжились на пит-стопе. На въезде на пит-лейн в рановато замедлившегося Кими каким-то чудом не влетел болид Роберто Мери. Молодой пилот в последний момент все-таки поймал машину – гонщиков разделили какие-то сантиметры. Стоит отметить, что решение стратегов в итоге сработало – к концу гонки финн обогнал обе «Форс-Индии», а сход Росберга позволил финишировать пятым. Обидно, ведь после такой квалификации Райкконен наверняка нацеливался минимум на подиум.

Очередной тактический провал «Уильямса»

Машины из Гроува заняли третье и четвертое места, а команду еще и критикуют? Поверхностный взгляд дает именно такое представление, однако если вновь разобраться в том, как действовали стратеги «Уильямса» на Гран-при Италии, становится очевидно – подиум Массы это скорее подарок судьбы, чем спланированная операция коллектива.

Да, можно возразить, что по темпу команда ничего не могла противопоставить ни «Мерседесу», ни «Феррари». Однако до первого пит-стопа Росберг ничего не мог поделать с Валттери Боттасом и лишь убивал шины и перегревал тормоза. Фелипе Масса же преспокойно ехал впереди этой пары с тремя секундами комфортного отрыва. Казалось бы – осталось лишь грамотно сработать на пит-стопах, и результат в кармане.

Однако, как и в Великобритании, как и в Австрии год назад, в «Мерседесе» снова обвели соперников вокруг пальца. Пит-стоп всего кругом раньше – и Росберг уже впереди Массы – темп «Уильямса» на изношенной резине уничтожил гандикап в несколько секунд всего за пару кругов. Следом за напарником за новой резиной заезжает Боттас, и ему не везет еще больше – медленный пит-стоп, пилот выезжает позади и Фелипе, и Нико.

Неужели в Уильямсе» не знают, что нынешние шины «Пирелли» чаще всего не позволяют проходить дистанцию больше соперников без существенного падения в скорости? По крайней мере, одна и та же проблема с износом возникает именно у Гроува – ведь болид «Мерседеса» куда лучше обращается с резиной. Или стратеги запамятовали, что в скучном 2015 году большая часть итоговых позиций гонщиков распределяется на пит-стопах?

Конечно, можно возразить, что в команде наверняка хотели перестраховаться с износом шин к концу гонки, поэтому и оттягивали момент смены покрышек. Но ведь известно, что именно из-за износа обгонять в конце Гран-при куда сложнее, чем в середине, и вряд ли бы Росберг (к слову, далеко не маэстро обгонов) сломил сопротивление Боттаса и Массы к финишу, если у него не получалось сделать этого половину гонки.

Если кратко, то тактическая импотенция некогда легендарной команды напрягает не на шутку – каждый раз, когда пилоты «Уильямса» оказываются впереди соперников, они быстро откатываются назад из-за неверного выбора времени пит-стопа. В среде топ-команд коллектив пока выглядит настоящим «мальчиком для битья» не только по части финансов, но и гоночных результатов.

Квят все-таки выгрызает одно очко

В целом гонку для «Ред Булл» даже можно назвать успешной – команда явно не нацеливалась не многое в Монце. Заранее решив отбыть штрафы за установку новых моторов, пилотов фактически обрекли на старт с последнего ряда.

Однако обоих гонщиков такие трудности не особо впечатляют. Даниэль Риккардо, например, вообще не стал выезжать на быстрый круг во втором сегменте квалификации. Гонку австралиец начал довольно бодро, сражался с превосходящими по мощности моторами других команд как мог и даже финишировал восьмым, на последнем круге обогнав Маркуса Эрикссона.

Даниилу Квяту, как подчеркнул пилот еще в пятницу, тоже было совершенно все равно, с какой позиции начинать гонку – все равно далеко от первых мест. Хотя этот уик-энд по отношению к напарнику гонщик провел слабее, чем предыдущие. Стартовал Квят, например, лишь чуть лучше Райкконена и куда хуже Риккардо. По ходу гонки у Даниила не получалось приблизиться к австралийцу, да и в целом наблюдался небольшой дефицит темпа по отношению к Даниэлю. Недостатка скорости хватило, чтобы на финише более опытный пилот создал отрыв в семь секунд. Да и если подумать, то не будь схода Росберга, то не видать Квяту сегодня даже одного очка.

Перед Сингапуром, на который в «Ред Булл» возлагают множество ожиданий, Даниилу есть над чем поразмыслить – сегодняшнюю гонку в Италии он провел не так ярко, как прошлогоднюю, да и до уровня последних Гран-при выступление в Монце почему-то недотягивало.

Реклама 18+

Успех «Форс-Индии» и тотальная неудача «Лотуса»

После ошеломляющего успеха Ромена Грожана в Бельгии хотя бы стало понятно, к каким трассам тяготеет шасси из Энстоуна. И Монца отлично подходила под описание такого автодрома. В «Лотусе» наверняка уже нацелились если не на подиум, то хотя бы на борьбу с «Уильямсом». Неплохая квалификация (Грожан стартовал восьмым, а Мальдонадо – десятым) омрачилась сходом Пастора уже на первом круге. Венесуэлец на старте выехал в первом повороте на поребрики и серьезно повредил машину. Но если сход Мальдонадо – обычное дело, к нему уже давно привыкли даже механики «Лотуса», то остановка Грожана уже означала заваленный уик-энд. Француз, срезавший первый поворот, сразу же был «наказан» одним из «Зауберов» – удар, пришедшийся в подвеску, привел к моментальному сходу.

В «Форс-Индии» же не подкачали. Да, с «Уильямсами» побороться не получилось, но финиш лишь позади трех топ-команд и впереди всех прямых конкурентов – отличное вознаграждение за уверенный пилотаж гонщиков. Довольно интересно будет посмотреть на то, как проявит себя шасси «индийцев» на трассе в Сингапуре, по конфигурации напоминающей Монако, где Чеко Перес тоже финишировал шестым. Неужели привередливый в прошлом болид наконец-то стал более-менее универсальным и неприхотливым?

Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Charles Coates, Bryn Lennon, Mark Thompson