8 мин.

Почему «Ред Булл» не покинет «Формулу-1»

Неудачи последних месяцев заставили руководство «Ред Булл» заговорить об уходе из «Формулы-1». Дмитрий Агапов разбирается, насколько реальна эта угроза.

Еще недавно они — триумфаторы, настоящая машина по добыванию побед. А сегодня концерн «Ред Булл» уже подумывает об уходе из «королевских гонок». Неужели лишь из-за не слишком успешного прошлого сезона и одной неудачной гонки в Австралии? А может, это все-таки дешевый блеф, скопированный у бывшего президента «Феррари» Луки ди Монтеземоло? Или за информационными провокациями от Марко и Хорнера скрывается нечто большее?

«Ред Булл» вряд ли куда-то уйдет

«Ред Булл» – это не только производитель энергетических напитков, но и спонсор и организатор многочисленных спортивных соревнований в автоспорте, велоспорте, сноубординге и мотоспорте. Компания также владеет четырьмя одноименными футбольными клубами в Австрии, США, Бразилии и Германии. Достаточно сказать, что годовой оборот «газировщиков» составляет более четырех миллиардов долларов. Поэтому сложно представить, что команду «Формулы-1», на короткое время переставшую приносить прибыль, вдруг решат закрыть высшие чины руководства «Ред Булл».

Впрочем, потеря самоокупаемости — палка о двух концах. Австрийская конюшня по-прежнему тратит баснословные деньги на сезон, но получает немало прибыли. В такие сложные финансовые времена для «Формулы-1» лишь «Ред Булл», «Феррари», «Макларен» и примкнувший к ним недавно «Мерседес» могут рассчитывать на то, чтобы свести баланс доходов и расходов к подобающим цифрам. По данным на 2013 год, «Ред Булл» потратил порядка 372 млн долларов на чемпионский сезон, однако все равно умудрился заработать на 8 млн больше. На сезон-2015, по предварительным оценкам, у австрийцев выделено около 400 млн, однако велика вероятность, что часть денег оставят на 2016 год, дабы не устремляться в бесперспективную погоню за «Мерседесом».

Сейчас нельзя сказать, что у команды серьезные финансовые трудности. Производитель энергетических напитков, годами оставлявший позади «Феррари» и «Макларен», в коммерческом отношении в свое время превзошел все ожидания, и сейчас по-прежнему получает прибыль.

Консультант «Ред Булл», доктор Марко, заявляет, что если конюшня захочет уйти, никакие договоры согласия, подписанные до 2020 года, ее не остановят. А как насчет ежегодного бонуса от ФОМ за участие «Ред Булл» в «королевских гонках»? По предварительным данным, команда Хорнера получает порядка 70 млн долларов просто так. Фактически, держатели коммерческих прав на «Формулу-1» платят конюшне просто за то, что она есть. Кто же откажется от бесплатного куска огромного пирога?

В «Ред Булл» идет перестройка

Как я уже писал ранее, в команде полным ходом идет реструктуризация. Старые кадры ушли, а новые пока не приносят желаемого успеха. «Ред Булл» существенно сэкономил на зарплате Квята, однако упустил опытного и (пока) более успешного пилота. Кроме того, в отделе инженеров с уходом Питера Продрому состоялись серьезные перестановки, а тот факт, что Эдриана Ньюи попросили активнее включиться в работу, говорит о том, что процесс перестройки пошел не слишком гладко. На Гран-при Австралии «Ред Булл» пришлось бороться с собственной младшей командой, выступающей на аналогичных моторах. О сражении с «Уильямсом» и вырвавшейся вперед «Феррари» пока даже речи не идет.

Понятно, что после четырех чемпионских титулов спад был неминуем. И это прекрасно понимают и в руководстве. Перестройка началась не стихийно, она ведется системно и осмысленно. В конечном счете, к 2017-2018 году в команде должно сложиться новое амбициозное звено инженеров и пилотов, не пресытившееся успехами прошлых лет. А пока конюшня попросту не в состоянии бороться за титулы — такие периоды бывают у любого спортивного коллектива, их нужно просто пережить.

Основная проблема – «Рено». Французы поставляют самый маломощный, самый ненадежный и самый дорогой двигатель в пелотоне. Что с этим собираются делать Матешиц и Хорнер? Вариантов у команды, говоря честно, не так уж много.

1. Продать «Торо Россо»

В «Рено» задумались о возвращении заводской команды и ищут подходящих кандидатов на покупку. У «Заубера» и «Форс-Индии» огромные долги, а у «Лотуса» заметно ослабевшая инфраструктура. Наиболее адекватный вариант – «Торо Россо». Младшая команда «Ред Булл» строит новую базу и постепенно прибирает к рукам все больше ресурсов.

В случае продажи «младобыков» коллектив Хорнера остается с «Рено» до конца 2016 года. При этом раскол между французами и австрийцами практически неминуем. «Торо Россо» получит заводской статус, а старшая команда вновь опустится в ранг клиентской конюшни. Это, конечно, противоречит начатому в прошлом году сближению между компаиями. Кроме того, продажа «Торо Россо» фактически означает ликвидацию молодежной программы в «Формуле-1», так как «Рено» наверняка поставит жесткие условия относительно выбора гонщиков.

В целом, подобный вариант Хорнер и компания могут рассматривать только в двух случаях: либо коллективу неожиданно потребуются деньги, либо у команды Матешица уже есть «запасной аэродром», а точнее — запасной моторист.

2. Сменить поставщика моторов

Если и менять производителя силовых установок, то на кого, и, главное, когда? Новые технические правила могут внедрить уже в 2017 году, а это значит, что пелотон снова перемешается. Кто получит преимущество в новых условиях?

Естественно, в ранге сильных останется «Мерседес». Двигатели, скорее всего, снова будут турбированными, более мощными, но с отличиями от нынешних силовых установок. В последние годы немцы традиционно выпускают лучшие моторы, и нет никаких оснований считать, что Штутгарт внезапно провалится. Но ни «Мерседес», ни тем более «Феррари» не планируют поставлять фирменные двигатели прямым конкурентам.

С «Хондой» ситуация более запутанная. Если Рон Деннис вовремя не найдет деньги, японцы приберут к рукам большинство акций «Макларена» и тем самым начнут определять политику Уокинга в отношении других команд. Но для начала «Хонда» должна построить беспроблемный мощный двигатель на уровне «Мерседеса», ведь только в этом случае к восточным мотористам потянутся клиенты. И все равно шансов на то, клиенты японцев будут получать такие же двигатели, как у «Макларена», мягко говоря, немного.

Что же делать «Ред Булл»? Есть довольно экзотичный вариант — найти моториста за пределами «Формулы-1». Но кто решится на такой риск? Слухи долгое время связывают австрийцев с «Ауди» и «Фольксвагеном», но строить моторы с нуля, к тому же, во время очередной смены регламента — то еще удовольствие. Есть риск повторить печальный опыт «Хонды» и не только не улучшить, а даже усугубить и без того неприятную ситуацию.

3. Начать разрабатывать двигатели самостоятельно

Заняться производством собственных двигателей — вариант самонадеянный. Одно дело строить шасси, коробку передач, совсем другое — разработка двигателя внутреннего сгорания. В данный момент у «Ред Булл» нет опыта, необходимых технологий, людских ресурсов, а уж какие инвестиции потребуются для создания турбомотора — и не сосчитать. К тому же риск провалиться и оказаться в еще более худшем положении, чем сейчас, слишком велик.

4. Продолжить сотрудничество с «Рено», но...

...держать туз в рукаве. Сейчас у «Ред Булл» нет возможности сменить поставщика моторов или перейти на собственные двигатели. Наиболее оптимальный вариант — дать «Рено» еще один шанс и дождаться смены регламента в 2017 году. Но сидеть сложа руки тоже не стоит. Во-первых, необходимо выбить из смены правил именно то, что нужно «Рено». В прошлый раз французы активнее других выступали за переход на турбомоторы, но провалились по всем показателям. На этот раз в Вири просто обязаны лучше рассчитать оптимальные характеристики новой силовой установки.

А «Ред Булл», тем временем, втайне может начать разрабатывать свою концепцию двигателя. Последние слухи из паддока намекают, что австрийцы как раз этим и занялись. Якобы уже в сентябре на базе «Ред Булл» построят динамометрические стенды для тестирования моторов. Не мешало бы начать, наконец, проводить наступательную кадровую политику и перехватывать лучших специалистов у конкурентов. В моторостроительном отделе «Мерседеса» начались сокращения — почему бы не пригласить пару-тройку достойных инженеров в качестве консультантов?

5. Ликвидировать проект «Ред Булл»

Теоретически у Матешица и Марко есть совсем фантастический способ покончить с командой «Ред Булл». Auto Motor und Sport недавно сообщил, что в коллективе подумывают о выкупе коммерческих прав на «Формулу-1» и о работе с чемпионатом в качестве промоутера. Естественно, если при этом остаться в качестве команды, возникнет неизбежное недопонимание с другими конюшнями, поэтому оба гоночных коллектива следует ликвидировать. «Торо Россо» можно будет продать «Рено», а на «Ред Булл» при желании тоже найдутся покупатели. Из-за Договора согласия Матешиц не может просто так закрыть формульный проект – обеим командам нужно найти нового владельца.

Учитывая, что Кристиан Хорнер — один из потенциальных будущих сменщиков Берни Экклстоуна, версия с покупкой прав не выглядит совсем конспирологической. Матешиц — будущий обладатель коммерческих прав на «Формулу-1», а Хорнер — его верный промоутер. Неплохая комбинация, не так ли?

Такой вариант возможен, если руководству команды действительно наскучило участвовать в гонках и в «Ред Булл» хотят заняться чем-то более глобальным. Между прочим, промоутерство и владение коммерческими правами на «Формулу-1» приносят куда больший доход, чем выигранные гонки и чемпионские титулы. Впрочем, стоит напомнить, что пока все это – не более чем слухи. К тому же, вряд ли нынешние соперники австрийской конюшни будут довольны новыми кандидатурами в руководстве «королевских гонок».

Фото: Fotobank/Getty Images/Vladimir Rys Photography, Robert Cianflone; REUTERS/Jason Reed