7 мин.

Рассвет мертвецов. На что способен союз «Макларена» и «Хонды»

Первые тесты японского турбомотора похожи на провал, но «Макларен» рано сбрасывать со счетов. Дмитрий Агапов рассуждает о шансах команды из Уокинга вернуться к победам.

Перестройка в Уокинге идет полным ходом, правда, по ряду проблем ответы по-прежнему не проясняются. «Макларен» никак не может заполучить титульного спонсора, поэтому в поисках инвестиций Рон Деннис недавно посетил Данию. Местный текстильный магнат Андерс Хольк Поульсен долгие годы поддерживает карьеру Кевина Магнуссена, и в случае заключения сделки Уокингу могут достаться порядка 300 миллионов долларов. Естественно, в таком случае Дженсона Баттона попросят на выход.

Правда, тут тоже не все гладко. Приглашение на тесты молодого Стоффеля Вандорна, казалось бы, выглядит как очевидный намек соперникам за место в кокпите, но Эрик Булье исключает возможность подписания талантливого новичка. Позиции же Баттона, как ни странно, сильны до сих пор: англичанина поддерживает не только Фернандо Алонсо, но Мансур Ойех и члены королевской семьи Бахрейна, владеющие долей акций «Макларена». Решение о составе гонщиков отложено до 4 декабря, и, судя по затягиванию официального объявления, Деннису не удалось заручиться поддержкой датского спонсора, а значит, Магнуссен вполне может оказаться за бортом «Формулы-1».

Тестирование турбомотора «Хонды» в Абу-Даби не увенчалось успехом: за два дня болид так и не смог толком покинуть боксы и проехать приемлемую дистанцию. Ситуацию усугубляют неприятные слухи, циркулирующие вокруг силовой установки японцев: если верить сплетням, то пока мотор сильно уступает конкурентам как по мощности, так и по экономичности. Слухи слухами, но именно досужие разговоры в паддоке еще осенью прошлого года предсказали доминирование «Мерседеса». Все ли так плохо в стане «Макларена»? Что поможет Уокингу вернуться в борьбу с лучшими?

Двигатель с нуля

Результаты тестов удручают, и у «Хонды» остается мало времени до февральской омологации двигателей. Однако у японского моторостроителя есть одно неоспоримое преимущество перед конкурентами — свобода творчества. Из-за заморозки регламента конкуренты «Феррари» и «Рено» ограничены в вопросах совершенствования силовой установки и имеют право модернизировать только 48 процентов конструкции двигателя, но в целом неудачную концепцию пересмотреть не могут.

Мысли кардинально изменить силовую установку наверняка витают в умах французских и итальянских инженеров, но, по информации Auto Motor und Sport, темпы модернизации в обоих коллективах запаздывают. Времени скопировать решения «Мерседеса» у конкурентов просто не остается, что объясняет недавние попытки Хорнера и Маттиаччи разморозить регламент на моторы.

«Хонда», в отличие от стагнирующих соперников, давно знает, каким должен быть двигатель. Во-первых, у японцев имеется опыт производства силовых установок на серийных автомобилях (в Скудерии, к примеру, турбомоторами активно не занимаются несколько десятков лет). Во-вторых, основные факторы, влияющие на надежность и мощность, выявлены еще на зимних тестах. Успеху «Мерседеса» поспособствовали достаточное охлаждение силовой установки и батарей ERS, а также раздельное размещение турбины и компрессора.

Технически, «Хонда» способна избежать ошибок конкурентов. 100-километровый съемочный день в Сильверстоуне прошел вполне успешно, а к простою в Абу-Даби привели электронные неполадки. Как показывает практика, огрехи в программной обеспечении отнюдь не являются непреодолимой проблемой.

Ответ на вызовы регламента

С другой стороны, у конкурентов есть год практического опыта, а не теоретических догадок. В новых условиях это очень ценно и помогает двигаться вперед. «Рено» и «Феррари» уже разрешили первоначальные проблемы с надежностью и приступили к наращиванию мощности и улучшению экономичности. «Мерседес» тоже не отстает — в Штутгарте знают, за счет чего можно прибавить: считается, что у немцев не самая совершенная ERS, а итальянские газеты поговаривают об увеличении давления впрыска топлива, что позволит действующим чемпионам оторваться еще на 40 л.с.

Регламент в целом ужесточается — в 2015 году каждому пилоту предоставят всего четыре двигателя на сезон. 4 мотора на 21 гонку — не слишком ли большая нагрузка на технику? В среднем каждая силовая установка должна будет выдержать не менее пяти полных уик-эндов, а ведь в календаре «Формулы-1» полно трасс, предельно нагружающих двигатель. Учитывая заморозку регламента, не факт, что кто-нибудь вообще справится с такой сложной задачей без многочисленных штрафов по ходу чемпионата. Чего добиваются в ФИА? Может быть, Жан Тодт хочет, чтобы большую часть дистанции пилоты вынужденно ехали с приглушенными силовыми агрегатами?

Любопытно посмотреть, как в «Хонде» преодолеют недостаток практического опыта — адаптироваться к новым условиям японским мотористам придется на ходу. Тем ценнее будет успех в следующем году.

Плагиат как средство спасения

Двадцатилетнее сотрудничество «Макларена» и «Мерседеса» завершилось, но в Уокинге по-прежнему могут извлечь из него дивиденды. Конечно, в Штутгарте, узнав о расставании с коллективом Рона Денниса, практически сразу ограничили объем поставляемой информации о турбодвигателе. Но вряд ли «Макларен», обладавший в прошедшем сезоне десятью немецкими силовыми установками, удержался от исследования возможностей мотора, не забыв подключить к процессу и коллег из Японии.

«Хонда» не разобрала двигатель «Мерседеса» на винтики, но, как минимум, наверняка внимательно изучила мотор со стороны. Новому поставщику силовых установок, скорее всего, известно о базовых характеристиках немецкого турбодвигателя, его слабых и сильных сторонах. Из прессы у японского производителя есть сведения о технических концепциях других конкурентов. У «Хонды» есть уникальная возможность построить идеальный двигатель, совместив в нем лучшие задумки соперников.

Отмена заморозки моторов

В любом случае, маловероятно, что на следующий сезон «Хонда» и «Макларен» построят что-то, равноценное технике «Мерседеса». Но шансы на титул серьезно возрастут ближе к 2016 году, и вот почему. С большой долей вероятности «Рено» и «Феррари» смогут протолкнуть вопрос доработки моторов, а если скучное доминирование немцев продолжится, то такому повороту событий наверняка будут рада и ФИА с Экклстоуном.

Конечно, разморозка регламента вновь поднимет и без того непомерные расходы и наверняка станет последним гвоздем в крышке гроба команд-клиентов, но, фактически, переход к «Формуле-1» с другим лицом происходит уже сейчас. От «Рено» ушел «Лотус», развалился «Катерхэм», а «Ред Булл» практически привязал французских мотористов к себе. «Маруся» расформирована, все хуже и хуже дела у «Заубера», а перспективы новоявленной команды «Хаас», которой «Феррари» собирается поставлять двигатели, пока туманны. Следовательно, у итальянцев ситуация примерно такая же.

Кого-то доработка моторов окончательно добьет, а кто-то, наоборот, от перемен только выиграет. Даже если «Хонда» построит отнюдь не совершенную силовую установку на 2015 год, все можно будет исправить в 2016-м и позже. В случае разморозки регламента японцы окажутся в лучшем положении, чем «Рено» и «Феррари» сейчас. В перспективе «Макларен-Хонда» может стать главным преследователем «Мерседеса» уже в ближайшем будущем.

Без шасси – никуда

Конечно, многое зависит и от «Макларена» тоже. Уокинг поставляет некоторую электронику (в том числе и другим командам), именно инженеры конюшни ответственны за разработку болида и удачную адаптацию силовой установки к шасси. Даже если «Хонда» смастерит двигатель-мечту, итогового успеха не будет из-за недостатков машины и плохой аэродинамики.

Именно в этом заключается проблема «Макларена». В последние годы аэродинамический отдел допустил сразу серию грубых ошибок: решение не дорабатывать болид MP4-27 увенчалось провалом годом позже, шасси прошедшего сезона также не отличалось скоростью, несмотря на громадное преимущество мотора по сравнению с конкурентами. Еще в прошлом году многие эксперты укоряли «Макларен» за примитивную конструкцию переднего антикрыла и лишь в ноябре благодаря Продрому машине добавили прижимной силы. Хотя еще на презентации MP4-29 в январе бросилась в глаза угловатость линий, схематичность аэродинамики шасси, как будто болид лепили на скорую руку— не в пример изящным конструкциям «Мерседеса» и «Ред Булл».

Но, конечно же, определенный повод для сдержанного оптимизма у болельщиков есть. По предварительной информации, новая машина во многом позаимствует решения Эдриана Ньюи, да и опыт производства быстрых болидов у Уокинга все-таки есть. Шасси 2012 года, например, с точки зрения прижимной силы было отличным, только ненадежным. К тому же, кое-какие правильные шаги «Макларен» уже предпринял: меньше чем за год конюшня подписала топ-гонщика, избавилась от неэффективной структуры Мартина Уитмарша, приостановила утечку кадров и значительно увеличила бюджет. Рано или поздно команда вернется на вершину — в этом сомнений нет.

Фото: РИА Новости/Clive Rose, Dan Istitene

Сайнс-младший и еще 5 молодых гонщиков, заслуживших место в «Формуле-1»