7 мин.

Лучшие боевики нашей жизни. Часть 1.

В первой части топа я выделил лучшие боевики, которые когда-либо создавались за океаном. Топ этот, как и все хит-парады, субъективен, поэтому если не найдете в нем «Форсаж» - уж извините. И ранжира здесь никакого нет – просто-напросто не поднялась для этого рука.

48 часов (США, 1982 г., режиссер Уолтер Хилл).

78 раз. Именно во столько только в США окупилась данная картина во время кинопроката. И я еще не говорю о сборах в остальном мире и продажах фильма на видеоносителях. Это самая настоящая киноклассика, пожалуй, первый «баддимуви» - фильм о двух напарниках, так или иначе ввязавшихся в разборки с плохими ребятами. Причем даже спустя 30 лет он смотрится все так же свежо, энергично и увлекательно, во многом благодаря филигранной постановке маэстро Хилла. А еще это сногсшибательный дебют в большом кино Эдди Мэрфи, прекрасно дополнявшего сурового и брутального Ника Нолти. Мимо проходить не стоит ни в коем случае.

Коммандос (США, 1985 г., режиссер Марк Л. Лестер).

Легендарный фильм эпохи видеосалонов. Именно после него Арнольд Шварценеггер стал кумиром молодежи по всему миру. И пусть с высоты сегодняшних лет он вызывает улыбку, а финальная перестрелка и вовсе гомерический хохот, все равно это классика жанра. Арни невероятно органичен и брутален в своей роли, каждая фраза в его исполнении – готовая цитата, а смотреть на то, как он прыгает с 30-метровой высоты без последствий для себя, разрывает пальцами брезент и уничтожает маленькую армию вымышленного  латиноамериканского государства – одно удовольствие. Прямолинейное, но не теряющее свое обаяние спустя годы кино.

Смертельное оружие (США, 1987 г., режиссер Ричард Доннер). 

И снова перед нами «баддимуви». Только если «48 часов» зародил этот поджанр, то картина Ричарда Доннера – подлинный его эталон и культовое кино безо всяких оговорок и натяжек. На руках не хватит пальцев считать, сколько в Голливуде наснимали копий и прямых подражаний этой нетленки!  Великолепный сценарий вундеркинда Шэйна Блэка, отменная постановка Доннера и блестящая игра Дэнни Гловера и Мэла Гибсона – вот рецепт удивительно сбалансированного полицейского боевика на все времена. Если вы еще не смотрели, то чего же вы ждете?!

Крепкий орешек (США, 1988 г., режиссер Джон МакТирнан). 

Еще одна золотая классика голливудского боевика с Брюсом Уиллисом в первой его звездной роли. Этот динамичнейший и клаустрофобичный фильм тоже открыл в какой-то степени целый поджанр, когда одиночка сражается с антагонистами в замкнутом пространстве. Но, как и «Смертельное оружие», оригинал с классными актерами (отмечу, помимо Уиллиса, замечательного британского актера Алана Рикмана и скандально известного советского танцовщика Александра Годунова в ролях главных злодеев) и отличной операторской работой Яна Де Бонта не смог переплюнуть никто. Спецэффекты, кстати, до сих пор не устарели – 4 номинации на «Оскар» это подтвердят.

Отмеченный смертью (США, 1990 г., режиссер Дуайт Х. Литтл). 

Когда Стивен Сигал был моложе и в форме, у него выходил один хит за другим, за которые ему все чаще и больше доставалось по шапке от критиков. Я не буду обращать внимание на этих ничего не понимающих в боевиках людях, а внесу в свой топ его третий фильм «Отмеченный смертью», пусть даже и в ущерб легендарному и засмотренному уже до дыр «В осаде». Почему я так сделал? Да потому что это до жути крутой, жестокий и предельно неполиткорректный боевик, да еще и с классным саундтреком от знаменитого рэгги-певца Джимми Клиффа. Сигал здесь чрезвычайно хорош, говорит сплошными афоризмами, ломает кости в чуть большем объеме, чем когда-либо, и даже поет. Перед нами возможно квинтэссенция его творческой деятельности.

Трудная мишень (США, 1993 г., режиссер Джон Ву).

Почему-то принято считать, что дебютная американская работа Джона Ву ему не удалась – тут вам и ссоры с Ван Даммом, и недопуск режиссера до монтажа, хотя по большому счету это форменный беспредел. Но все, кто так считает, по моему мнению, в корне неправы. Ван Дамм, видимо, до сих пор так и понял, что это едва ли не самый красивый, самый стильный, да и вообще лучший боевик с его участием. А зря, уважаемый Жан-Клод. С таким режиссером, с такими  харизматичными актерами в отрицательных ролях (Лэнс Хенриксен и Арнольд Вослу) Вы в пору своего расцвета не работали. И не выглядели так здорово в ту пору как здесь, в неповторимом антураже еще не изувеченного ураганом «Катрина» Нового Орлеана.

Правдивая ложь (США, 1994 г., режиссер Джеймс Кэмерон). 

Мы видели, чем обычно заканчивается, когда на Западе пытаются снимать римейки французских комедий. Но есть одно исключение. Джеймс Кэмерон в 1994 году так лихо переложил фильм Клода Зиди «Тотальная слежка» на американский лад, что оригинал сейчас вспоминают только по большим праздникам. 18 лет прошло, но до сих пор прекрасно смотрится экшн, шутки все еще очень смешные, а арабские террористы такие же карикатурные и забавные. И Арни… ну в общем как всегда. Отметите все сомнения прочь и немедленно смотрите, если еще не видели.

Без лица (США, 1997 г., режиссер Джон Ву).

Будь режиссером этого фильма кто-то другой, менее искушенный, то на таком сценарии, на первый взгляд, кажущимся форменным бредом, могло получиться что-то до предела невнятное. Но в руках гонконгского маэстро боевиков этот материал стал основой для настоящего хита и возможно лучшей своей работы на Западе. Благодаря чуть ли не эпическому размаху событий, великолепной игре центральных актеров и красивейшим перестрелкам мы с легкостью готовы закрыть глаза на различные нестыковки и неувязки. Ну подменили Траволту на Кейджа и бог с ними. Кино все равно замечательное.

Ронин (США, 1998 г., режиссер Джон Франкенхаймер).

Мне до сих пор непонятно, как такой великолепный шпионский боевик мог провалиться в прокате. Блестящий сценарий Дэвида Мэмета, отличный каст с несравненным Робертом Де Ниро во главе, замечательная постановка Джона Франкенхаймера и все это впустую?! Лихо закрученный сюжет, реалистичные перестрелки, Де Ниро с пулеметом на улицах Ниццы и две потрясающие погони, которые легко уделывают всю пенталогию «Форсаж» - разве это достойно провала?! Я в полном недоумении.

Полиция Майами: Отдел нравов (США, 2006 г., режиссер Майкл Манн).

У автора легендарной «Схватки» Майкла Манна этот фильм, на мой взгляд – самый недооцененный. Может, из-за вторичности сюжета, может, из-за не очень большей доли экшна во всей продолжительности картины – точно сказать не берусь. Но в одном я уверен точно – это фильм просто невероятной красоты. За это определенно нужно сказать  спасибо оператору Диону Биби. Любой кадр можно вешать на стенку. А за все остальное – спасибо Майклу Манну и отличным актерам. И экшн здесь просто великолепный, хоть его и не так много. «Полиция Майами» - боевик, который можно и нужно пересматривать не один раз.

Рэмбо IV (США, 2007 г., режиссер Сильвестр Сталлоне).

Если первая часть приключений ветерана Вьетнама скорее приключенческая драма, а вторая и третья – комедии, то четвертая, которую поставил Слай собственноручно, – один из лучших боевиков последних лет. И это не просто слова. Сюжет прямой как палка, честный и лишен всяческих сантиментов, а уж в постановке боевых действий Сталлоне нисколько не уступил Спилбергу с его «Спасением рядового Райана» что по масштабу, что по уровню реализма и жестокости. Это самая настоящая война, которая вас проберет по полной программе.