8 мин.

Лихие 90. Как сделать ток-шоу Черданцева лучше

Большой разбор главной дискуссионной площадки российского футбола.

Программа Георгия Черданцева уже много лет является главным ток-шоу о российском футболе. И единственным, что обеспечивает «90 минутам» более-менее устойчивую популярность: нравится-не нравится, как сказал однажды Василий Уткин, приходится лопать что дают. Потому ли, что нет конкуренции, или просто за долгие годы у создателей программы притупилось чувство свежести, но в последнее время она представляет собой довольно аморфное образование и вызывает у зрителей больше критики, чем одобрения. Посмотрев первый выпуск нового сезона (не принесший, к слову, никаких новшеств по сравнению с сезоном предыдущим), я взялся порассуждать о том, как сделать легендарную программу более стройной, динамичной и интересной.

1. Четко определить формат

 На данный момент «90 минут Плюс» – это помесь ток-шоу с обзором тура, причем ни того, ни другого полноценно не получается. Поскольку на канале «Наш футбол» выходит специальная программа, которая так и называется – «Обзор тура», непонятно, зачем нужно включать в 90+ обзорные сюжеты о нецентральных играх, которые даже не комментируются в студии ни единым словом, равно как и «антуражные» репортажи с московских матчей. Обзорная часть тем более не имеет смысла, что чаще всего на момент выхода программы в эфир тур еще не завершен, так что обзор все равно получается неполным.

Что же до ток-шоу, то оно выходит неполноценным, потому что у него не определен предмет обсуждения, то бишь тема. У ток-шоу должна быть тема! А здесь вместо нее следующее: прошел матч «Зенит» – «Динамо» («Спартак» – «Локомотив», ЦСКА – «Краснодар»), кто что имеет по этому поводу сказать? В итоге из программы в программу плюс-минус одни и те же люди обмусоливают плюс-минус одни и те же вопросы, иногда совершенно впрямую заявляя: «Мы уже столько раз это обсуждали, что сказать что-то новое очень сложно».

90 минут Плюс (

Как мог выглядеть первый выпуск «90 минут» нового сезона, если бы это было ток-шоу с обозначенными темами? А вот таким, например, образом: «Добрый вечер, уважаемые болельщики, поздравляю всех с началом нового чемпионата России! Межсезонье было коротким, но насыщенным, да и первый тур дал пищу для размышлений, так что сегодня нам есть что обсудить. Итак, сегодня в программе (и дальше под видеоряд, как в программе «Время» – заголовки):

- Лимит «6+5»: шанс для талантливой молодежи или убийство российского футбола?

- Первые итоги трансферной кампании: кому удалось укрепиться лучше всех и ждать ли новых громких переходов?

- Вернется ли с Аленичевым спартаковский футбол?

- Прав ли Фримпонг и что делать с расизмом на трибунах?..»

Ну и какие-то еще могут быть темы. А дальше – коротенький сюжет с фактурой для затравки по каждой теме и обсуждение ее участниками программы, опять сюжет – и обсуждение.

Совершенно необязательно все темы привязывать к конкретному туру. Кто будет президентом РФС, главным тренером сборной – тоже интересные вопросы. Как и выступление сборной U-19 на ЧЕ, перспективы игроков и тренера Хомухи. В отдельных программах в зависимости от гостя можно поговорить о проблемах конкретного клуба (такой опыт, кстати, был – например, эпизод с гендиректором ФК «Уфа» Газизовым в прошлом сезоне, очень интересно было).

2. Добавить постоянные рубрики

Когда в предыдущий раз обновили декорацию и поставили в студии круглый стол, рубрики как раз сделали: было прямое включение со стадиона последнего матча (что оправдывало выход программы сразу после него), судейская рубрика (ведущий – Влад Батурин), тактическая (Генич и Талалаев), включение по скайпу (Журавель), интервью с игроком «вечером возле подъезда» и др. Программ пять-шесть это подержалось, а потом одно за одним ушло и вернулось к старой-доброй говорильне, только теперь не на полтора часа, а на три.

А вот верните рубрики! И новые придумайте. Со своими ведущими, со сменой лиц и декораций, чтобы передача была динамичной и держала внимание зрителя, вызывая у него постоянный интерес, а не легкое похрапывание.

Еще один шикарный опыт, который тоже был, но разово – это студия в другом городе (Грозном). А пусть такая студия будет в каждом выпуске. Ну или хотя бы из каждого города РФПЛ по разу. Все равно ведь на все матчи едут комментаторы в города, пошлите в один из них еще пару человек. Не думаю, что организация мини-студии на стадионе вызовет какие-то заметные затраты (в смысле денег), понадобятся, конечно, люди и организационные усилия, но это при желании есть, главное – не лениться. Зато представители всех клубов (игроки, тренеры, функционеры, а может, и кто-то из других интересных местных персонажей) побывают в эфире, в Москве-то их попробуй дождись, да еще чтоб в эфир пришли...

Реклама 18+

3. Организовать реальный интерактив со зрителями

Сейчас интерактив как бы есть – запускаются опросы, функционирует твиттер программы @90minutplus. Только опросы эти запускаются совершенно для галочки, результаты чаще всего либо никак не комментируются, либо комментарий сводится к тому, что, мол, как всегда, болельщики проголосовали за свои клубы, а не за те варианты, которые считают верными. Зачем же тогда запускать опросы, результаты которых вы априори считаете непоказательными?

Вот в прошедшем выпуске задали вопрос: «Кто главный фаворит чемпионата?» Варианты: "Зенит", ЦСКА, "Краснодар", "Спартак" (?), другая команда. Дают промежуточный итог, много голосов за последний вариант. «Я не понимаю, – возмущается Черданцев, – какая другая команда может быть фаворитом чемпионата?» А зачем же, позвольте спросить, вы такой вариант предлагаете, если считаете его невозможным?

Зрителю гораздо интереснее смотреть программу, если он вовлечен в ее ход, поэтому опросы, конечно, нужны. Но задавать их нужно по тем темам, по которым ведущих реально волнует мнение болельщиков, и результаты их, конечно, нужно резюмировать и как-то комментировать («петь будем дружно, иначе на фига все это нужно»).

Что же до твиттера, то сейчас он действует, как объявляет ведущий, чтобы зрители общались между собой. Но зрителям и без вашего твиттера есть где пообщаться между собой, они хотят пообщаться с вами! Нобель Арустамян, который вроде как должен заглядывать туда и озвучивать вопросы, «если будет что-то интересное», то ли не находит ничего интересного, то ли просто не очень за ними следит (скорее второе) – в общем, инструмент не работает. А надо посадить специально за твиттер отдельного человека (лучше девушку), который не будет участвовать в обсуждении, а будет отвечать исключительно за интерактив и с определенной регулярностью вбрасывать в обсуждение вопросы от телезрителей.

4. Задействовать графику и визуальный ряд

 

Частично это делается, но и здесь проявляется главная беда программы – отсутствие целеполагания. То есть делается вроде как много всякого, а вот зачем – такой вопрос, очевидно, не ставится. Вспомните, как хороши были тактические разборы Андрея Талалаева, рисовали там всякое... Сейчас Генич исправно ходит «к доске», но оттого, что он ткнет пальцем в аватарку Промеса и подрыгает ей туда-сюда, роль обозначенного Промеса в игре никак понятнее не становится. Если есть в наличии тачскрин с какими-то графическими и мультимедийными возможностями – надо их задействовать, а не просто отображать там стартовые составы команд.

5. Упорядочить периодичность выхода и хронометраж

Когда и в какое время выходят в эфир «90 минут Плюс», затруднятся сказать даже сами их создатели. Нет, ну вообще, конечно, скажут – в воскресенье сразу после последнего матча дня. Но если нет тура, то программа не выходит; если тур в мидуик – тоже не выходит; если основная часть матчей приходится на понедельник – выходит в понедельник. Время начала – от раннего вечера до поздней ночи, хронометраж – не регламентирован.

Такая беспорядочность не только неудобна зрителям (в том числе тем, кто пользуется таким благом цивилизации, как телевидение с функцией записи), но и приводит, в частности, к совершенно нелепым правилам определения лучшего гола календарной недели (а не тура) и месяца, который тоже не всегда месяц.

Поскольку нет необходимости, как было показано выше, привязываться к туру и тем более ко времени «сразу после последнего матча воскресенья» (включения со стадиона имеются далеко не всегда, когда имеются – не всегда прямые, а когда прямые – частенько сводятся к одному-двум вопросам комментатору типа «Миша, как твои ощущения от матча?», хотя он только что два часа именно об этом и говорил), имеет смысл установить постоянные день и время выхода программы в эфир.

Мне кажется, идеальный вариант имел место несколько лет назад – понедельник, 21:30. Причем независимо от того, есть в выходные тур или нет: если нет тура – значит, играет сборная, разве нечего обсудить? А если установить еще и жесткий хронометраж, вытекающий из названия программы, то к одиннадцати вечера она закончится и кому завтра на работу, с чистой совестью смогут отправиться спать. В воскресенье же вечером и без 90+ есть чем заняться, в том числе у телевизора – от зарубежного футбола до разных праймовых программ федеральных каналов, интересных если не тебе, то членам твоей семьи.

Реклама 18+

В общем, предложений много, но получается, что все они либо легко выполнимы, либо ранее уже в том или ином виде реализовывались. Да, потребуется больше людей и больше напряга, но если мы хотим делать качественное современное телевидение – надо напрягаться. В конце концов, повышение цены подписки в 1,5 раза тоже нужно оправдывать. А с людьми, кстати, и вовсе никаких проблем после грядущего слияния/поглощения быть не должно. Главное – хотеть.

Блог Александра Липатова о спортивных комментаторах

Кто срывает сроки запуска «Матч ТВ»

Все о спортивном телевидении – на нашей странице на фейсбуке