6 мин.

Каких программ не хватает на российском спортивном ТВ?

Блог «Телеканал «Спорт» представляет форматы спортивных телепрограмм, которые успешно существуют за рубежом, но аналогов которым не найдешь на российских спортивных каналах.

ОБЗОРНАЯ ПРОГРАММА О ФУТБОЛЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ КАНАЛЕ

Зарубежный пример: Match of the day (BBC, Великобритания)

 

Как адаптировать в России. Даже если сильно не выдумывать и посмотреть на самые-самые классические форматы спортивных программ, можно найти серьезный пробел в наличии их аналогов в России. Долгое время такую функцию у нас выполняло шоу «Футбол России» на «РТР-Спорте» (даже когда он стал «Россией 2»), но после того как ВГТРК окончательно потеряла права на показ хоть скольких-нибудь матчей РФПЛ, от создания футбольных программ канал отказался.

Так что ничего дополнительно придумывать не надо. Учитывая, что большой НТВ не хочет показывать российский футбол, он уже этим летом может вновь оказаться на втором ВГТРКшном канале, а вместе с ним мы вновь можем увидеть топовых комментаторов Илью Казакова, Владимира Стогниенко и Романа Трушечкина в качестве ведущих.

ОСТРОЕ ТОК-ШОУ

Зарубежные примеры: Controcampo (Mediaset, Италия), Off the Record (TSN, Канада)

Как адаптировать в России: так, чтобы не было похоже на «90 минут плюс». Потому что Георгий Черданцев не скрывает, что свое ток-шоу делает, беря пример с так знакомых ему итальянцев, но при этом признает, что пресловутого «отжига», характерного (наряду с эффектными красавицами) для шоу Mediaset, в «90 минут плюс» совсем нет. Зато он (как, кстати, и красавицы) был в «Ударе головой» на «России 2», который, постепенно избавившись от раздражавшей нарочитой желтизны, незадолго до своего закрытия (по той же причине, что и «Футбол России» – из-за потери прав на Премьер-лигу) показал, как такое шоу вполне комфортно может уживаться у нас.

Канадский пример – шоу Off the Record, идущее на TSN уже 18 лет и считающееся одним из главных спортивных ток-шоу Канады. Оно более спокойное с точки зрения атмосферы, но провокационные темы вроде такого кощунственного для канадцев, как «Можно ли сказать, что Овечкин лучше Кросби?», там тоже возникают.

При этом необязательно, чтобы такая передача была исключительно о футболе: в остром формате нужно обсуждать не только перипетии карьеры Артёма Дзюбы, но и, скажем, катавасию в отечественном баскетболе или допинг в циклических видах спорта.

ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ ШОУ

Зарубежный пример: Crackovia (TV3, Каталония, Испания)

Как адаптировать в России: пожалуй, самая сложная задача из представленных в этом тексте. Во-первых, потому что «Краковия» – уникальный пример юмористической программы, заточенной именно под футбол, такого не то, что в России – и в мире, в общем-то, больше не найти. Во-вторых – потому что для того, чтобы понимать такой специализированный юмор, необходимо наличие достаточного количества зрителей, разбирающихся в том, что же тут такого смешного, и в России, где в социологических опросах Андрей Аршавин и Николай Валуев всерьез конкурируют за звание лучшего спортсмена России, с этим могут быть сложности.

Тем интереснее, кстати, что даже здесь мы можем вспомнить пример из нашего телевидения: выходившее на ТВ-6 в 90-х и на 7ТВ в 2000-х шоу «Назло рекордам» пародировало Гусева, Уткина и Маслаченко и стало автором кричалки «Оле-оле-оле,  — [нужное вставить] – вперед! Оле-оле-оле, [опять нужное вставить] - чемпион!». Так что как делать в России даже такой формат ТВ-программы о спорте, нам известно.

Реклама 18+

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ШОУ

Зарубежный пример: SportsNation (ESPN, США)

Как адаптировать в России: суть SportsNation (кстати, единственной из представленных в тексте зарубежных программ, которую показывают на российском ТВ – спасибо Viasat Sport) – несерьезно рассуждать на серьезные спортивные темы. И на несерьезные спортивные темы – тоже. Можно, например, придумать хэштег, посвященный изменениям в прическе ЛеБрона Джеймса:

или написать письмо звезде бейсбола Алексу Родригесу, приняв его извинения много за что:

И опять стоит признать, что нечто похожее у нас пытались сделать – я о «Голеностоп-ШОУ» (Шац-Орех-Уткин) на «Нашем футболе», но вместо «развлекалова» получилась не всегда смешная язвительная интеллигентность. Мне кажется, было бы интересно устроить этакий «семейный подряд» и посмотреть шоу в формате «SportsNation» в исполнении отца и сыновей Белоголовцевых (к слову, Сергей, Никита и Александр такой «подряд» сейчас устроили на радио «Маяк» в шоу «Белоголовцевы»)  - и со спортом, и с юмором и развлечением у них все в порядке.

ШОУ-ИНТЕРВЬЮ

Зарубежный пример: не нужен.

Не нужен, потому что и в самой России было два отличных примера такого формата. Первый – скажем так, чуть более серьезный – ток-шоу «2:1» с Александром Шмурновым и Алексеем Андроновым, выходившее несколько лет назад на НТВ-Плюс.

Второй – чуть более развлекательный – проект «90х60х90», перекочевавший вместе с Катериной Кирильчевой и Марией Командной на ТВ с радио «Спорт» (Мария, правда, потом ушла из программы).

 

Так что в этом случае смотреть на зарубежный опыт вовсе не нужно. Что касается возможных интервьюеров, то было бы интересно посмотреть в таком качестве тех, кто известен как интервьюер в печатных (на бумаге и не только) СМИ. Того же Юрия Дудя, ну или экс-журналиста «Спорт-Экспресса» Евгения Дзичковского, у которого есть опыт ведения видеошоу такого формата на сайте издания. А можно даже не ограничиваться одним ведущим, а приглашать разных – в зависимости от гостей. В этом может быть собственная фишка такой программы.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Зарубежный пример: 30 for 30, E:60 (ESPN, США)

NHL 36 (NHL Network, США)

Как адаптировать в России: так, чтобы решить задачу, которой грезят медиа-менеджеры и просто менеджеры российского спорта: раскручивать звёзд. Тот же Дмитрий Чернышенко говорил об этом, будучи главой оргкомитета «Сочи-2014», и говорит то же самое, заступив на пост президента КХЛ. За рубежом большинство спортивных документальных фильмов построены именно на рассказе о личности: как спортсмен достиг того, чего достиг, с чего начинал и было ли на этом пути что-либо захватывающее или драматическое. Причем они посвящены не только легендам прошлого (как зачастую происходит у нас), но в первую очередь действующим профи.

Помимо личностных фильмов, на нашем спортивном ТВ не хватает и событийной документалистики, составляющей костяк известной серии докфильмов ESPN «30 for 30» (у которой, кстати, поначалу были очень слабые рейтинги). У нас больших событий, о которых можно рассказать, множество, но вспоминают о них обычно только к их юбилею.

Facebook.com/Telekanal.Sports – страница блогов о спортивном телевидении на Фейсбуке