5 мин.

Лучшее-2013. Как новая графика делает российский футбол лучше

Блог "Телеканал "Спорт" предлагает вашему вниманию очередную публикацию из цикла «Итоги уходящего года». На очереди – рассказ о главном тренде спортивного телевидения-2013 от доброго товарища блога Кирилла Соскова.

Халк Камера-паук

Смотря на эту картинку, не понимаешь, это кадр из FIFA 14 или фото со стадиона "Локомотив"

Признавайтесь, кто отчаянно хочет проехать на автобусе, которым управляет Василий Уткин и который провозит прямо по полю во время матча ЦСКА с еще не переформатировавшимся «Анжи»? Яркий ролик, да. Запоминающийся. Более того, его режиссура иногда кажется поистине удивительной, учитывая что это клип про футбол и про российскую премьер-лигу.

О визуальной бедноте РФПЛ предметно заговорили в 2011 году. Например, креативный директор Sports.ru Михаил Калашников, вдохновившись бодрой картинкой с матчей английского чемпионшипа, предлагал улучшать качество изображения путем «точечных мер»: платить деньги подставным болельщикам за просмотры матчей на трибунах, проводить поединки в вечернее время суток или приняться срочно замазывать проплешины в наших полях.

Трудно сказать, были ли что-то из вышеперечисленного сделано, но нынешний генеральный директор «Лиги-ТВ» Илья Геркус вместе со своей командой за счет принципиально новой графики совершил поистине удивительную вещь: он заставил воспринимать чемпионат России не только как состязание, но и как шоу. И шоу, как говорится, must go on.

Мир в принципе устроен таким образом, что большую часть информации мы потребляем за счет зрения. Даже доказано, что чем больше объект потребления – тем выше наша «пропускная способность» и впечатлительность. Что и говорить, когда впервые была продемонстрирована картинка с 11-ю объемными Кержаковыми на тактической схеме – это реально впечатлило. «Эффект роста» сработал – и на выходе он не только привлек зрительское внимание, но и «разукрасил» не самые зрелищные матчи.

Все мы привыкли к тому, что вот, допустим, английская лига завернута в конфетку. Там играют хорошие футболисты, много достаточно интересных матчей, высокая посещаемость. В общем, с ней не надо ничего придумывать или экспериментировать. Создатели телекартинки просто гармонично дополняют то, что уже есть: вставочки, обрамления, открытый сейф, ведущий в историю. Короче говоря, цель спортивного телевидения на Туманном Альбионе – создать приятные антуражные мелочи.

В России, конечно, такой номер никогда бы не прошел: порой здесь нет ни антуража, ни действия как такового. Было бы слишком круто заявить, что новая графика это все зрителю предоставила. Нет. Скорее, объемное изображение прилично «замазало» некоторые проблемные места: громоздкие заставки закрыли пустующие зрительские сектора, титры и дополнительная информация компенсировали отсутствие драйва в некоторых матчах, почти-3D-футболисты ненавязчиво напоминают о том, что в России выступают неплохие кудесники «ногомяча».

Отдельной историей стало создание бренда канала «Наш футбол», которой генеральный директор «Лиги-ТВ» Илья Геркус на специально созванной пресс-конференции перед началом чемпионата 2013/14 уделил особое внимание: «Мы хотели придать бренду новую яркую окраску, динамику и энергичность, что свойственно лучшим зарубежным трансляциям. С этим логотипом мы будем выходить, начиная с первого тура чемпионата России. Над новой графикой работала известная американская компания. Американские коллеги предложили нам более яркий и насыщенный стиль, чтобы подчеркнуть внутреннюю динамику роста нашего футбола. Скромному европейскому подходу мы предпочли яркий американский образец".

Гендиректор "Лиги-ТВ" Илья Геркус заставил воспринимать российский футбол как шоу

Не будет преувеличением, что в сочетании с музыкальным дополнением от «Kasabian» все вышеперечисленное создает некий «сериальный эффект». Говоря проще, футбол воспринимается как кино, новую серию которого все равно ждешь, независимо от того, кто же играет: хочется увидеть заставки, хочется послушать трек, хочется посмотреть даже на титры, в которых поначалу было дикое количество смешных ошибок.

Все это, конечно, результат упорного труда, а не исключительно новых технологий. В страничке на Facebook исполнительного директора канала «Наш футбол» Ильи Рустамова периодически появляются посты о том, как создается вся эта «новая реальность». От количества шнуров, экранов, техники, конечно, немного захватывает дух, но даже без сопутствующих комментариев Рустамова понятно, что создавать качественный телепродукт в России по-прежнему очень тяжело. Не потому, что на это нет денег, а по старой знакомой причине – неприспособленности стадионов (да, вновь скрытая критика регионов).

Впрочем, как выяснилось, ныть по этому поводу никто не собирался. Все вдруг обратили внимание, что вообще-то региональные стадионы находятся в чертовски привлекательных местах. И в так называемых «перебивках» в трансляциях режиссеры стали давать панорамы пейзажей. Отдельно в этом плане можно отметить краснодарское дерби в погожий осенний день. Удалось дополнительных красок добавить в эфиры из Ростова, Махачкалы, Перми. Это совершенно отдельное достижение, не отметить которое было бы самым настоящим преступлением.

Хороший вопрос, что будет дальше. Все тот же Миша Калашников в одной из своих «трилогий будущего» рассказывал о новых направлениях в показе спорта. Речь шла о настройке картинки под себя, когда потребитель контента самостоятельно может получать нужную информацию о матче, игроке путем пары-тройки взмахиваний руками. Но это – частности, которые все-таки еще не скоро станут доступны, особенно если речь идет не о телекомпаниях, а о среднем российском зрителе.  

Главное – времена минимализма в графике, похоже, ушли прочь. И если уж «Лига-ТВ» однажды представила такие глобальные обновления, возвращение «к истокам» вряд ли будет иметь смысл. В конце концов, аппетит приходит во время еды и хочется уже побыстрее увидеть что-то еще более революционное. Скорей всего, это будет выбор – пойти ли дальше по тропе кинематографичности (как это сделано в НХЛ или НБА: флешбэки в перерывах, ролики, successful story) или же остаться на консервативной волне, видоизменяя сами компоненты графики.

Какой бы путь не избрали руководители «Лиги-ТВ», они уже сейчас показали конкурентам и представителям других популярных в России сообществ (например, КХЛ), как можно и нужно создавать качественный продукт из, прямо скажем, не всегда хорошего первоначального материала. Благодаря настоящему графическому прорыву в оформлений трансляций в 2013 году канал «Наш футбол» как-то особенно быстро и незаметно превратился из придатка к большой телекомпании в самостоятельный продукт, за который абсолютно не стыдно платить деньги.

Лучшее-2013. За что мы запомним спорт в телевизоре

Люди года. Сергей Гимаев

"В движении" - блог Кирилла Соскова на Sports.ru