6 мин.

В России нет главного футбольного комментатора. Почему Виктор Гусев не стал бы звездой в 2020 году

Никто уже не слушает голос из трансляций.

Вчера «Матч ТВ» впервые за очень долгое время эксклюзивно показал игру сборной России по футболу. Да, студия перед трансляцией получилась не очень, и, возможно, больше не нужно звать на обсуждение футбола Руслана Белого, но такие обвязки нужны матчам главной команды страны на государственном телевидении. И если Первый закономерно делает выбор в пользу сериала про майора Черкасова, то, конечно, единоразово такими студиями должен заниматься специализированный спортивный канал. Другой разговор – почему при пятилетнем опыте только на «Матч ТВ» (а там работают люди с 20-летним стажем на «НТВ-Плюс» и ВГТРК) получается Руслан Белый.

На игру назначили Константина Генича и Михаила Моссаковского как сайдлайн-репортера. Получилась, конечно, подстава, потому что комментировать нули на табло при одном ударе в створ – это, вспоминая классика, как разгружать языком две подводы навоза. Конечно, и Генич с Моссаковским не слишком раскрасили репортаж – примерно за полчаса мужчины дважды произнесли фразу «И на этом можно поставить точку» и, возможно, посчитали это удачным рефреном или даже шуткой для КВН.

Но лучше использовать этот комментарий, чтобы рассмотреть тенденцию, которой, на самом деле, не год и не два. И поскольку уже дважды в этом тексте появилось имя Руслана Белого, давайте сформулируем ее, как заход в очередном блоке стендапа: «Вы замечали, что в России пропали главные комментаторы страны?»

Наверное, нужно пояснить. На стыке веков Виктор Гусев однозначно был самым узнаваемым футбольным голосом России. Сначала он вел шоу «На футболе» на самом популярном канале одной девятой части суши, потом перекочевал в регулярные трансляции РФПЛ в середине нулевых, затем остался со сборной России. Василий Уткин почти не работал на играх национальной команды, зато резонировал за ее пределами: «Футбольный клуб», Лига чемпионов на НТВ, дуэли с Романцевым и Гинером – всегда в инфополе, всегда в поле нашего зрения.

В 2020 году Виктор Гусев не комментирует матчи сборной уже четыре года. В его фейсбуке мелькают анонсы репортажей из фан-зон РФС, архивные кадры, легкое ворчание о сербскохорватской лингвистике. Василий Уткин объявил о завершении карьеры комментатора в мае 2017-го, вернулся на Первый канал и, похоже, теперь окончательно закончил путь в профессии.

Даже Алексей Щербаков в «Что было дальше» удивился: как это, вы больше не комментатор? А вот так, ведь не бывает комментатора вне репортажей. Поэтому, в частности, мы в этих примерах не вспоминаем Владимира Стогниенко. Да, он за последние пять лет плотнее остальных ассоциируется с победами сборной, а перформанс с «Ты просто космос, Стас» из маленькой колонки на стадионе помнят многие. Но игра Россия – Испания остается последней трансляцией Стогни на федеральном канале, хотя с тех пор прошло почти 2,5 года. Как комментатора не бывает вне репортажей, так и комментатора сборной не бывает вне репортажей сборной.

Само вымирание понятия «Главный футбольный голос России» началось вовсе не с пенсии Гусева или отставки Уткина с «Матч ТВ». С развитием технологий и увеличением скорости информации в них постепенно отпадала всякая надобность. Вспомните, ведь для многих программа «На футболе» оставалась единственным способом узнать результаты тура. Только в «Футбольном клубе» можно было увидеть хайлайты всех матчей чемпионата России. Сейчас обе передачи заменяет подписка на ютьюб-канал Премьер-лиги.

Ведущие спортивных шоу федеральных каналов были практически евангелистами и проповедниками, уникальными источниками информации для всех, говорящих на русском языке. Потому что, сюрприз-сюрприз, телевизор в конце 90-х смотрели намного чаще, чем в конце 2010-х.

Простой пример: 27 марта 1997 года рейтинг программы «Время» на ОРТ составил 11,1%. 27 марта 2020 года программу «Время» на Первом включили 5,7% – падение практически в два раза. По данным «Левада-центра», за последние 10 лет потребление новостей по телику упало на 22%, из молодых людей (U-25) информацию из ящика получают и вовсе лишь 42%. Конечно, в такой ситуации тяжело привлекать аудиторию, когда ты всего лишь голос с экрана, кричащий «Опасный моме-е-е-нт!»

Да, сейчас на Первом канале чаще комментирует пара Роман Гутцайт – Павел Занозин. Но по ощущениям они пока не стали узнаваемым дуэтом, не наработали нужную химию в репортажах и в принципе не ассоциируются со спортом на главной кнопке страны, как когда-то тот же Виктор Гусев. Да, возможно, все придет со временем, хотя есть подозрение, что это время уже ушло без следа и больше не вернется никогда.

Да, конечно, в мире остаются главные футбольные голоса, но, в основном, это либо инерция, либо традиция. Их теноры, баритоны и басы запоминаются вместе с легендарными матчами. В Италии фраза «Над Берлином лазурное небо» прославила Марко Чиволи после финала ЧМ-2006. Вопли немца Тома Бартельса из ARD неразрывно связаны с голом Марио Гётце в 2014-м. Британец Джон Мотсон был со зрителями BBC с начала 1970-х и прошел со сборной Англии примерно тот же путь отчаяния, что и Россия с Виктором Гусевым.

Но у этой проблемы есть и другой ответ – комментаторов банально больше не слушают. Если перед голосом Вадима Синявского замирали у радиоточек, потому что элементарно не было картинки, то теперь мы не вслушиваемся, что говорит дядя на фоне футбольного матча.

В 2018 году 73% телезрителей в США регулярно залипали в телефон или планшет, только 12% не брали в руки устройство второго экрана, когда сидели перед первым. И неважно, что шло на экране: «Голос» на NBC, шоу семейки Кардашьян или трансляция НФЛ, – почти три из четырех американских телезрителей обновляли ленту твиттера или инстаграма и вряд ли сильно вникали, как там убиваются герои по телику. В 2011-м их число равнялось лишь 40%.

Подобных подсчетов в России не проводили, но спросите каждый себя: насколько часто вы смотрите ТВ (или его заменители) со смартфоном в руке? Как много запоминаете из футбольных репортажей на Первом или «Матч ТВ»? Можете назвать сейчас комментатора, которого знают вне спортивной тусовки?

Я не призываю вернуть Гусева в телеэфир ради красивой истории – кажется, это практически невозможно. Важно зафиксировать эту тенденцию изменения современного телевидения, в котором нереально стать звездой только через голубой экран и ящик в углу комнаты. Статус главного комментатора страны – это все про мир, где есть только телевизор. В мире победившей мультиплатформенности уже нет места только одному футбольному голосу.

Спортивное ТВ в России за 10 лет: «Матч ТВ» не всплывет, Первый канал – топ, ВГТРК – все

Фото: сайт Виктора Гусева, Rutracker.org, твиттер Дениса Казанского, Getty Images