5 мин.

Россия не увидит Олимпиаду по ТВ. Окончательно вернулись в совок

Данил Тармасинов – о последствиях бойкота для русского телевидения.

МОК отцепил сборную России от Олимпиады-2018. Это значит, что трансляции зимних Игр не покажут в Москве и Красноярске, Петербурге и Ростове, Иркутске и Екатеринбурге, Костроме, Оренбурге и Торжке. Администрация президента приняла это решение заранее, а эти ребята обычно не откатывают всё назад.

Нужно рассматривать этот случай с нескольких точек зрения. Первое – это бизнес. Мы все тут на Sports.ru знаем, как Первый и «Россия 1» относятся к спортивным трансляциям. Начало показа со свистком, а иногда и после, ноль тематических программ, матчи футбольной сборной, комментируемые из Москвы, моментальный уход из эфира, чтобы успеть к передаче «Человек и закон» – известная история, зайди в любые комменты и увидишь претензии даже к голосу Виктора Гусева, который сейчас слишком часто определяют словом «тревожный».

Таков геном телезрителя в России – смотреть только на наших против ненаших. Можно не понимать, как собирают рейтинги и доли, снобистски говорить, что Mediascope не совершенен и не считает, например, телесмотрение в барах (самый популярный вариант для спорта). Можно. Но из года в год данные подтверждают любовь аудитории к рубке своих и чужих. Даже, например, интересно: если из биатлона, главного спорта для ТВ, убрать русских, будут ли так же смотреть Кубок мира, как сейчас?

Без сборной России на Олимпиаде и Первый, и «Россия 1» недополучит тех рейтингов, на которые рассчитывают. Плюс Игры пройдут в Азии, значит, трансляции будут ночными и вечерними – шансов у зимних видов никаких. То есть федеральные каналы только рады тому, что не надо сжигать гигантские деньги (по информации «Ведомостей», это 40 миллионов долларов за две Олимпиады) и получать на выходе доли в два/три раза ниже среднесуточных показателей.

А вот каналы поменьше удовлетворились бы такими цифрами. «Матч ТВ», по сути, и создавался для сосредоточения у себя трансляций, не интересных широкой аудитории, но любопытной тем, кто еще не про xG, но уже про технику конькового бега Мартена Фуркада. Такое чистилище между раем (Первый и ВГТРК) и адом (платные каналы), хотя по-хорошему ад-то как раз – это большие кнопки и есть. «Матч» точно хочет показывать Игры-2018 вне зависимости от наличия наших спортсменов. Не просто так ведь Тина Канделаки спешно заявила, что наши атлеты должны быть на Олимпиаде. Это выгодно и ее холдингу в том числе, ведь в случае отказа Первого и ВГТРК все (или почти все) зрители Олимпиады достанутся «Матчу», а это все равно немаленькая аудитория. 

И есть еще «Телеспорт», который выгрузит олимпийские трансляции на «Сила-ТВ» и широко заявит о себе в эпоху, когда русское телевидение так и не научилось нормально вещать в интернете без привязки к эфиру из ящика. Структура Петра Макаренко владеет всеми правами на показ Олимпиады, и в случае запрета теряет большие деньги. Эта компания, по сути, до 2017 года и занималась тем, что перепродавала контракты федеральным каналам, эта схема работает не первый и не второй цикл. И вот сейчас политика лишает «Телеспорт» и заработков, и прибыли, и шанса выстрелить на рынке. Возможно, в Европе или Штатах за такое на государство подали бы в суд.

Вторая точка зрения (если вы еще не устали) – это престиж. Федеральные каналы обязаны показывать Олимпиаду, потому что это один из показателей того, что они в топ-клубе и что-то из себя представляют на рынке. Маркеры развитого телевидения в стране – это сильные интересные форматы (собственные или грамотная адаптация лицензионных типа «Голоса» или, гхм, «Русского ниндзя»), продвинутость каналов в техническом плане (уже не HD или 3D, а 4K) и, конечно, трансляция мировых мэйджор-событий, и Олимпиада, разумеется, это один из них.

В любом случае Игры – это тот продукт, который приносит рейтинги в любом случае, потому что это вершина мирового спорта (простите, хоккейные фаны), а церемонии открытия и закрытия – это больше культурное явление, а уже не про голы-очки-секунды. В этом плане русское телевидение-2017, сделавшее большой шаг от наследия СССР как в техническом, так и качественном аспекте, этим решением окончательно отбрасывает себя на уровень Гостелерадио, поскольку становится абсолютно неотделимым от линии партии и правительства.

Ну и третье – это, конечно, политика. Видели моментальную реакцию каналов ВГТРК на новость об отстранение сборной? Не прошло и получаса, как «Россия 24» распулила в бегущие строки данные об отказе о трансляций, повесила под логотипом перечеркнутые олимпийские кольца, а в левый нижний угол присобачила хэштег #NoRussiaNoGames. Здесь для них сошлось всё: и подтверждение собственных слов, и выгода от гипотетического провала эфиров из Пхёнчхана, и, на всякий случай, лояльность системе, которая точно поддерживает бойкот Игр в любой форме.

Этот же хэштег был в прямом эфире на Первом канале, шоу «Время покажет» ведущий Кузичев начал с эпиграфа «Если выбирать между войной и позором и выбирать позор, то войны вы, конечно, не избежите» (с оговорками, что все это фигурально, но тональность очень легко понять).

И еще цитата: «Для меня выступление сборной России без флага и гимна неприемлемо», – Петр Толстой, экс-телеведущий, заместитель аппарата Госдумы. Конечно, в зале зааплодировали, то есть публика, по мнению модераторов ток-шоу, должна поддерживать именно эту позицию. Если вы, счастливые люди, не смотрели ни разу подобных форматов, то просто поверьте на слово, что любые фразы, которые идут вразрез с политикой передачи, встречают молчанием, а то и перекрикиванием других героев.

Видимо, всё уже решено, поэтому спасти олимпийские трансляции может только чудо. Оно выступит Сегодня, 6 декабря, на Всероссийском форуме добровольцев его не произошло. Следующий час икс – 12 декабря и олимпийское собрание в Москве. Но надежда, видимо, есть только на маленькие каналы. Хотя бы на них.

Фото: USA Today, РИА Новости / Владимир Астапкович

Василий Уткин – о последствиях бойкота Олимпиады на русском ТВ

Television-Sport.com – главное место в русском интернете, где говорят о спортивном телевидении