13 мин.

Владимир Стогниенко: «Если для актуальности нужны приколюхи, то ок — я старый унылый хрен»

***

Это интервью опубликовано сегодня на сайте моего проекта «Планёрка». Но, думаю, что на sports.ru целевой аудитории в разы больше)) Поэтому я спросил разрешения у самого себя, а ещё у автора текста Павла Комова, и мы решили опубликовать интервью слово в слово ещё и здесь. Первоисточник тут: http://planerka.org/articles/analitika/analitika/esli-dlya-aktualnosti-nuzhny-prikolyuhi-to-ok-%E2%80%94-ya-staryj-unylyj-hren

***

Один из самых популярных комментаторов последнего десятилетия уже полтора года как ушёл с «Матч ТВ», и, кажется, сбавил обороты. Хотя на самом деле он более чем активен: возглавляет отдел спортивных новостей ВГТРК, ведёт программу «Футбол России» на телеканале «Россия-24» и шоу «Футбол с MEIZU» на YouTube, комментирует для «Евроспорта». Мы встретились с Владимиром Стогниенко в кафе «Жан-Жак», где он снимал очередную серию прогнозов для канала Василия Уткина «Кря Продакшн». В интервью он признался, что ещё не разобрался в YouTube и заверил, что в эпоху упадка телевидения без работы не останется. 

ПРО «ТЭФИ»

— Только что завершилась церемония ТЭФИ. В прошлом году вы взяли Орфея. Как вам всё происходящее сейчас?

— Мне не с чем сравнивать. В этом году я впервые побывал на церемонии, потому что в 2016-м находился на Чемпионате Европы во Франции. Статуэтку получал Борислав Володин, начальник отдела трансляций «Матч ТВ», потом мне передал. Я уже на «Матче» к тому моменту не работал.

—  Что думаете по части распределения статуэток?

— Если честно, многих номинантов и лауреатов не знаю. Я в основном смотрю телевизор по части спортивных трансляций, поэтому просто не в состоянии оценить. Спортивных номинаций было только две. В номинации «Телевизионный проект о спорте» выиграл фильм про Александра Карелина. Неплохой, его делали люди, которых я знаю. Фильм смотрел, понравился. А в номинации «Ведущий спортивной программы/спортивный комментатор», думаю, вопросов и быть не могло (приз достался скончавшемуся в марте хоккейному комментатору Сергею Гимаеву, — прим. ред). Я бы крайне удивился, если бы произошло что-то другое. Хотя лучше бы Наилича наградили, пока он был жив. Но кто же знал, что всё так получится.

— Третьим финалистом в этой номинации был Дмитрий Губерениев. Справедливо?

— Дима очень сильный комментатор. Просто я, мягко говоря, не поклонник биатлона. Но он как комментатор, как ведущий очень силён. А вообще всё это условно. Сегодня одного выбрали, завтра другого.

ПРО РОБОТОВ, ПАБЫ И ВАСИЛИЯ УТКИНА

— В конкурсе «Ты — киберкомментатор!», который проводит кабельный канал «Т24», вы участвуете только как член жюри? Разработка, продюсирование — это не ваше?

— Нет, я не имею к этому никакого отношения. Поскольку там среди заданий нужно будет в том числе комментировать киберфутбол, меня попросили принять участие. Я согласился. Хотя мои годы увлечения играми (слова киберспорт тогда, кажется, не было), пришлись на 90-е и закончились ещё в студенчестве.

— А вообще к телеканалу «Т24» отношение имеете?

— Он входит в систему ВГТРК. Вот снимали недавно для них кулинарную программу, я там кипящим маслом облился, криворукий. Попросили люди, я принял участие. 

— Вы комментировали матч испанской лиги на канале «Сила ТВ» в соцсети «ВКонтакте». Как это происходило технически?

— Офис, студия, всё точно так же. Комментарий — он везде одинаковый. Пришёл, сел, наушники надел. Это был пока только эпизод. Я не слишком большой любитель испанского футбола, Вася [Уткин] предложил. Если будет свободное время и позовут ещё — приду.

— Ещё вы оба попали на шоу «Битвы роботов» на телеканале «Дискавери». Как так получилось? 

— «Евроспорт» входит в структуру «Дискавери». Они нам с Васей предложили поработать, и мы не отказались. Там были тексты специально подготовленные, мы по ним готовились, где-то импровизировали. Это был прошлый сезон «Битвы роботов». Мы там по три-четыре выпуска за раз озвучивали. Было достаточно забавно.

— Вы с Василием Уткиным много пересекаетесь, делаете прогнозы для его канала «Кря Продакшн», вот теперь ещё и  роботы. Судя по всему, приятельствуете. Характер у Василия непростой, язык острый (чего стоит только разнос Андронова на шоу OFFSIDE.TV ). Как вы уживаетесь?

— Приятельствуем, да, в хороших отношениях. Мы ещё и соседи, оба живём в Хамовниках. Ну а кто из нас с простым характером? Я не помню ни разу за 15 лет знакомства, чтобы мы были в плохих отношениях, не помню, чтобы в мой адрес были какие-то невыносимые колкости. Хотя он, действительно, человек с непростым характером. Но талантливый. Частое явление.

— Вы продолжаете иногда комментировать вживую. Например, в пабе своего брата. Какая там специфика?

— В пабе — это больше работа с аудиторией. Даже не комментарий, а конферанс. Не могу сказать, что это прямо очень сильно интересно. Это либо заработки, либо способ своим людям чуть-чуть помочь, поэтому периодически соглашаюсь. Люди же приходят не слушать твои умозаключения, а поболеть, чтобы им было как-то повеселее пивка выпить. Это же другое совсем, не тв-репортаж. Даже нет особенного смысла готовиться к такому репортажу. Здесь — пошутил, тут — зажёг, там — покричал. Связки сильнее устают. Это общение с конкретными людьми. А комментарий — это диалог с неким абстрактным человеком, иногда в какой-то степени с собой.

ПРО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАРАБОТКИ

— Корпоративы вас зовут провести?

— Ведущим пьянок? Нет. Вернее, давно уже нет. Я столько раз отказался, что уже не зовут. Если вам необходимо провести какую-нибудь презентацию или церемонию... или корпоративный футбольный турнир — вы можете меня позвать. Но я денег попрошу.

— Давно последний раз было подобное?

— Летом. Вёл открытие корпоративной спартакиады в очень крупной компании.

— Что это за работа? Явно ведь отличается от комментирования.

— Если это крупное event-агентство, там есть режиссёр, сценарий. Бывают ещё всякие спортивные корпоративные истории. Ты там даже не ведущий, а анонсер скорее. Это заработки. Если предлагают, чего же отказываться.

— Работа на ВГТРК, корпоративы, YouTube-канал «Футбол c Meizu», прогнозы для «Кря Продакшн». Плюс комментируете время от времени на «Евроспорте». Есть ещё что-то?

— Ещё в последние годы некоторые клубы из низших лиг стали приглашать комментировать матчи на своих каналах. «Солярис», «Велес», «Арарат».

— Не скучно на таких играх?

— Тут вопрос не в скучности. Люди пришли, предложили конкретную работу. Там не то что огромные, но деньги. Если есть время и силы — можно поработать.

— Прогнозы вы даёте. А ставки сами делаете?

— Очень редко. И без конца всем говорю, что надо быть со ставками очень аккуратными, что это исключительно история ради развлечения. А то однажды человек мне предъявлял претензии, что он меня послушал, поставил 50 000 и проиграл. Ну, если у тебя есть лишние 50 000 — отдай их мне. Поставил 500 рублей, твой прогноз сбылся — сидишь, чувствуешь себя экспертом невыносимого уровня. А чего деньги-то просаживать? Надеяться здесь заработать довольно глупо. Зарабатывают работой.

— Брату в его пабе Two-Two Pub помогаете? В смысле не комментариями, а деньгами. Вкладываете в проект?

— Нет. Это бизнес брата и его компаньона, их основная работа сейчас. Я человек умеренный. Живу нормально. Но так, чтобы были лишние деньги, которые можно вложить в чужой бизнес, — пока нет.

ПРО «МАТЧ ТВ»

— Василий Уткин говорил: «У меня нет проблем, чтобы работать на «Матч ТВ». Но ключ находится с другой стороны двери». В вашем случае то же самое? Пойдёте, если снова позовут?

— На ВГТРК изначально не против того, чтобы я работал на других цифровых каналах. Если речь идёт о федеральных каналах — всё сложнее. На своём уровне, в своей спортивной области, я всё-таки лицо ВГТРК. Если речь идёт о цифровых каналах, которых в холдинге «Матч» полно, чисто теоретически договориться можно.

— Вы ведь уже работали на «Матч ТВ».

— Тогда я не работал на ВГТРК, я был в штате «Газпром-Медиа». Но это продолжалось всего полгода, после чего я оттуда ушёл и вернулся в штат ВГТРК.

— А со стороны «Матча» не зовут?

— Общались несколько раз. Но как-то это ни во что конкретное не вылилось. Я думаю, им сейчас особо комментаторы не нужны. Тем более на спутниковые каналы, там комментаторов  и так много. Мне же придётся какие-то деньги платить отдельные, а штатный комментатор зарплату получает. В чём смысл? Вроде бы и я не против, и «Матч» не против, но зверской обоюдной заинтересованности нет.

— Вы мечтаете прокомментировать ЧМ-2018. Вдруг так получится, что ВГТРК не будет его транслировать...

— Это будет плохо, но надо дожить сперва. ВГТРК транслировал все крупные турниры, сколько я себя помню. Уверен, заинтересованность у канала есть, а чем закончатся переговоры, тут уже не ко мне вопрос.

— Но если вдруг. Уволитесь, чтобы уйти на «Матч» и комментировать там?

— Я не хочу никуда уходить с ВГТРК. У меня нет ни желания, ни причин. Я бы хотел, чтобы так оно оставалось и в дальнейшем. Я же не уволился, когда стало понятно, что ВГТРК не будет показывать Кубок Конфедераций. На радио комментировал. Там, правда, другой тип репортажа. Хотя тоже со стадиона, три матча сборной России.

— Смысл в том, чтобы побывать на стадионе, а не в количестве людей, которые вас услышат?

— Смысл в том, чтобы прокомментировать. Я человек, прежде всего, телевизионный. Количество людей в этом случае не важно. Главное, чтобы была нормальная полноценная телетрансляция, и ты её комментировал — это сложно и интересно.

— Сам канал «Матч ТВ» смотрите?

— Спортивные трансляции — конечно. Студии, разогревы, и программу «Все на матч» — очень редко. У меня двое детей, младшая маленькая совсем, на телевизор времени нет.

— Коллег по-прежнему не оцениваете? Кто лучший комментатор сегодня?

— Мне очень нравится, как работает Серёжа Кривохарченко.

— Раньше Кирилла Дементьева выделяли.

— Дементьева я сейчас редко слышу. Он всегда хорошо работает. Но сейчас он в основном на спутниковых каналах чемпионат Германии комментирует, а с регулярными просмотрами Бундеслиги у меня как-то не сложилось пока.

— Про плохих скажете что-нибудь?

— Нет, конечно. Зачем?

ПРО РАБОТУ КОММЕНТАТОРОМ

— В одной из своих колонок на championat.com вы писали, что не считаете профессию комментатора работой журналиста.

— Я сказал, что себя не считаю журналистом. Комментарий — очень узкая часть спортивной журналистики. Меня когда зовут к студентам, я начинаю с того, что могу много чем поделиться, но скорее всего всем сидящим в зале это никогда не понадобится. Потребность в комментаторах настолько мала, что может быть из ста человек им станет один.

— Почему вы тогда ездите к студентам?

— Зовут люди. Я сразу организаторам всё это говорю, но они считают, что я много чего видел, могу поделиться. Почти всегда это история некоммерческая. Билет купили — ты поехал. Студентам интересно, а мне несложно.

Однажды ездил в Киргизию, на мастер-класс для местных телевизионщиков. Мне показалось, что людям понравилось. Там своя специфика репортажей, они там по десять минут комментируют по очереди на киргизском и русском. Вчера мне написал молодой человек с таджикского телевидения. Я приехал бы, конечно, интересно. Если время найдётся.

— В этой же колонке вы говорили, что писать для вас гораздо сложнее, чем комментировать. Если, предположим, в какой-то момент вы не сможете работать комментатором, и у вас будет выбор — отработать ведущим на мероприятии или написать материал в газету — что вы предпочтёте? При сопоставимом гонораре.

— Я же возглавляю отдел спортивных новостей. Думаю, работу найду даже вне комментария — я столько лет на телевидении вращаюсь, не только на спортивном. Другое дело, что меня, кроме спортивного ТВ, остальное интересует куда меньше.

— А вообще вне журналистики себя видите? Юрий Дудь, например, говорил, что если что, пойдёт торговать.

— Если что, я и канаву пойду копать. Никаких проблем здесь не вижу. Семью надо прокормить — идёшь и работаешь. Да не останусь я без работы, что-нибудь придумается в крайнем случае. Голова есть, руки тоже. Прокормимся.

ПРО YOUTUBE

— Спортивные СМИ не по работе читаете? Есть любимые?

— Конечно, многие. Championat.com, Sports.ru, «Р-Спорт». Но сейчас достаточно открыть «Твиттер» — там все ссылками обмениваются. Прошло то время, когда обязательно на сайты нужно заходить. Но захожу, конечно.

— Как оцениваете уровень современной спортивной журналистики в России?  

— Мне хватает. Понимаю, что сейчас, наверное, должен сказать «мне бы хотелось…». Полно сейчас, конечно, всяких недостатков. Тут сложно сравнивать, не могу сказать, что регулярно и внимательно слежу за зарубежной журналистикой — что-то читаю, но хотелось бы больше.

Сейчас вмешались блогеры. Это на самом деле хорошо, потому что выбора стало больше. А не хочешь — не смотри. То есть материалы типа «Десять лучших бюстов подружек футболистов» я не смотрю, мне не интересно. Мне нравится, что появилось достаточно много молодых людей, которые пытаются делать серьёзные футбольные тактические анализы. Хотя понятно, что лучшие бюсты набирают больше просмотров.

— То есть футбольные шоу на YouTube смотрите?

— Я знаю, что это такое. Иногда хожу по ссылкам, но регулярно не слежу. Есть там вещи, которые попадают в поле моих интересов, а есть те, которые нет. И не потому, что они плохие. Либо не помещаются в круг интересов, либо есть что-то другое. Думаю, что это для взрослого человека нормальное явление. Ты перестаёшь тратить силы и энергию, доказывая кому-то, что то, что ему нравится — говно. Зачем? Ты для себя решаешь, интересно тебе или нет. Если интересно, ты в этом деле начинаешь копаться.

Сейчас очень много льётся на нас информации. И льётся много лишнего. Нас убеждают, что это всё необходимая информация, но это неправда. Необходимо нам процентов 10-15. Ну, может, 25. Остальное — пустая трата времени. Поскольку времени мало, а в жизни есть много важных вещей, которые надо успеть, то надо для себя вырезать куски необходимого, а на остальное не тратить время.

ПРО ДУДЯ И СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ КАНАЛ

— Заказчики проекта «Футбол c MEIZU» довольны количеством просмотров, которое набирают ролики (редко больше 100 тысяч)?

— Пока да. Мы же не так давно стартовали. Но я, конечно, не очень доволен, хотел большего. Это для меня новая область, там аудитория немного другая, чем у телевизора. Думаю, она станет больше, когда я разберусь, что к чему. Надеюсь на это.

— Речь о закрытии проекта не идёт?

— Есть контракт до Чемпионата Мира. Будем стараться делать ещё больше и лучше, но пока что-то получается хорошо, что-то нет.

—А персональный канал не хотите?

— Очень много дел. Пока то, что происходит с Meizu, меня устраивает. Там всякие мелочи люди делают лучше, чем я. У меня голова не болит по поводу монтажа и прочего.

— Дудь вон создал канал и, по его словам, озолотился.

— У Юры совершенно другая специфика, структура. Он делает канал очень популярный, но он неспортивный у него. Пока ни одного спортивного гостя. Люди у него среди ютьюб-аудитории очень востребованные. Юра совершенно чётко занимается популярным таким ютьюбом и преуспевает. А мы тут в спортивной нише ковыряемся. Конечно, если делать ролики «Десять лучших моментов Месси против Роналду», наворовать видео, естественно, на это народу придёт посмотреть больше. Это нормально. Мы этого делать не будем, конечно.

Какой-то молодой парень написал мне замечательный комментарий. Нет, говорит, по сравнению с «Картавым футболом» — не то. Делай больше приколюх, будет весело. Ядрёна бомба, мне скоро 40 лет, у меня двое детей, Финансовая академия за плечами и миллион финалов! Какие приколюхи? Если для актуальности обязательно нужны приколюхи, ок  — я старый унылый хрен.

— Похоже, что старые унылые хрены с лодки скоро отчалят. 

— Ерунда. Займите свою нишу, будьте там лучшим, и никто вас оттуда не выкинет. Среди людей, которые пользуются ютьюбом, есть не только 20-летние ребята, которым нужны приколюхи. Просто юные заметнее и активнее. Но Владимир Никитович Маслаченко всегда жил на своей волне и всегда у него была своя аудитория, в том числе — молодая. Конечно, если вы хотите массового и постоянного обожания, этого не будет. Но будет ваша аудитория. В своё время мой любимый Том Уэйтс так сказал про боссов звукозаписывающих компаний: «Говорят, что у меня нет хитов и что со мной трудно работать… как будто это плохо». Занимайтесь тем, что вам нравится, делайте это хорошо, и всё будет отлично. А когда 40-летний пытается делать приколюхи в стиле 18-летних — это нелепо.