6 мин.

Чемпионат для олигархов. Версия 2.1

После прочтения одного из самых топовых постов этого месяца, возникло желание дополнить идею автора и наглядно убедить читателей в необоснованно высоком уровне цен на домашний для нас Чемпионат Мира по хоккею, который приведет к полупустым трибунам на каждом втором матче.

Но обо всем по порядку

ппп

 Основная цель любого крупного спортивного форума – это популяризация занятий физической культурой и спортом в стране. Успехи сборной безусловно играют весомую роль, но все-таки, на мой взгляд, гораздо важнее, чтобы после проведения Чемпионатов Мира и Европы, Олимпийских Игр тысячи мальчишек и девчонок сами потянулись в спортивные секции и каждый день засыпали с мечтой, что в будущем они станут «Харламовыми», «Ягудинами», «Легковыми».

 Таким образом, я хочу сказать, что любое спортивное соревнование мирового или континентального масштаба, которое принимает наша страна, должно быть, прежде всего, для всего народа, а не отдельной прослойки общества, обитающей в своем маленьком мире.

 Оргкомитет Чемпионат Мира по хоккею 2016, который напомню пройдет в Москве и Санкт-Петербурге, недавно опубликовал прейскурант цен на матчи мирового первенства. Но, глядя на указанный ценник, хочется спросить, чем вообще руководствовались лица, в задачу которых входила калькуляция стоимости билетов. Как они учитывали текущую ситуацию в экономике страны, проблемы занятости населения и падение реальной заработной платы?

 Сравнивать цены будущего и прошедших Чемпионатов Мира не вижу смысла. Картина хорошо представлена в ЭТОМ ранее уже озвученном материале. Я же хочу взглянуть на ту же самую проблему немного в другой плоскости. Для этого мне понадобились данные о средней реальной заработной плате в стране, проводившей мировой хоккейный форум, а также была выведена средняя же цена на билет группового этапа.

пп

* - продублирована з/п 2015 года, так как она вряд ли повысится

** - средняя цена на матчи сборной Финляндии

Ключевым показателем, который отображает АДЕКВАТНОСТЬ цен является доля стоимости одного билета в заработной плате. Да, как видно по таблице, указанный процент из года в год постепенно растет, но эта положительная динамика НИ РАЗУ не была больше 1%. В России же билет на ЛЮБОЙ матч группового этапа, будь хоть Чехия-Россия или Франция-Венгрия, будет в среднем обходиться больше 10% заработной платы среднестатистического россиянина. А это ровно в 2,5 раза выше значения чешского первенства этого года. Так и хочется задуматься о том, для кого Россия проводит этот Чемпионат Мира??

Безусловно, на всех играх с участием нашей сборной трибуны «Арены-Легенд» будут битком, но опять же надо отдавать себе отчет о том, какая там будет публика. Я сомневаюсь, что простой, но истинный поклонник хоккея из скажем из Магнитогорска или Нижнекамска сможет позволить себе потратить больше 20000 на билеты только группового этапа, не считая проезда, проживания, питания, развлечений. Зато, уверен, персонажей, которые придут чисто ради галочки в своем календаре и паре сотен лайков в инстаграме будет предостаточно. С этим я сталкивался ежедневно на Олимпиаде в Сочи, где по счастливому стечению обстоятельств удалось поработать волонтером на лыжно-биатлонном центре. Так вот, число «фанатов» лыжных гонок, которые элементарно, например, не понимали в чем отличие «конька» и от «классики», исчислялось не сотнями, а даже тысячами. Поэтому, вряд ли настоящие до мозга костей любители хоккея смогут позволить себе более 2-3 игр с участием нашей сборной.

Но основной вопрос далеко не в нашей сборной. Я вот лично не понимаю, как собираются организаторы заполнять до отказа «Юбилейный» на игре тех же самых венгров и французов, хоть стадион и вмещает лишь скромные 6000 посадочных мест. Мне трудно представить себе человека в нашей стране, который легко выбросит 3000 рублей на матч двух «мастодонтов» мирового хоккея. Уж лучше сходить на 1/8 финала Лиги Чемпионов в том же самом Петербурге за те же самые деньги в конце зимы следующего года.

Выход из ситуации видится один, который опять же знаком мне по сочинским играм. С высокой вероятностью на игры с участием явных аутсайдеров придется вводить режим «волонтер в штатском», который заключается в ликвидации пустот на трибунах за счет волонтеров, которые не прочь «на халяву» отдохнуть и посмотреть хоккей. Но, если этот сценарий будет запущен, то о какой коммерческой эффективности чемпионата стоит вообще вести речь. И возникает по всему выше сказанному снова вопрос. А не проще ли было сделать цены на подобные игры не 1500, 3000 руб. и выше, а скажем рублей так по 300? Да, это в 10 раз меньше, но уж лучше получить что-то и увидеть заполненные трибуны, чем наблюдать камерную обстановку под хоккей не самого высокого класса. И это я еще не принимаю во внимание дополнительную выручку от фудкорта и продажи атрибутики, которую может принести «болельщик за триста»

Но мне захотелось копнуть еще глубже и посмотреть, что происходит в других видах спорта при формировании цен на билеты. Для примера были взяты три крупнейших мировых первенства 2015 года по водным, лыжным видам спорта и легкой атлетике.

fds

Несомненно, хоккей занимает более высокое место в рейтинге любимых видов спорта россиян, чем плавание и прыжки в воду. Но более грамотная ценовая политика, при которой можно было и за 50 рублей попасть на соревнования, обеспечила практически идеальную заполняемость трибун этим летом в Казани.

Особняком стоит мировое первенство по лыжным видам спорта в Швеции. Средний билет стоил около 400 шведских крон, что составляло лишь 1,5% от среднего уровня месячного заработка в стране. Организаторы разработали интересную систему скидок, при которой поход с семьей от 2 детей обходился всего в 120 крон с человека, что по сути незначительно превышает среднюю стоимость обычного билета. Как итог, 228 000 человек посетило Чемпионат Мира при целевом показателе 170 000 проданных билетов. Общая выручка от проведения соревнований составила 33 млн евро при расходах в размере около 29 млн евро. Как итог положительное значение прибыли. Это ли не результат грамотной ценовой политики.

Чемпионат по Легкой Атлетике в Китае частично завысил, на мой взгляд, цены, но билеты, но тут надо принимать во внимание, что наибольшее число заветных квитков было первой (самой дешевой) категории стоимостью 50 юаней, которые и приобретали в основной массе местные жители. Более дорогой ценник был направлен на зарубежного болельщика, так как все-таки легкая атлетика не является топовым видом спорта для Китая.

Подытоживая все выше сказанное, хочется обратиться к оргкомитету Чемпионата Мира и призвать его задуматься над тем, что стоит ли вообще проводить такой Чемпионат Мира, если настоящий российский хоккейный болельщик будет его смотреть по большей части по голубому экрану телевизора???

 

С верой в самое лучшее,

Крохин Алексей

 

66