9 мин.

Сумоисты против тайфуна. Что нужно знать о Гран-при Японии

Надвигающийся тайфун может помешать битве «Мерседеса» и «Ред Булл» на «Сузуке». Глеб Каланов рассказывает, что нужно знать о 15-м этапе «Формулы-1».

Гран-при Японии – один из немногих неевропейских этапов, присутствие которого в календаре чемпионата воспринимается как само собой разумеющееся. Трассу «Сузука» можно назвать самой молодой «классикой» «Формулы-1» – Большой цирк впервые приехал сюда лишь в 1987 году. Однако с тех пор в Японии прошло едва ли не больше эпичных, красивых и решающих гонок, чем на любой другой более старой трассе. Герман Тильке своего времени, голландский архитектор Джон Хугенхольц, проектируя полвека назад тестовый полигон для компании «Хонда», наверное, и не помышлял о подобном успехе.

Гонки в Стране восходящего солнца не раз решали судьбу чемпионского титула – именно здесь проходили решающие битвы между Простом и Сенной, Хаккиненом и Шумахером. Сегодна «Сузука» не принимает завершающие этапы чемпионата, однако менее интересными гонки здесь не становятся. Это особенная трасса – благодаря своей конфигурации она бросает серьезный вызов гонщикам, не давая им расслабиться ни на секунду. За ошибки приходится платить дорого – на японском автодроме редко где можно встретить заасфальтированные зоны безопасности, зато гравийных ловушек и отбойников предостаточно. А японские болельщики, буквально боготворящие «Формулу-1», создают неповторимую атмосферу, которую не найти ни на одном другом этапе.

Трек, спроектированный как автодром для тестов дорожных машин, включает в себя практически все виды поворотов – однако в целом это скоростная трасса, имеющая уникальную особенность в виде пересечения самой себя. Нагрузка на шины здесь высока проехать с одним пит-стопом не удастся даже самым бережливым пилотам. Обгон совершить непросто, и даже DRS не слишком поможет – лишь в конце стартовой прямой и на торможении перед шпилькой можно рискнуть совершить атаку. На трассе есть целый ряд мест, ошибка в которых почти гарантированно приведет к сходу или большой потери времени – от гонщиков требуется максимальная концентрация в течение всего круга, выезд сейфти-кара более чем вероятен.

Тяжеловесы

«Формульные» тяжеловесы – «Мерседес» и «Ред Булл» – на «Сузуке» снова должны схлестнуться, словно элитные борцы сумо. И исход этой борьбы не выглядит однозначно в пользу «серебряных стрел» – болиду «быков» трасса может подойти даже лучше.

Первый сектор автодрома представляет собой сплошные связки скоростных поворотов, в которых от машины требуется огромное количество прижимной силы – то есть, у «Ред Булл» есть все шансы стать быстрее на этом участке трассы. На втором и третьем секторах эффективность аэродинамики тоже важна, а вот очень длинных прямых, где можно было бы разгуляться моторам «Мерседес», на треке не так много. Гран-при Японии – лучший шанс для «Ред Булл» выиграть еще одну гонку в этом сезоне; оставшиеся трассы «быкам» подходят не столь здорово. Сможет ли проявить себя Себастьян Феттель, одержавший в прошлые годы здесь четыре победы?

В «Мерседесе» наступило затишье, но нет сомнений, что чем ближе финал сезона – тем напряженнее ситуация в команде, особенно тому способствует ситуация в чемпионате. Льюис Хэмилтон вновь в лидерах, но преимущество над Нико Росбергом чисто символическое. Техническая надежность «серебряных стрел» в этом сезоне оставляет желать лучшего, и еще один отказ вкупе с победой главного соперника может заставить неудачника сказать «сайонара» надеждам на титул.

Скандалы, интриги, расследования

Эпопея с возможным уходом Фернандо Алонсо из «Феррари» набила оскомину уже всем, а между тем уход испанца становится все более реальным – неприязнь между ним и Марко Маттиаччи на Гран-при Сингапура была отмечена многими. Кроме того, именно в Японии «Хонда» готовится сделать важно заявление – так или иначе, ситуация в «Феррари» и «Макларене» явно нервная.

Как выступят находящиеся под давлением Дженсон Баттон, очень любящий японский этап, и развеселый Кевин Магнуссен – еще одна интрига. «Макларен» не может похвастаться высоким уровнем прижимной силы и хорошим сцеплением с трассой – а ведь хорошее выступление очень необходимо обоим пилотам, да и самой команде – «Форс-Индия» уже впереди, а ниже пятого места «Макларен» не падал уже очень давно.

Занятные новости приходят из стана «Катерхэма» – по слухам (которые были опровергнуты командой), имущество коллектива было арестовано судебными приставами, а по данным Джо Сейварда, это имущество уже выставлено на аукцион. Дело идет к логичному и давно ожидаемому финалу – вряд ли для кого-то подобная информация стала неожиданностью. Заявления нового руководителя конюшни Манфреди Раветто о том, что «Катерхэм» готов догнать команды середины пелотона благодаря новому переднему антикрылу, выглядят не более, чем предсмертной агонией. Даже Эдриан Ньюи не может заставить в одночасье ехать болид на полторы-две секунды быстрее – а времени у «зеленых», похоже, и вовсе не остается. Нужно разве что сказать спасибо коллективу, что дали возможность выступить на домашнем этапе Камуи Кобаяси – своими мучениями в этом сезоне японец уж точно заслужил шанс выступить перед своими болельщиками.

Впрочем, кто знает, возможно, выступить ему, как и всем остальным, не придется – по последним метеосводкам, на Японию надвигается тайфун «Фанфон», который в состоянии сделать проведение Гран-при невозможным. Многое зависит от того, когда именно стихия достигнет трассы – вполне вероятна отмена гонки, если тайфун обрушится на субботу или воскресенье. Перенос Гран-при на более поздний срок невозможен – командам нужно срочно спешить в Россию и отправлять в Сочи машины и все оборудование. Будем надеяться, что Гран-при Японии все-таки состоится – такой этап терять очень жалко.

«Формула-1.ру»

«Сузука» – не та трасса, что легко дается новичкам, потому настрадавшемуся в Сингапуре Даниилу Квяту придется нелегко и в Японии. «Торо Россо» не слишком дружит с высокоскоростными поворотами, и побороться за очки будет еще сложнее, чем обычно. Возможно, дождь оказался бы на руку русскому гонщику.

«Марусе» на «Сузуке» вряд ли светит что-то хорошее – болид тяготеет к медленным трассам, к коим японский автодром никак не отнести. Как бы Жюлю Бьянки и Максу Чилтону не оказаться по итогам квалификации на самом дне, по крайней мере, «Катерхэм» настроен воинственно. Любопытные новости для российских болельщиков – вполне возможно, в следующем году за рулем болида российской команды (если конечно, она останется российской) может дебютировать Сергей Сироткин.

Взгляд в прошлое: Гран-при Японии 2005 года

На предпоследний этап сезона Фернандо Алонсо приехал уже в ранге чемпиона мира – Кими Райкконен старался, как мог, но потрясающая стабильность самого испанца и надежность его болида «Рено» принесли успех Алонсо. Однако перед стартом Гран-при Японии никому и в голову не приходило, что гонка может оказаться скучной – виной тому стала однокруговая квалификация, в те годы имевшая место в «Формуле-1». Дождь превратил в лотерею выступления пилотов – в середине сессии пошел дождь и гонщики, еще не показавшие время, оказались в заведомо проигрышной ситуации.

Результаты субботы ошеломляли – новоиспеченный чемпион Алонсо обнаружил себя на 16 месте, а позади него должна были стартовать представители «Макларена» Райкконен и и Монтойя! Поул же достался Ральфу Шумахеру, а напарник Фернандо по «Рено» Джанкарло Физикелла принимал старт третьим. Быстрые машины, стартующие из хвоста пелотона – безотказный рецепт интересной гонки.

Шумахер-младший выиграл старт, в погоню за ним устремился Физикелла, а вот Монтойя оказался выбит Жаком Вильневом на первом круге и гонку завершил. Тем временем, Алонсо и Райкконен отлично стартовали, отыграв по несколько позиций.

Именно два лидера чемпионата в дальнейшем были главными действующими лицами гонки – испанец и финн упорно прорывались сквозь пелотон, демонстрируя чудеса скорости и пилотажа. Алонсо прорвался на третье место к концу гонки, в повороте 130R совершил умопомрачительный обгон Михаэля Шумахера и в целом проявлял себя очень ярко. Райкконен же больше напоминал машину – очень четко рассчитывая свои действия, Кими проходил одного соперника за другим.

Финал гонки вышел потрясающим – за несколько кругов до финиша, проведя пит-стоп, Райкконен оказался в пяти секундах позади Физикеллы. У «Рено» была хорошая скорость, и, казалось бы, Джанкарло одержит победу – однако невероятный темп Кими позволил пилоту «Макларена» догнать итальянца и провести две атаки. Первую попытку обгона Физико отбил, но во второй раз – в конце предпоследнего круга – «Айсмен» вынудил соперника уйти с траектории, влез в «воздушный мешок» от «Рено», поравнялся на стартовой прямой, вышел вперед и захлопнул «калитку» на торможении перед первым поворотом!

Возможно, это была лучшая победа в жизни Кими и одна из лучших в истории чемпионата. Физикелла и Алонсо закончили гонку вторым и третьим – испанец провел не менее впечатляющую гонку, чем Кими и по праву доказал, что заслуженно стал чемпионом. Оба пилота наглядно продемонстрировали свой талант и написали еще одну красивую страницу в истории японского Гран-при.

Цифры этапа

5,807 км – длина трассы

1.31,540 – рекорд круга в гонке, установленный Кими Райкконеном в 2005 году

6 раз победу на «Сузуке» одерживал Михаэль Шумахер, 4 раза – Себастьян Феттель

Погода

Синоптики интригуют – если в субботу осадки не ожидаются, то во время гонки небеса могут разверзнуться с высокой долей вероятности, вплоть до ливня. А быть может, дело дойдет и до тайфуна…

Сказано

Манфреди Раветто: «Мы больше не рассматриваем «Марусю» как прямого конкурента. Ожидаем, что сможем догнать «Заубер» и «Лотус».

Фелипе Масса: «Не знаю, как долго буду оставаться здесь. Но думаю, что «Уильямс» будет моей последней командой».

Дэвид Култхард: «Ограничение радиопереговоров не изменит расклад сил. Фернандо Алонсо не поедет медленнее из-за того, что будет получать меньше информации с пит-уолл. У неопытных пилотов могут возникнуть проблемы, но все это ерунда».

Гельмут Марко: «Когда «Серебряная стрела» вновь взорвется, мы будем готовы переиграть соперника. Будущие потери «Мерседеса» сыграют нам на руку в общем зачете. «Мерседес» все еще может проиграть титул».

Тото Вольфф: «Нам не нужен пакт о перемирии и мы не намерены играть на публику. Если в течение 25 лет вы ставите перед собой одну цель – победа в чемпионате, то никто не заставит вас считать главного соперника лучшим другом».

Фото: REUTERS/Yuya Shino, Issei Kato