7 мин.

Нефтяную войну (подбившую рубль) запустил новый спонсор «Ф-1». Он стоит как 26 «Газпромов» и помогает Аравии в захвате автоспорта

Прибыль в $110 миллиардов!

«Формула-1» переживает не лучшие времена: из-за коронавируса серия уже лишилась одного Гран-при и может потерять еще несколько. Как минимум один этап – в Бахрейне – уже точно впервые в истории чемпионата пройдет без зрителей. Угроза потери доходов тащит акции чемпионата вниз: ценные бумаги Formula One Group (тикер FWONK) на бирже NASDAQ c 20 февраля обвалилась с $46,82 за акцию до $29,95.

Но есть и хорошие новости: 10 марта серия заполучила нового и очень крупного спонсора. «Формула-1» подписала контракт с саудовским национальным нефтяным гигантом Saudi Aramco. Он станет шестым глобальным партнером чемпионата после международной службы доставки DHL, голландской пивоваренной компании Heineken, швейцарского производителя часов Rolex, авиакомпании Emirates и итальянских шинников из Pirelli.

По условиям соглашения щиты с рекламой компании появятся на большинстве Гран-при, а ее логотип интегрируют в графику ТВ-трансляций. Кроме того, Saudi Aramco станет титульным спонсором трех гонок – Гран-при Испании, Гран-при Венгрии и Гран-при США. Прочие детали сделки и объем спонсорских вливаний от компании в чемпионат не разглашались.

Это самая дорогая компания мира

Saudi Aramco – настоящий монстр мирового нефтепрома. Это крупнейшая компания мира по показателю добычи нефти и размеру нефтяных запасов, а ее рыночная капитализация на 10 марта оценивается в $1,44 триллиона – это с запасом самая дорогая компания в мире. Для сравнения, больше $1 триллиона сейчас стоят лишь два технологических гиганта Apple и Microsoft. А рыночная капитализация «Газпрома» сейчас составляет «всего» $55 млрд – в 26 раз меньше.

После размещения всего 1,5% акций на бирже в рамках декабрьского IPO капитализация Saudi Aramco уже на второй день пробивала астрономическую цифру в $2 триллиона. Это и было целью саудитов, желавших, чтобы Saudi Aramco стала самой дорогой в мире – ради этого перед IPO они определили стоимость акций по верхней границе ценового диапазона ($8,53 за акцию). Также по итогам 2019-го по данным Fortune компания стала самой прибыльной в мире – издание оценило доходы Saudi Aramco в $110 миллиардов. Занявший второе место Apple отстал более чем на $50 милииардов.

Из-за Saudi Aramco началась ценовая война на рынке нефти

А еще саудовская госкомпания напрямую причастна к панике, происходящей в последние дни на фондовом рынке. Вряд ли мимо вас прошли последние новости о курсе рубля, но на всякий случай вкратце расскажем: на прошлой неделе развалилась нефтяная сделка между Россией и странами ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти). Она заключалось в регулировании объемов добычи ради сохранения цен на нефть на приемлемом уровне, а ее продление предусматривало дополнительное сокращение добычи.

По данным Bloomberg, переговоры провалились из-за позиции главы «Роснефти» и председателя наблюдательного совета хоккейного ЦСКА Игоря Сечина. Источники The Bell же утверждают, что решение отказаться от сделки было принято на встрече Владимира Путина с главами нефтяных компаний – и убедил его свернуть переговоры Сечин, который один выступал против дальнейшего сокращения добычи. Цель этого шага – выдавливание с рынка американских производителей сланцевой нефти, добыча которой при достаточно низких ценах может стать нецелесообразной. 

К обвалу рубля причастен босс ЦСКА. Он убедил Путина выйти из переговоров по сокращению добычи нефти

Но в том, что творилось дальше, напрямую замешана Saudi Aramcо. Компания объявила об увеличении объемов добычи нефти в апреле до 10 млн баррелей в сутки, а Bloomberg сообщил о готовности нефтяников нарастить добычу до 12 млн баррелей. Более того, Saudi Aramco ввела скидки в $6-$8 для потребителей из США, Северной Европы, а также Восточной и Юго-Восточной Азии. 

Эти действия были расценены как начало ценовой войны и спровоцировали обвал цен на нефть на открытии торгов 9 марта. Котировки упали на 25% (до уровня 2016 года) – наибольший провал со времен Войны в Персидском заливе в 1991 году. Ну а зависящий от нефти рубль рухнул вниз вслед за ценами: последствия вы можете увидеть на каждом табло с курсами валют.

Реклама 18+

Сделка с «Ф-1» – еще один этап по захвату арабами гоночного мира

Приход Saudi Aramco в «Ф-1» – это не просто история о жирном спонсорском контракте. По сути, это еще одна часть большого плана Саудовской Аравии по продвижению страны через гонки.

Еще совсем недавно вклад этой страны в мировой автоспорт был ничтожным. Королевство не принимало практически никаких международных заездов, а единственными более-менее известными пилотами из Саудовской Аравии были Абдулазиз бин Турки Аль-Файсал Аль-Сауд (гонщик GT и внук короля, а ныне министр спорта страны) и Язид Аль-Раджи (неплохой раллист и по совместительству сказочно богатый бизнесмен).

Все начало меняться в 2017-м: вы не поверите, но только три года как консервативные саудовские власти разрешили женщинам водить автомобиль – Саудовская Аравия оставалась последней страной в мире, где действовал такой запрет. До этого активисток, выступавших против сексистских ограничений, арестовывали, увольняли с работы и запрещали выезжать за рубеж. Да что там, до 2013 года женщинам нельзя было даже ездить на велосипеде.

А потом власти королевства посчитали автоспорт отличным способом развить сферу туризма и прокачать имидж страны. С последним у Саудовской Аравии давно проблемы: власти ближневосточного королевства не раз упрекали в нарушении прав человека, арестах правозащитников, политических активистов и блогеров, а в октябре 2018-го на весь мир прогремела история с убийством журналиста Джамаля Хашогги в здании консульства Саудовской Аравии в Стамбуле. Власти страны даже обвиняли в причастности к терактам 11 сентября. 

В январе 2018-го Саудовская Аравия впервые приняла шоу-заезд «Гонка чемпионов» (битву лучших пилотов и ветеранов из всевозможных серий – от ралли-кросса и молодежек до«Формулы-1»), затем объявила о 10-летнем контракте на проведение этапа «Формулы-Е» по улицам Эр-Рияда, а этой зимой приютила выдавленный безденежьем из Южной Америки ралли-рейд «Дакар». Также началось активное продвижение Райяны Юффали – первой саудовской гонщицы, которая вышла на старт гонок в Европе. 

Ну а главным достижением королевства станет Гран-при Саудовской Аравии, который должен появиться в календаре «Формулы-1» в 2021 году. Первые гонки планируют провести на улицах Джидды, а к 2023 году в стране должны построить целый город развлечений с роскошным автодромом и перенести этап туда. Переговоры пока идут, но сомнений в их успехе после контракта с Saudi Aramco примерно ноль. По информации Auto Motor und Sport, саудиты готовы платить «Формуле-1» за право проведения гонки $60 миллионов в год – рекордная сумма для промоутеров Гран-при. 

Власти, разумеется, отмахиваются от критиков, которым не нравится процесс обеления через автоспорт: «Они могут говорить, что захотят, – заявил принц Абдулазиз Аль-Сауд Motorsport после объявления о контракте с «Формулой-Е» в 2018-м. – У нас есть направление, стратегия и обязательство дать жителям Саудовской Аравии лучшее. Нас все время критикуют за бездействие. А когда мы что-то делаем – снова критикуют».

Теперь «Формула-1» и Саудовская Аравия связаны еще теснее. Если в моральном отношении сделка с Saudi Aramco может понравиться не всем, то в финансовом плане это однозначный плюс для «Формулы-1» и большой успех ее исполнительного директора Чейза Кэри.

Подписание контракта с таким мощным партнером гарантирует чемпионату куда больше уверенности в светлом будущем и в долгосрочной перспективе положительно скажется как на доходах, так и на стоимости акций чемпионата. А там, где замешаны большие деньги, прочие факторы обычно уходят на второй план.

Новая «Ф-1» грозит трем десяткам рекордов: 18 лучших времен трасс, 7 достижений Шумахера и быстрейший круг в истории

В «Формуле-1» построили две новые трассы. Крутой бэнкинг, огроменная прямая в 1,5 км и грандиозное здание боксов

Фото: Gettyimages.ru/Bill Pugliano; AP/Associated Press/East News; Instagram/reemajuffali