7 мин.

У «Астон Мартин» будет заводская команда в «Формуле-1». Помогут $500 миллионов от канадского миллиардера

Возможны подиумы.

То, о чем инсайдеры осторожно говорили в декабре, внезапно стало реальностью 31 января: консорциум инвесторов во главе с канадским миллиардером Лоренсом Строллом выкупил 16,7 процента акций «Астон Мартин» за 182 миллиона фунтов стерлингов. Бизнесмен стал мажоритарным акционером автомобильной компании (на чьих машинах гоняет знаменитый Джеймс Бонд), а также взял обязательства вложить в британского производителя дополнительные 318 миллионов фунтов.

К «Формуле-1» это имеет прямое отношение: Стролл собирается превратить принадлежащую ему команду «Рейсинг Пойнт» в заводскую «Астон Мартин», намерен гонять под новым именем как минимум 10 лет, а также получать спонсорскую поддержку от «Астон Мартин». Ранее всплывали слухи, что Лоренс собирается выкупить коллектив «Мерседес» – но похоже, теперь ему это уже не нужно.

У «Астон Мартин» были крупные проблемы. Приход Стролла их решил

Для тех, кто не в курсе: Лоренс Стролл – отец гонщика «Ф-1» Ланса Стролла и невероятно богатый человек. Он сделал состояние на брендах модной одежды: начал с продаж вещей Pierre Cardin и Ralph Lauren, затем совместно с гонконгским бизнесменом Сайласом Чоу основал компанию Sportswear Holdings, а в 1989-м купил малоизвестную фирму Tommy Hilfiger. Стролл сделал ее одной из самых успешных компаний в индустрии моды и в 2006-м продал ее за 1,6 миллиарда долларов. В 2018-м он добавил к своим активам команду «Ф-1» «Форс-Индию», которую тут же переименовал в «Рейсинг Пойнт». 

Отец купил гонщику команду «Формулы-1». Всего за 250 млн долларов

Стролл купил акции «Астон Мартин» в правильный момент. В 2019-м компания столкнулась с большими проблемами. В первом полугодии убытки составили около 80 миллионов фунтов, оптовые продажи упали на 7% до 5809 автомобилей, хотя розничные выросли на 12%. Негативно на компании сказались также укрепление британского фунта, снижение средней цены реализации автомобилей и рост расходов на маркетинг.

В январе представители «Астон Мартин» шокировали инвесторов, сообщив, что показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации) по итогам 2019-го окажется сильно ниже консенсус-прогноза аналитиков и составит всего 130-140 миллионов фунтов вместо ожидавшихся 196 миллионов. Для сравнения – по итогам 2018-го EBITDA составил 247,3 миллиона фунтов.

После этого сообщения акции «Астон Мартин» рухнули на 17% за день. Впрочем, они и до этого не впечатляли инвесторов: стоимость бумаг компании падала практически со дня выхода на IPO в октябре 2018-го. За 2019 год «Астон Мартин» потерял 65% капитализации, а цена акций в какой-то момент была на 80% ниже, чем в день IPO – Стролл действительно выбрал оптимальное время для покупки доли в компании.

Помимо Стролла купить акции «Астон Мартин» хотел китайский концерн Geely Automobile Holding, которой уже принадлежат британский производитель спортивных автомобилей Lotus Cars и шведская Volvo Cars. Однако владельцы «Астон Мартин» выбрали канадца.

«Астон Мартин» будет заводским на словах. На деле это сателлит «Мерседеса»

Покупка Строллом доли в «Астон Мартин» показывает, что его планы на «Ф-1» простираются куда дальше простого обеспечения карьеры сына Ланса. Канадец реально собрался сделать свою команду полноценной частью своей бизнес-империи.

Это тот случай, когда один актив увеличивает ликвидность другого. «Астон Мартин» получает огромные инвестиции и присутствие в главной гоночной серии мира, что резко увеличивает узнаваемость и маркетинговую привлекательность бренда. А «Рейсинг Пойнт» избавляется от ужасного названия и приобретает заводской статус.

Впрочем, последнее пока вызывает больше всего вопросов. Нет, заводского тут точно будет больше, чем у «Альфа Ромео» – по крайней мере у команды и производителя один владелец. Но все же переименованный «Рейсинг Пойнт» будет сложно сравнивать с «Феррари», «Мерседесом» или «Рено».

Даже для серийных машин «Астон Мартин» покупает двигатели у «Мерседеса» вместе с электроникой, навигацией и другими системами. Тратить деньги на разработку адски дорогих моторов для «Ф-1» британцы точно не станут. Способность компании самостоятельно производить другие компоненты для «Ф-1» (коробки передач, гидравлику, электронику) пока вызывает сомнения.

Сейчас все эти компоненты поставляет «Мерседес». И, скорее всего, продолжит дальше: концерну «Даймлер» (куда входит «Мерседес») принадлежат 4% акций «Астон Мартин». А еще с 2019-го команда из Сильверстоуна расширила сотрудничество с «серебряными стрелами», начав использовать их аэродинамическую трубу вместо кельнского тоннеля «Тойоты». Две компании крепко связаны уже сейчас, и Строллу незачем разрывать эту связь.

Судя по всему, теперь «Астон Мартин» будет фактически младшим партнером «Мерседеса». Это будет не максимально возможная техническая кооперация, как у «Феррари» и «Хааса», но зато обойдется без сильной финансовой зависимости, как у «Альфа Ромео» от все той же Скудерии. В общем, новым производителем в «Ф-1» называть новую команду будет нечестно.

«Ред Булл» лишился титульного спонсора из-за сделки

Глава «Астон Мартин» Энди Палмер практически сразу озвучил то, что и так было ясно: компания не станет продлевать финансовое сотрудничество с «Ред Булл». Вскоре это же подтвердили и в австрийской команде, для которой «Астон Мартин» был титульным спонсором с 2018 года.

«Команда подтверждает, что «Астон Мартин» останется титульным спонсором до конца сезона-2020, но после окончания срока действия контракт не будет продлен. «Ред Булл» согласился освободить «Астон Мартин» от обязательств в «Формуле-1», что позволит им сделать необходимые инвестиции в альтернативные возможности в нашем спорте.

Подразделение Red Bull Advanced Technologies продолжит работать с «Астон Мартин» в построении гиперкара «Валькирия». Согласно плану, первые машины будут готовы в конце этого года».

Ничего удивительного: теперь, когда у «Астон Мартин» есть своя команда в «Ф-1», партнерство с «Ред Булл» больше не нужно. И именно команда из Милтон-Кейнса выглядит единственной проигравшей от сделки Стролла: «Астон Мартин» отчислял австрийцам 13 миллионов долларов в год, а теперь же предстоят поиски нового титульного партнера.

Еще один знаменитый бренд в «Формуле-1»

«Формула-1» должна стать главным проектом «Астон Мартин» в автоспорте. В конце 2019-го производитель со скандалом покинул «ДТМ», так что кроме «Ф-1» у компании остались гонки GT, а также WEC, где с сезона 2020/2021 британцы собираются участвовать в высшем классе гиперкаров с «Валькирией».

«Астон Мартин» вряд ли сможет бороться за победы и титулы, но точно способен стать околотоповой и крепко стоящей на ногах командой. В 2016-2017-м парни из Сильверстоуна (тогда выступавшие под вывеской «Форс-Индия») считались одним из самых эффективных коллективов в «Ф-1»: с весьма скромным бюджетам он уступал в Кубке конструкторов лишь «Мерседесу», «Феррари» и «Ред Булл». Ключевые специалисты той бригады – Отмар Сафнауэр, Энди Грин, Энди Стивенсон – по-прежнему на месте. Они давали результат даже в условиях нехватки ресурсов, а со следующего года им явно должно стать легче.

Проблем с деньгами не было уже в 2019-м: численность штата увеличилась на 15%, началось строительство новой базы. Более того, с 2021-го в чемпионате начнет действовать пусть и натяжной, но все же потолок расходов – это должно помочь середнякам подтянуться к пока недосягаемым топам.

Все деньги «Формулы-1»: главные команды тратят по $400 миллионов в год, но прибыли не добивается никто

Спонсоров под бренд «Астон Мартин» искать явно легче, чем под «Рейсинг Пойнт». У самой компании неплохие перспективы: ее новый внедорожник Aston Martin DBX пользуется большим спросом, ради него построили целый завод в Уэльсе, а поставки машин начнутся в мае. По мнению аналитиков HSBC, именно DBX станет главным фактором роста компании в ближайшем будущем.

Aston Martin DBX

Ну и Стролл сам по себе является гарантом финансовой стабильности: Forbes оценивает его состояние в 2,6 млрд долларов.

После эпохи Виджая Малльи (предыдущего владельца команды из Сильверстоуна) и ежегодного призрака банкротства превращение в полузаводской «Астон Мартин» кажется гигантским прогрессом. Причем не только для «Рейсинг Пойнт / Астон Мартин», но и для всей «Формулы-1»: серия приобрела знаменитый бренд в качестве целой команды, а не наклейки на заднем крыле. Сделка win-win для всех – чем больше таких, тем лучше для серии. 

Хэмилтон выбивает у «Мерседеса» гонорар в $330 миллионов. Взамен – клятва вечной верности и гонки до 40 лет

Фото: East News/pixathlon / HZ/SIPA/EAST NEWS; Gettyimages.ru/Jack Taylor, Charles Coates, Harold Cunningham